Бывшие родственные слова. Чем отличаются родственные слова от однокоренных? Чему нас учат

Бывшие родственные слова. Чем отличаются родственные слова от однокоренных? Чему нас учат

Путаница между родственными и однокоренными словами для школьников не редкость. Дети сложно воспринимают эту тонкую грань отличий между двумя понятиями. Не далеко ушли и взрослые – вряд ли каждый русскоязычный человек сразу скажет, что значит понятие «родственные слова».

Итак, родственные слова в русском языке – все слова, что могут похвастаться одним корнем, а также значение которых близко по смыслу. При этом такие слова относятся к одной части речи далеко не всегда.

Что объединяет родственные слова, методы их образования

Для получения родственных слов используют суффиксы, приставки и окончания. Для них имеется общее понятие – постфиксы. Но тут есть тонкая грань – слова, у которых только разное окончание, родственными не считаются. Значит, это только лишь форма слова.

Филологи выделяют три основных способа появления новых слов в русском языке :

  1. Суффиксально-префиксальный – к корню добавляют и префикс, и суффикс;
  2. Префиксальный – используется только префикс для создания нового слова;
  3. Суффиксальный – слово создают с использованием суффикса.

Из всех перечисленных методов для создания родственных слов в основном используется суффиксально или суффиксально-префиксальный методы. А вот префиксальным способом новые слова образовывать не разумно, ведь получается примерно то же, что и при замене окончания – разные формы слова.

Взять хотя бы слова бегать, убегать, побегать . Между ними нет особых отличий, соответственно они не считаются родственными словами.


Не обязательно все родственные слова будут являться одной частью речи. Часто они разные. Для примера возьмем слова водитель – водить – водительский. В данном примере предлагаются сразу три варианта – глагол, а также существительное и прилагательное. Но все три слова могут похвастаться одним корнем, образованы при помощи добавления суффиксов и окончаний, а значение у них близкое.

Определяем не родственные слова

Русский язык многогранен. Поэтому для его досконального изучения требуется внимательность и отличное знание предмета. Внимательность необходима и при определении однокоренных слов. Ведь не редкость наличие одинаковых звуков в корне при совершенно различном значении таких слов.

Вернемся к слову водитель . С таким же корнем есть еще одно слово – водяной . Но, несмотря на один корень, добавление разных суффиксов, слова имеют совсем разные значения. И назвать родственными их невозможно.


Есть и другой вариант – слова, смысл которых близок, они являются синонимами, но не имеют общей части. Такие слова также невозможно считать родственными. Чтобы было хорошо понятно, приведем пример с тем же словом водитель . По значению близкое и являющееся той же частью речи слово шофер – для слова водитель не родственное.

Обязательно нужно упомянуть о исторически родственных словах. Ярким примером будут «беда» и «победа». Они в прошлых столетиях считались родственными, но согласно правилам современного русского языка у двух слов разное значение, что делает их, несмотря на один корень, не родственными. Филологи рекомендуют для подобных слов употреблять понятие «исторически родственные слова».

Как подбирать родственные слова в русском языке?

Принципы, основы и понятие родственного слова и методы их подбора изучают в рамках школьной программы средне образовательной школы. Дети в младших классах уже должны разбираться в отличиях между словами родственными и отделять формы слова. Ведь это помогает грамотно разговаривать и писать. Правильный поиск родственных слов дает возможность легко проверить написание многих слов.


Нужно сказать, что наука поиска однокоренных слов не простая. Здесь нужно четко понимать, что есть родственным словом, а что его форма. Также важно моментально отделить те слова, которые имеют совершенно иное значение при том же корне и наличии созвучных букв.

Для упрощения процесса педагоги выделяют следующие правила:

  1. Родственные слова всегда характеризуются наличием одного корня. Это самая важная часть любого слова, в которой и скрыто основное лексическое значение такого слова. Что касается родственных слов, эта часть для них должна быть общей.
  2. Важно определить точно, относятся ли слова к родственным или это просто разные формы одного слова. Форма слова образуется чаще всего при помощи окончания. Например, водитель, водителю, водителям – это формы слова. А вот водить и водитель уже родственные слова. В первом случае слова обозначают человека, который водит. Во втором водить – это действие, а водитель – особа, которая это действие и выполняет.
  3. Оцените, точно ли однокоренные слова родственные по значению.

