Физическое воспитание детей. Результаты исследований и анализ полученных данных

Физическое воспитание детей. Результаты исследований и анализ полученных данных

В самые разные игры, от прыжков со скакалкой до кидания мяча, и эти игры способствуют формированию сильного тела.

В наше время искусство игры пережило сильные изменения, ведь сегодня дети больше времени проводят за видеоиграми, а не играя физически. Но всё же, лучшее, что могут сделать для своих детей родители – придумать игры, стимулирующие физическое развитие вашего чада.

Повторяем за ведущим

Для маленьких детей скоординированные движения – очень важный навык. Большинство игр и спортивных занятий требуют совместной работы детей, хотя бы незначительной. Дети младше пяти лет не особенно любят соревноваться, но им нравится двигаться вместе.

К примеру, повторение – крайне эффективная для маленьких детей. Двое или больше детей повторяют за ведущим серию физических упражнений. На детской площадке ведущий может вскарабкаться на горку и съехать с неё, пройтись по узкому бордюру или сбежать вниз по лестнице.

Детям нужно лишь делать то же самое. Эта игра и другие совместные, но не соревновательные игры, такие как «хоровод» или «мостик», более всего интересны детям в возрасте от трёх до пяти.

Игра в мяч

По мере того, как малыш растёт, его движения становятся более уверенными и ему проще реагировать на окружающий мир. Игра с мячом помогает развивать хорошую координацию групп крупных мышц, а также зрительно-моторную координацию. Игра в «вышибалы», баскетбол, футбол и бейсбол – все эти игры прекрасно подходят для детей от пяти лет.

Очень важно помнить, что дети, младше 9-10 лет, ещё не совсем понимают концепции совместной работы и не всегда умеют достойно проигрывать. Им ещё трудно интерпретировать эмоции других людей и ставить себя на их место. Для большей эффективности постарайтесь сосредоточить внимание детей помладше на важности совместных действий.

В этом возрасте малыш уже начинает получать удовольствие от соревнований. Соревновательные и командные игры особенно нравятся им, поскольку они видят, что успех зависит от их усилий, ловкости и проницательности. Такие игры могут на всю жизнь привить ребёнку любовь к физическому спорту.

Потанцуем

Дети любого возраста и любого пола любят танцевать. Исследования показали, что прослушивание музыки и понимание музыкального ритма и темпа повышает математические способности. А танцы улучшают пространственное мышление и гибкость.

Уроки танцев, любых танцев, от бальных и джазовых до уличных и народных, помогают детям понять все возможности их тел, а также научиться выражать эмоции в движении. Когда дети начинают самостоятельно придумывать танцы и самовыражаться через них, их тела становятся сильнее и гибче.

Цель физических занятий

Главная цель знакомства детей с физическими играми и занятиями с ранних лет – помочь им найти подходящую физическую активность, которая увлечёт их на всю жизнь. Не нужно ставить целью сделать из малыша успешного спортсмена, вам нужно лишь помочь ему обнаружить то занятие, которое он полюбит настолько сильно, что сможет достичь в нём успеха.

Сосредоточьтесь на том, чтобы познакомить своих детей с самыми разными физическими играми и видами спорта и помогите найти то, что заинтересует их более всего. Не нужно превращать игру в тяжёлую работу, подсчитывая все победы и поражения. Ничто так не отвратит малыша от спорта и физических занятий, как страх проигрыша.

Видео — Танец-игра для детей 4-5 лет

Когда дети играют в пятнашки (салки) или занимаются другими физическими активностями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.

Положительное влияние физических упражнений на мозг вашего ребенка.

Вот лишь малый список преимуществ, которые получает ваш ребенок при физических занятиях:

  • Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.
  • Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.
  • Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.
  • Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.
  • Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.
  • Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.
  • Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.
  • Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.
  • Стресс разрушает мозг ребенка (). Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.
  • Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.
  • Шведские ученые доказали, что кардио тренировки (бег, прыжки и т.д.) неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.
  • Физические упражнения повышают силу, гибкость и выносливость вашего ребенка. Это дает ребенку преимущество во время преодоления физических трудностей, с которыми он сталкивается по мере взросления, например, бежать за уезжающим школьным автобусом, нести тяжелые книги и завязать шнурки на ботинках.

Ниже представлены подсказки, которые помогут вам сделать ребенка более активным:

1. Будьте примером для вашего ребенка. Для начала вы сами должны много гулять, бегать, кататься на велосипеде или играть в различные виды спорта. Исследования доказали, что ребенок дошкольного возраста, чьи родители ведут активный образ жизни, также стемятся быть активными. Родители могут влиять на ребенка тремя путями: быть образцом для подражания, помочь ему быть активным и быть активным вместе с ним.

2. Сделайте фитнес приоритетным занятием в вашем доме. Введите ограничения на , видео игры и интернет.

3. Сделайте фитнес веселым занятием. Поддерживайте ребенка в его стремлении заниматься спортом. Не ограничивайте его в этом направлении.

4. Подталкивайте вашего ребенка к прогулке. Не используйте автомобиль, если вы идете вместе с ребенком в место, которое находиться в пешей доступности. Ищите возможность для прогулки (ходите в магазин или на рынок, больше поднимайтесь и спускайтесь по лестнице). Постепенно увеличивайте расстояния, которые вы преодолеваете с ребенком, таким образом вы будете укреплять необходимые группы мышц. Заставьте ребенка полюбить пешие прогулки. Это будет огромным преимуществом для него в будущем.

5. Прививайте ребенку любовь к пробежкам. Бегайте вместе с ребенком или сделайте это общей деятельностью с друзьями и родственниками.

6. Пусть ребенок катается на велосипеде, самокате, роликовых коньках, скейтборде (убедитесь, что он имеет все необходимые средства защиты: шлем, налокотники, удобную одежду). На следующее день рождения подарите ему один из таких подарков вместо очередной видео игры.

7. Танцуйте с вашим ребенком. Танцы доставляют больше удовольствия, чем классические физические упражнения.

8. Устройте соревнования. Это может быть бег наперегонки (дайте фору детям помладше), прыжки на скакалке, гонки на велосипеде и т.д.

9. Ходите на пикники. И не забудьте взять мяч или фризби.

10. Не будьте слишком строги к активной жизни ребенка. Регулярные физические упражнения и активности – вот, что прекрасно. Перфекционизм – это не ваша конечная цель. Если у вашего ребенка был очень тяжелый день, старайтесь не откладывать прогулку или бег. Но если у него совершенно нет сил и времени, то конечно стоит отложить это на следующий раз.

И мамы, и папы хотят, чтобы их дети был ловкими, сильными, спортивными. Конечно, во многом это зависит от природных данных ребенка, но большую роль в физическом развитии играет и то, насколько много уделяют ему внимания родители.

Важно с детства приучать ребенка к физкультуре так, чтобы ежедневные занятия доставляли ему радость и удовольствие. Даже если он не вырастет чемпионом, регулярные занятия помогут ему избежать многих проблем со здоровьем, стать жизнерадостным и активным. Занятия можно и нужно начинать уже с младенческого возраста, это поможет малышу не только развиваться лучше физически, но и интеллектуально, ведь на первом году жизни физическое и интеллектуальное развитие неразрывно связаны между собой.

Правила проведения занятий

Необходимо помнить и выполнять правила проведения занятий, чтоб они действительно пошли на пользу и не навредили вашему малышу.

  1. Перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с врачом. Практически в каждой поликлинике есть массажный кабинет и кабинет лечебной физкультуры. Пусть врач ЛФК или опытный массажист осмотрит вашего ребенка, скажет, на что следует обратить внимание, покажет специальные упражнения, подходящие именно для него (одному ребенку, возможно, понадобится выполнять комплекс упражнений, направленный на укрепление определенных групп мышц, а другому — наоборот, на расслабление и снятие тонуса).
  2. Занятия и интенсивность нагрузки должны учитывать возраст и уровень физического развития ребенка. Форсированная нагрузка не только не будет способствовать физическому развитию, но, наоборот, приведет к ухудшению здоровья ребенка, причем проблемы могут появиться не сразу, а в более старшем или даже зрелом возрасте. С ребенком нельзя проделывать то, к чему он физически не готов.
  3. Увеличивайте нагрузку и продолжительность занятий постепенно. Начните с пяти — десяти минут и доведите время занятия до 40 -60 минут ежедневно.
  4. Следите за состоянием ребенка во время занятий, ни в коем случае не допускайте переутомления. Лучше позаниматься три раза по 15 минут в течение дня, чем один раз 45 минут.
  5. Занятия должны проводиться через час после или за полчаса до еды.
  6. Если у ребенка плохое самочувствие, повышена температура, следует отменить занятия.
  7. Не заставляйте ребенка, если малыш не настроен на занятия, их следует отложить на какое-то время и предложить ему позаниматься чуть позже.
  8. Для детей дошкольного возраста желательно, чтобы занятия проходили в игровой форме.
  9. В комнате, где вы занимаетесь, должно быть свежо, её следует хорошо проветрить или оставить открытой форточку.
  10. Упражнения должны быть подобраны таким образом, чтоб гармонично развивались все группы мышц.
  11. Чередуйте активные упражнения с упражнениями на расслабление.
  12. Всегда одобряйте и хвалите вашего малыша, даже если что-то получается не сразу — ваша поддержка и уверенность в его силах ему просто необходимы.