Проверив все три основных пункта можно с уверенность говорить о том, что родственные слова находить удается быстро и правильно, а это весьма значимый навык для любого человека, так как поиск родственных слов помогает правильно написать слово, при выговоре которого могут возникать сомнения в буквах.

Тема: Родственные слова.

Цель: сформировать понятие родственных слов, ввести понятие корень, развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.

Задачи:

  • наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
  • сочетание орфографической и речевой подготовки;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование: компьютер, мультимедийная программа, магнитофон с кассетой для физкультминутки, плакаты с деревом, корзиной, ёлкой, фигурки грибов и листьев, ёлочные игрушки, учебник М.Соловейчик «К тайнам нашего языка»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

II. Минутка чистописания

– Какую букву будем писать? (Букву Бб ) Приложение 1 Слайд 1. (Данное приложение превышает разрешенный размер. Ссылку можно взять у автора статьи – прим. ред. )
– Постарайтесь написать красиво и правильно.

III. Словарная работа

– Запишите словарные слова. Слайды 2–10

IV. Введение в тему урока

Сценка.

У: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

У: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

V. Объявление темы урока

Слайд 11

– Сегодня мы с вами узнаем, какие слова называются родственными и что такое корень. Если люди происходят от одного предка, то они похожи друг на друга и их называют родственниками. Слова тоже бывают похожими. Чем похожи слова на кусте? (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК)
– Они имеют одинаковую часть, они также называются родственными. А я знаю ещё одно слово с такой е частью – гореть. Будет ли оно родственником? (Нет у него другое значение). Значит давайте сформулируем определение родственных слов. Какие слова называются родственными? (Ответы детей)
– Проверим, правильно ли мы сказали определение родственных слов. Слайд 12

VI . Физкультминутка. Упражнения на дыхание

Во время физминутки звучит тихая приятная музыка.

– Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.
– Сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.
– Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками) треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.

VII. Первичное закрепление

– Открыли учебник на стр.7, упр.283. Соберите всех родственников в столбик. Проверяем.

Рыба
Рыбка
Рыбачить
рыбный

– Какая часть у этих слов общая? (рыб- ) Вот общую часть всех родственных слов принято выделять дугой. Почему эту часть называют главной? (От этой части зависят новые слова) Т.е. от этой части вырастают новые слова, поэтому эту часть называют корнем. Слайд 13
– Какие слова записали во второй столбик? (Ловить, улов.)
– В третий столбик? (Окунь, окунёк.)
– Какие слова остались? (Окунул, ловкий)

VIII. Физкультминутка

IХ. Закрепление

– Давайте ещё раз прочитаем в учебнике на стр. 8. Что называется корнем? Как найти корень?
– Нужно подобрать родственные слова.
– Выделить общую часть в родственных словах.

Работа по вариантам. Один вариант собирает листья на дерево, а другой вариант – грибы в корзинку.

– Найдите листочки с вашего дерева, для этого подберите родственные слова с корнем Лист – листик, листочек, листок, листва, безлистный, листопад. Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.

По мере называния дети прикрепляют слова-листики к дереву, грибочки кладут в корзинку.

X. Повторение

Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово

В столовой стоит большой круглый … (стол).
В голубятню принесли нового … (голубя).
Садовник ухаживает за … (садом).
Лесник бережёт... (лес).
В солонку насыпали … (соль) .
В кормушке был … (корм) .
Из конюшни вышел … (конь) .

ХI. Итог урока

– С чем мы сегодня познакомились?
– Какие слова называются родственными? Что называется корнем?
– Сейчас вы выберете игрушку, которая соответствует вашему впечатлению от урока и прикрепите на ёлку, чем лучше настроение, тем выше крепится игрушка.