    Спортивные снаряды из обычных вещей

    Хорошо, если в квартире нашлось место хотя бы для небольшого спортивного комплекса. Но, к сожалению, не всегда это возможно. И тогда на выручку приходит фантазия. Она позволит превратить в спортивные тренажеры самые обыкновенные вещи.

    Боковина от детской кроватки

    Очень часто родители придвигают детскую кроватку вплотную к взрослой и вынимают одну из ее стенок. Получается такой почти совместный сон: ребенок спит с родителями, но в то же время в своей собственной кровати. Это очень удобно, ведь маме в таком случае гораздо проще ухаживать за малышом во время ночного сна. Вот эта "ненужная" боковина и станет самым первым спортивным снарядом вашего ребенка.

    Прутья решетки превращаются при этом в перекладины лесенки. Вы можете поставить её прямо в кроватке под углом, привязав для надежности к верхней перекладине. Если ваш малыш уже передвигается по полу, прислоните боковину к дивану или кровати, но не оставляйте ребенка одного, чтобы он не опрокинул лесенку на себя. Прикрепите к боковым стойкам лесенки фиксаторы (например, пластиковые ножки для мебели, которые можно купить в отделах мебельной фурнитуры) на нескольких уровнях. Так вы сможете зафиксировать её, прислонив к дивану или креслу с большим или меньшим наклоном, и лесенка не будет съезжать. Используйте для этого саморезы, которые вы вкрутите в стену по высоте лесенки, так, чтобы она располагалась почти вертикально на небольшом расстоянии от стены. Затем проделайте широким сверлом дрели отверстие в боковых стойках, и закрепите её на саморезах. А если в квартире найдется постоянное место для лестницы, прикрепите её к стене. Используйте для этого шурупы, которые вы вкрутите в стену по высоте лесенки, так, чтобы она располагалась почти вертикально на небольшом расстоянии от стены. Прикрепите к боковым стойкам подвесные крепления-держатели (их можно приобрести в строительных или хозяйственных магазинах) и закрепите лесенку на шурупах.

    Такую "мини-шведскую" стенку для младенцев можно использовать уже с 4-5 месяцев. Сначала кроха будет хвататься за самые нижние прутики, потом начнет подтягиваться и вставать на коленки, а позже и на ножки. Не мешайте малышу осваивать лесенку самостоятельно, не ставьте его — просто покажите, как можно ручкой дотянуться до нижней перекладины. Когда ребенок будет готов, он сам поймет, как можно подтянуться, встать на четвереньки и на ножки. Такая лесенка подарит малышу много радостных открытий от познания возможностей своего тела, будет развивать силу и ловкость. Чуть позже, когда он будет уже уверенно стоять на ножках с опорой, вы сможете показать, как нужно залезать на лесенку, переставляя ручки и ножки. Малыши быстро осваивают эту науку, и под присмотром взрослых даже 7-8-9 месячный ребенок еще до то того, как начнет ходить, сможет на неё забираться самостоятельно.

    А хождение по перекладинам лесенки-боковины, лежащей на полу, укрепит стопу ребенка и поможет предотвратить развитие . Вы можете начинать ходить по ней с малышом тогда, когда он начнет передвигаться за ручки. Включите прохождение лесенки в обе стороны (туда и обратно) в ваши ежедневные занятия, повторяйте упражнение один-два раза в день.

    Стремянка

    Эта чудесная лестница для хозяйственных нужд также прекрасно разнообразит ваши спортивные развлечения. Малыши с помощью стремянки могут учиться вставать, а потом и забираться и спускаться по ступенькам. Такие занятия готовят ребенка к хождению по лестнице, укрепляют мышцы, развивают ловкость. Детки очень любят залезать наверх. Ребята постарше (2,5 — 3 года) с удовольствием залезают, а слезают уже с другой стороны. Внимание! Не оставляйте ребенка, даже подросшего, на лестнице без присмотра.

    Пеленальная доска

    Скорее всего, именно на ней вы будете делать вашему крохе первую зарядку и массаж. Но даже после того, как он выйдет из младенческого возраста, доска может пригодиться. Используя ножки-фиксаторы пеленальной доски, установите её возле дивана или кресла так, чтобы она не съезжала. Получится замечательная наклонная доска — горка.

    Сначала вы будете держать малыша за руку, а спустя какое-то время он сам будет с удовольствием бегать вверх и вниз по горке. Хождение по наклонной плоскости очень полезно, оно помогает формированию правильной , укрепляет стопу и предупреждает развитие плоскостопия.

    Диванные подушки

    Мамы не всегда поощряют естественное желание детей попрыгать на диванах. А вот прыгать с диванов можно разрешить. Однако для малышей 2-2.5 лет прыгать с дивана на твердый пол нежелательно — их суставы и связки еще не готовы к таким нагрузкам и велика вероятность неудачного приземления. Положите вниз вместо гимнастических матов старые подушки от кресла или дивана, ненужный матрас. Мягкие подушки защитят малыша от ушибов, и будьте уверены — ваш ребенок получит просто море удовольствия, а польза от прыжков для развития физических качеств несомненна — они улучшают работу вестибулярного аппарата, помогают развить координацию, силу и ловкость.

    Длинная палка

    В массажных кабинетах и кабинетах ЛФК для занятий с детьми используют специальные пластмассовые палки, по которым детишки ходят с помощью инструктора. Такие упражнения укрепляют стопу, их используют в комплексах упражнений, направленных на улучшение осанки, лечение плоскостопия и других ортопедических проблем. Вместо специальной палки вы можете взять старую гардину от штор или ручку от швабры для мытья полов.

    Если вы возьмете деревянную палку, посмотрите, чтобы на ней не было трещин и заусенцев, можете даже протереть её шкуркой для гладкости. Ходите с ребенком вдоль палки. При этом пятки должны быть направлены внутрь, а пальцы стопы наружу. При ходьбе палка должна касаться средней линии стопы. Покажите малышу, как катать палку ногами перед собой, сидя на стульчике или детской скамейке.

    Стул

    Рано или поздно любой ребенок начинает открывать для себя новые уровни в помещении. Все выше и выше, и выше! Ведь для того, чтобы дотянуться до полки с безделушками в мамином шкафу или раковины с посудой достаточно просто... взять стул! Некоторые особо шустрые малыши уже в годик познают прелести лазания, другие осваивают этот навык чуть позже... Если уж ваш малыш смог самостоятельно залезть на стул, значит, скоро ему покорятся и столы, и подоконники. Способность залезть на стул развивает не только детскую любознательность, но и силу рук и ног, укрепляет спину — в общем, с точки зрения физического развития очень полезен.

    Полоса препятствий

    Поиграйте с ребенком в полосу препятствий, состоящую из матраса или ковровой дорожки и нескольких стульев. Придумывайте свои варианты прохождения "полосы препятсвий" в зависимости от длины комнаты и подручных материалов. Пусть малыш проползает вдоль коврика, затем перелезает через стул, проползает под следующим стулом, а из журнального столика, накрытого одеялом, получится прекрасный тоннель, ведущий прямо в мамины объятия. Играйте вместе с вашим ребенком, ползайте, лазайте, показывайте пример — уверена, вы сами получите от этого массу положительных эмоций.

    Массажные дорожки

    Известно, что массаж стоп очень полезен не только для профилактики плоскостопия, но и для решения проблем всего организма, ведь при этом виде массажа оказывается воздействие на рефлекторные зоны и биологические активные точки стопы. В спортивных магазинах можно приобрести специальную массажную дорожку или сделать её своими руками. Мама-рукодельница может сшить дорожку, заполнив её горохом, фасолью, гречкой. Такая дорожка будет укреплять ножки, развивать тактильную чувствительность и, активизируя рефлекторные зоны, оздоравливать ребенка. Самый простой массажный коврик легко сделать из игольчатого массажера — аппликатора Кузнецова. Накройте массажер тонким одеялом или покрывалом, и ваш коврик для ног готов!

    Но только перед тем, как вы предложите коврик для занятий ребенку, попробуйте сами походить по нему. Если иголки будут слишком острыми — положите на него покрывало потолще, а если иголочки, наоборот, почти не будут чувствоваться, накройте их чем-нибудь потоньше. По моему опыту, для того, чтобы коврик получился "в самый раз" достаточно постелить на аппликатор теплую байковую пеленку. А для того, чтобы сделать хождение по коврику еще более интересным, добавьте его в полосу препятствий.

    Большая мягкая игрушка

    Такая игрушка (возможно даже и не одна) наверняка найдется. Чаще она просто пылится в углу комнаты, заботливо подаренная кем-то из друзей, или используется на диване вместо подушки. Мои дети придумали для своей метровой плюшевой собаки новое применение со спортивным направлением — через неё так здорово прыгать и лазать! А о том, как полезны прыжки для физического развития детей мы уже говорили — они укрепляют мышцы и суставы, развивают ловкость и координацию, улучшают работу вестибулярного аппарата.