ХII. Домашнее задание: выучить правило, упр. 285.

Класс: 2

Цель урока: целенаправленное формирование умения по отбору информации для формирования корректных выводов на примере изучения темы “родственные слова”

Обучающая задача:
познакомить с терминологией - "родственные слова", знать признаки родственных слов;

Развивающая задача:
обогатить словарный запас учащихся и состав их речевой деятельности;
учиться делать выводы из наблюдений;

Воспитательная задача: воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная работа,
  • работа в парах,
  • фронтальная.

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.

2.Каллиграфическая минутка

- Пропишите узор

Какая буква составляет узор? Что вы о ней знаете?

Прочитайте слова.

Л_сной л_сник л_с л_сок

Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.

Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.

Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.

(лесоруб, лесовик, лесоповал)

3. Работа по теме урока

Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?

На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.

Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?

Перечислите членов каждой семьи

Давайте запишем членов семьи в тетрадь

Еж, ежонок, ежиха

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)

Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.

А кто счастливый, у кого много родственников?

Ребята, в русском языке тоже есть слова - “родственники”

Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58

Итак, что же мы узнали из правила?

Какие слова в русском языке будут являться родственными?

Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?

Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)

Есть ли у них общая часть? (Да)

Давайте выделим общую часть слов каждой группы.

Еж, ежонок, ежиха

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

Как будут называться слова каждой группы? (родственные)

Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.

Давайте внимательно послушаем

- Гусеница : Здравствуйте! Вы кто?
- Гусь : Я - Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
- Гусеница : А я ваша родственница – тётка-гусеница.

Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница

является родственницей гусям?

(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)

Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.

Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. - “основание”, “предположение”) - недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”

Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)

Что самое главное мы узнали о родственных словах?

Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.

Выпишем героев в два столбика (как они встретились)

Гусеница гусь

Прочитайте еще раз определение родственных слов.

Какое главное условие вы нашли?

Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.

Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.

Все согласны с этим?

Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?

Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?

(Нет, эти слова не близки по смыслу)

Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)

Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение)

ФИЗМИНУТКА

4. Продолжение работы по теме урока

Итак, какие условия должны выполняться для родственных слов?

  • Работа в парах

Найдите на карточках родственные слова и соедините их.

Докажите своё мнение.

Докажите, что слова “вода” и “жидкость” не родственные.

Докажите, что “вода” и “водитель” не родственные.

  • Самостоятельная работа – упражнение 82.

Прочитайте строчку.

Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.

Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.

Проверка : Поднимите руку, кому понравились слова 1 строчки?

Какие слова выписали? Почему вы считаете, что они родственные?

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы?

Какие слова являются родственными?

Дом/задание: с. 60, упр. 83.

Сегодня на уроке мы говорили с вами о родственных словах русского языка.

А как вы думаете, во франц. языке есть родственные слова?

А родственные слова франц. языка тоже должны иметь общую часть и быть близки по смыслу?

Поднимите руку, кому интересно, кто хочет узнать об этом?

Для вас будет особое задание: попробуйте узнать, есть родственные слова во французском языке и если да, то по каким законам они ими являются, совпадают ли они с нашими законами? На следующем уроке вы нам расскажите о результатах своего исследования.

Оценка деятельности на уроке

Молодцы. Спасибо за урок.

-- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

О! Здравствуйте! Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они

часто похожи внешне.

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

Кого же можно здесь назвать родственниками?

Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?

Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет

1.Близки по смыслу.

2.Одинаковая часть.

Давайте с вами сделаем вывод: как определить родственные слова.

Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть.

Кто может сформулировать тему и цели урока?

А сейчас откройте учебник на стр. 58.

На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

Прочитайте текст упражнения 77.

Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

Назовите два признака родственных слов.

А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

Какая общая часть в этих словах?

Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать?

Вывод: какие слова записали? Почему?

Теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 58.

Давайте теперь разделим правило на части . (Деление правила на части учащимися: 1.Близки по смыслу.

2.Одинаковая часть.).

Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы:

1.Первый признак определения родственных слов (близки по смыслу)

2. Какую часть имеют родственные слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. (одинаковую часть.).

Ребята, прочитайте упражнение 78 на стр. 59. Можно ли эти слова назвать родственными?

Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов.

Следующее упр. 79. Прочитайте его.

Что обозначает каждое их них?

Что общего в лексическом значении этих слов? Найдите в родственных словах общую часть, в котором заключено это общее значение.

Запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб . От какого слова образовались слова грибок, грибник, грибной?

Работа в группах.

Разделить учащихся на 4 группы.

1 группа- лето, лететь, летний, летом

2 группа- гора, горевать, горка, гористый

3 группа- сыр, сырость, сырок, сырник

4 группа- сад, садовник, садик, садиться.

Задание.

Все ли слова в данной строчке можно назвать родственными? Почему?

Выберете только родственные слова. Выделите в них общую часть знаком

Взаимопроверка.

Ребята, давайте теперь с вами поиграем в игру «Лишнее слово».

Если родственные слова – хлопните, если нет – топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес, лесник, лестница, лесной.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Молодцы ребята!

Что понятие "родственные слова" дети начинают изучать уже в первом классе, старшеклассники не очень уверенно чувствуют себя, выполняя задания по подбору родственных слов.

Я уверена, что затруднения вызывает нетвердое знание и недостаточный словарный запас школьников.

Я предлагаю алгоритм, используя который, школьники смогут быстро подбирать родственные слова к любой

Сначала определимся, что называется родственными словами. Родственные слова - это близкие по значению лексемы (слова) с одним и тем же корнем, но разными приставками и суффиксами.

Пример: род - родственник - выродок - родня - родить - родильный - родовой.

Все слова близки по значению, имеют одинаковый корень - род-.

Запомним: слова, которые отличаются только окончаниями, не являются родственными. Это форма одного слова. Пример: стол - стола - столу (окончание указывает на разные падежи одного слова).

Следует иметь в виду, что этимологически родственные слова сегодня могут значительно отличаться по смыслу. Примеры: космос - косметика, ветеран и ветеринар, длинный и подлинный. Если этимологическое значение слов вызывает затруднение, нужно обратиться к этимологическому словарю.

А теперь учимся определять и подбирать родственные слова.

  • Изменяем слово, чтобы найти его основу. Столовая: столовой, в столовую, нет столовых. будет столов-
  • Определяем, от чего образована эта основа. Слово "столовая" - прилагательное, образованное от существительного стол.
  • Прибавляя к корню суффиксы и приставки, образовываем родственные слова:

СТОЛ - преСТОЛ -СТОЛик - заСТОЛье - СТОЛешница.

Иногда сложно определить, какой именно корень является общим для родственных слов. Чтобы определить его, поступаем так.

Теперь немного теории: в русском языке родственные слова могут образовываться такими способами:

  • Префиксальным (приставочным): мир - пере+мирие, ход - в+ход.
  • Суффиксальным: мир - мир+ок, мир+яне, мир+овой.
  • мир - при+мир+ение, ход - в+ход+ящий.
  • Постфиксальным: какой - какой-либо, какой-нибудь, какой-то. В этом случае родственные слова образует постфикс, который присоединяется к целому слову.
  • Сращением: высоко оплачиваемый - высокооплачиваемый, быстро растворимый - быстрорастворимый.
  • Усечением: специалист - спец, компьютер - комп.
  • Аббревиатурным: Российская Федерация - РФ, банковский автомат - банкомат.
  • Сложением. Здесь несколько вариантов. Могут складываться целые слова (кровать-диван, кресло-кровать), их части (пароход, самолет), или часть слова с целым (молоковоз, цементовоз).

Образуя родственные слова, не следует выпускать из виду омонимию: явление, когда корни слов, имея совершенно разное значение, звучат и пишутся одинаково. Так ряд слов: водка-водяной-вода - не является родственным другому ряду: водитель - проводка - проводы.