    Собираем мини-спорткомплекс

    Вы очень хотите, чтобы у вашего ребенка был хотя бы небольшой спортивный уголок, но в вашей квартире слишком мало места даже для колец и шведской стенки? Или покупка детского спорткомплекса не укладывается в семейный бюджет? Расскажу вам о том, как я нашла выход из этой ситуации. Наш "спорткомплекс" обошелся нам менее чем в 1000 рублей, а доставленную радость и пользу от занятий для детей невозможно оценить!

    Итак, для начала выберем в спортивном магазине нужный инвентарь. Обычно все ДСК (детские спортивные комплексы) имеют разную комплектацию, и большинство снарядов можно докупать отдельно. То есть, ваш спортивный уголок может быть оснащен полным набором снарядов, за исключением базовой шведской стенки. Вы можете купить кольца, веревочную лестницу, "тарзанку", качели, трапецию, канат и даже боксерскую грушу.

    Затем отправляемся в хозяйственный магазин и приобретаем там два или три (в зависимости от того, сколько креплений имеют выбранные вами снаряды) прочных стальных достаточно загнутых крючка вроде одежных. Там же покупаем длинные саморезы (в количестве, равном числу отверстий в крючках). Саморезы должны быть длинными для того, чтобы они вкручивались не только в верхний плинтус, но и в стену, и крючки держались как можно прочнее.

    Весь уголок будет располагаться в дверном проеме. Поэтому выберите наиболее удобный для занятий проем. Для начала вам придется заняться измерениями: один крючок (на него можно будет повесить канат, тарзанку или другие снаряды, крепящиеся на одну петлю) нужно будет разместить прямо по центру проема. Два других крючка следует прикрепить на равных расстояниях от центра, при этом расстояние между ними должно быть не уже перекладин лестницы, если она будет в вашем комплекте, и не слишком близко к боковым косякам (лучше по ширине лестницы) — на них вы будете вешать лестницу, кольца, трапецию. На ровной поверхности верхнего плинтуса отметьте точки в местах, куда вы будете вкручивать саморезы, и сделайте отверстия дрелью. Очень важно, чтобы отверстия были сделаны симметрично относительно центра, иначе пользоваться уголком будет небезопасно. Теперь остаётся только установить крючки и спорткомплекс готов! Вешайте кольца, лестницу или трапецию, "тарзанку" или качели, меняйте спортивные снаряды так часто, как пожелает ваш ребенок. Пожалуй, единственный недостаток такого спортивного уголка — невозможность повесить несколько снарядов одновременно. Зато он компактный, подойдет для любой квартиры и обойдется дешевле целого комплекса. Для того, чтобы обезопасить детей во время занятий, постелите им старый матрас вместо мата и не оставляйте их без присмотра. Еще одно большое достоинство такого спортивного уголка — возможность быстро убрать или приподнять снаряды, пока дети не занимаются на них. Благодаря этому вы можете быть спокойны, что ребенок без вас не залезет на лестницу и не свалится оттуда в то время, пока вы заняты своими делами и не контролируете его.

    Удачи вам и вашим детишкам, радости и здоровья!

    В этой статье:

    Физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет протекает достаточно динамично, чтобы родители смогли самостоятельно зафиксировать видимые изменения. На втором году жизни малыш с каждым месяцем становится тяжелее примерно на 200-250 г, рост его увеличивается на 1 см.

    А вот в три года физическое развитие уже не настолько активно. За год ребенок вырастает не более чем на 7-8 см, тогда как масса увеличивается всего на 2-2,5 кг за целый год. Это связано с увеличивающейся двигательной активностью крохи, а также с большим расходом энергии, необходимой организму для совершенствования заложенных ранее органов и систем жизнеобеспечения.

    Как развиваются основные системы малыша

    Центральная нервная система у ребенка становится более совершенной. Сокращается время, необходимое малышу для сна, он больше бодрствует и не так устает, как раньше. Кроха в возрасте 2-3 лет уже способен целенаправленно концентрироваться на каком-то определенном деле в течение 10-15 минут. Связано это с совершенствованием функций коры головного мозга, развитием памяти, связанной с событиями, которые происходили до двух месяцев назад.

    Ребенок начинает лучше говорить, его словарный запас с каждым днем становится более богатым. Заметно улучшается и работа сердечно-сосудистой системы. Она уже не испытывает того напряжения во время работы, как раньше, частота ударов сердца составляет около 86-90 раз в минуту, то есть максимально приближается к частоте ударов сердца взрослого человека.

    Заметно развивается и опорно-двигательный аппарат. Скелет малыша становятся более крепким за счет окостенения. Процесс это длительный, он будет продолжаться до 25 лет. Тем не менее в возрасте 2-3 лет кости малыша уже достаточно крепкие, что позволяет сохранять правил
    ьную осанку в вертикальном положении.

    В этот период продолжает укрепляться мышечно-связочный аппарат. Движения уже не такие хаотичные, более координированные и разнообразные. Дети устают, если долгое время нет возможности изменить позу.

    Некоторые изменения касаются и желудочно-кишечного тракта. Мышечный слой стенки желудка активно развивается, кишечный тонус повышается. Лучше начинает работать мочевыделительная система. Мочевой пузырь у детей в три года увеличивается в объеме в 4 раза, тогда как число мочеиспусканий снижается почти в 10 раз.

    Следует учитывать, что из-за недостаточной развитости спинного мозга и рецепторов мочевого пузыря в возрасте 2-3 лет возможны «происшествия». К концу третьего года большинство малышей вовремя справляются с потребностью
    сходить в туалет и тщательнее следят за собственным внешним видом.

    Нужно также понимать, что навык опрятности у каждого малыша формируется в свое время. Если один ребенок готов самостоятельно пользоваться туалетом еще до того, как ему исполнится два года, то другой «созреет» лишь к началу четвертого.

    В этом возрасте у детей активно развиваются системы дыхания и пищеварения, поэтому важно следить за правильным питанием и обязательно проводить мероприятия, позволяющие предотвратить простудные заболевания.

    Возможные проблемы детей в 2-3 года

    Физическое развитие малышей в возрасте 2-3 лет часто сопровождается целым рядом проблем. Речь идет о:

    • пневмониях;
    • диатезах;
    • рахитах;
    • анемии и пр.

    Все эти недуги больше беспокоят детей на первом году жизни, тем не менее полностью о них забыть не получится еще как минимум до трех лет.

    Дети в 2-3 года демонстрируют эмоциональную лабильность, часто меняя настроение. У большинства именно в этом возрасте проявляются индивидуальные черты характера. Взрослым нужно учитывать это, выстраивая линию поведения и общения с малышом.

    Несмотря на то, что у ребенка в этом возрасте происходит активное развитие мышечной системы, характеризующееся нарастанием мышц, он достаточно часто травмируется. Связано это с усиленным развитием двигательной активности и недостаточным при этом контролем над движениями.

    В возрасте 2-3 лет у ребенка продолжают развиваться лимфатические узлы, аденоиды и миндалины. Именно это, как ни странно, становится основной причиной последующего развития воспалительных процессов:

    • лимфаденита;
    • аденоидита;
    • тонзиллита.

    У двухлетних малышей можно часто встретить сильно увеличенные периферические лимфоузлы, что проявляется
    частыми ОРВИ и насморками. К окончанию второго года у ребенка должны прорезаться основные молочные зубы.

    Учитывая, что у ребенка в этом возрасте увеличивается число контактов с другими детьми и взрослыми, тогда как иммунитет не до конца окреп, нужно стараться ограждать его от людей с признаками вирусных заболеваний. Кроме того, именно в этом возрасте малыши подвержены детским инфекциям типа:

    • скарлатины;
    • кори;
    • ветрянки;
    • дифтерии и пр.

    Защитить ребенка от болезней сможет своевременно проведенная иммунизация, а также избегание слишком людных мест.

    Нужно помнить о том, что в младшем возрасте недостаток внимания к здоровью ребенка повлечет за собой серьезные последствия, и прежде всего станет причиной формирования заболеваний хронического типа. Именно поэтому так важно не пренебрегать прививками и правильным уходом за малышом.

    Критические периоды в жизни ребенка

    Анализируя физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет, специалисты пришли к заключению, что в этом возрасте малышам необходимо будет пережить несколько критических периодов.

    Причин, формирующих благоприятную почву для развития кризисов, предостаточно. У детей в возрасте 2-3 лет нарастает сила и подвижность нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность, при этом для нервных процессов характерна быстрая истощаемость. Проявляется это частыми перепадами настроения, излишней раздражительностью, плаксивостью, быстрой утомляемостью, невнимательностью, психомоторной возбудимостью.

    Внешне у детей это может проявляться следующим образом:

    • малыши грызут ногти;
    • накручивают пряди волос на пальцы;
    • не могут заснуть продолжительное время;
    • совершают хаотичные движения.

    В младшем возрасте у детей изменяется тип крови, которая становится максимально близкой по составу к крови взрослого человека, вместе с этим повышается активность ответственных за аллергию веществ.

    У некоторых детей в этот период можно наблюдать
    ускоренный рост, что будет требовать дополнительного правильного питания. Вслед за ростом малыша может не успевать развиваться сердечная мышца, и это тоже нужно учитывать, планируя физическое воспитание крохи.

    Впрочем, отметим, что в заботе и поддержке нуждаться будет даже здоровый малыш, который в возрасте 2-3 лет вынужден переживать кризисы физического развития. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы не только помочь малышу справиться с ними, но и улучшить состояние его здоровья путем создания подходящих условий для нормального физического развития.

    Какие это должны быть условия? Прежде всего:

    • соблюдение режима питания и сна;
    • закаливание;
    • регулярные прогулки на улице.

    Подробнее об этом ниже.

    Прогулки на улице

    Прогулки на свежем воздухе ребенку в 2-3 года нужны не только для того, чтобы доставить ему удовольствие и не дать скучать. Регулярные «вылазки» будут способствовать усилению основных процессов, протекающих в детском организме в это время, начиная от улучшения тонуса мышц и заканчивая мозговой активностью.

    В начале третьего года жизни малыши могут гулять в коляске
    или на детском велосипеде, чтобы прогулка была как можно более продолжительной. В течение прогулки необходимо придумывать для крохи разные игры и занятия, стимулируя его к движению. В возрасте двух лет малыши уже с удовольствием катаются на велобеге (велосипеде без педалей), на самокате, а ближе к трем годам - на роликах.

    Естественно, что в этом возрасте такие катания не могут быть продолжительными. Но даже 10 минут на велобеге или самокате положительно повлияют на физическое развитие ребенка 2-3 лет, обеспечивая ему необходимую нагрузку.

    Режим дня и питания

    На физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет огромное влияние оказывает соблюдение режима дня. Очень важно, чтобы ребенок спал необходимые ему 10-11 часов в ночное время и 2-2,5 часа в дневное. Сон малыша должен быть спокойным и крепким, поэтому желательно не перегружать его желудок перед отходом ко сну, не перевозбуждать нервную систему подвижными играми.

    Не менее важным для малыша этого возраста является
    питание. Ест кроха 4-5 раз в день, то есть в среднем каждые 3 часа. Разрабатывая меню для ребенка, нужно учитывать, что он должен получать сбалансированные блюда, обеспечивающие его энергией и питательными веществами для развития.

    В меню должны входить продукты с большим содержанием белков, углеводов, витаминов. Чтобы малыш рос здоровым, крепким и активным, он регулярно должен получать молочную продукцию, мясо, рыбу, каши, овощи и фрукты, а вот кондитерские изделия в рационе такого крохи должны появляться редко и в ограниченном количестве.

    Процедура закаливания малыша

    Чтобы закаливание положительно влияло на физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет, родители должны проявить достаточно терпения и усердия, выстраивая свои действия
    согласно определенному графику. Каждая болезнь малыша в период закаливания отбросит процесс назад, после чего нужно будет все начинать сначала – именно поэтому далеко не все родители берутся за это дело.

    Тем не менее, если задаться целью, то закаливание можно организовать таким образом, чтобы процедура не ограничивала возможностей ни взрослых, ни ребенка. Что могут сделать родители, не желающие утруждать себя измерением температуры воды и отслеживанием продолжительности купания? Приведем перечень простых и полезных манипуляций:

    • частое проветривание помещения, где проводит время ребенок;
    • воздушные ванны для крохи, когда ему будет позволено походить голышом и босиком по полу (холодные стопы совсем не означают, что ребенку холодно, это всего лишь реакция детского организма на снижение температуры);
    • прогулки босиком по песку, траве, камушкам на улице в летнее время;
    • домашние игры и упражнения для тренировки силы, выносливости, гибкости;
    • регулярные прогулки независимо от погоды и времени года с велобегом, роликами, самокатом или лыжами;
    • посещение спортивных секций.

    Эти простые мероприятия помогут малышу чувствовать себя более активным, здоровым, энергичным и полным сил для новых подвигов.

    Игры для физического развития ребенка

    Ниже рассмотрим несколько простых и интересных игр, которые смогут положительным образом повлиять на физическое развитие малыша в 2-3 года.

    1. «Подъемный кран». Малышу предлагают лечь на живот на кровати таким образом, чтобы он слегка свешивался с ее края. Перед кроватью раскладывают детали конструктора и предлагают ребенку вообразить себя подъемным краном, поднимая игрушки с пола каждой рукой по очереди. Играть можно под веселую музыку, обязательно подбадривая кроху за успешные подъемы.
    2. «Цветок». Суть игры сводится к тому, чтобы малыш вообразил себя на этот раз красивым цветком, который умеет спать ночью и просыпаться днем. В состоянии сна ребенок должен будет сесть на пол, сдвинуть прямые ноги впереди себя и наклониться к ним лбом как можно ниже. С наступлением пробуждения «цветок» сможет принять обычное положение с поднятыми вверх руками.
    3. «Собака». Малышу нужно предложить повторить за собакой - почесать «лапкой» за ухом. Важно, чтобы ребенок пробовал чесать ухо правой и левой ногами по очереди.
    4. «Большой и маленький». Малышу предлагают вообразить себя волшебником, который умеет превращать людей в великанов и карликов. Пусть кроха вообразит себя карликом и посидит на корточках на полу, после чего превратится в великана, постепенно поднимаясь на носки вверх.

    Это далеко не все варианты игр, с помощью которых можно помочь физическому развитию ребенка в возрасте 2-3 лет и, что важно, заинтересовать его физическими упражнениями. Фантазируйте, изучайте тематическую литературу, общайтесь с родителями малышей, которые целенаправленно и успешно занимаются физическим воспитанием деток, перенимая успешный опыт.

    Клуб Увлеченных Мам

    Поздравляем вас, у вашего малыша день рождения! Прошел полный забот и счастливых открытий год! За этот год ваш малыш приобрел множество навыков и умений и очень сильно изменился со дня своего появления на свет. Давайте обсудим результаты первого года жизни вашего малыша, чтобы понимать, чего вы достигли и в каком направлении двигаться дальше. Также в статье вы найдете несколько игр для физического развития вашего годовасика.

    Ползание

    Если позволяет ему самостоятельно ходить, это не значит, что он перестанет ползать. Даже стоит продолжать поощрять ползание, потому что это лучшее упражнение для укрепления спины. В те моменты, когда крохе нужно быстро куда-то добраться, или ребеночек уже устал, вы сразу увидите его в позе на четвереньках. Ползание в этот период отличается искусными «марш-бросками» и виртуозным лавированием между игрушек и мебели.

    Физическое развитие ребенка в 1 год: игры

    Догонялки

    Игра в догонялки очень проста, доступна в любом месте, не требует специальной подготовки или материалов для проведения, развивает детей физически и способствует увеличению объема лёгких.

    А сколько эта игра может доставить радости! Попробуйте поиграть в догонялки всей семьёй, вы непременно получите заряд бодрости и хорошего настроения! Обязательно догоняйте друг друга по очереди, чтобы ребенок мог побыть и в роли догоняющего, и в роли убегающего, поддавайтесь вашему малышу, пусть у него закрепляется положительный результат, и тогда он снова захочет поиграть в догонялки.

    Экспедиция

    Вы хорошо знаете возможности своего ребенка и представляете, какое расстояние он может осилить самостоятельно своими ножками. Придумайте маршрут, например, да ближайшего парка и обратно до дома, который ваш ребенок точно осилит без капризов.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Объясните малышу, что сегодня вы отправляетесь в экспедицию, как учёные-биологи. А в экспедицию идут без коляски и с рюкзачком. Цель вашей экспедиции:

    • изучить, какие деревья растут в парке
    • узнать, какие птицы там обитают
    • собрать интересные камушки или шишки для изготовления поделок

    Постарайтесь не брать ребенка на руки, и в каждую экспедицию уходите всё дальше и дальше от дома. Очень полезно, привить ребенку положительный опыт самостоятельных прогулок.

    Главное, играя в экспедицию, никуда не торопиться и не забегать в магазин. И конечно, разное оборудование для экспедиции (рюкзак, бинокль, термос, туристический коврик для отдыха) добавит интереса к этой игре.

    Кстати, спрашивайте ребенка, помнит ли он обратную дорогу, так вы сможете его научить ориентироваться в трехмерном пространстве.

    Перетягивание каната

    Хорошо знакомая вам игра, перетягивание каната, прекрасно подойдет для того, чтобы укреплять мышцы рук и развивать координацию тела. Вместо каната подойдет любая крепкая ткань, полотенце или шарф.

    Старайтесь свою сторону каната дергать не очень сильно, чтобы канат не вырывался у ребенка из рук и, конечно, иногда поддавайтесь, пусть малыш думает, что он тащит вас на себя. Такая игра обязательно укрепит эмоциональный контакт между игроками!

    Катание на лошадке

    Эта игра доступна в двух вариантах: катать ребенка на плечах или на спине. Так или иначе, вы:

    • способствуете физическому развитию вашего малыша
    • развиваете вестибулярный аппарат
    • тренируете чувство равновесия

    Катая на плечах, сначала держите ребенка за ручки, по мере освоения игры малышом, держите его только за ноги, чтобы малыш сам держался за вас руками. Когда сможет ребенок, попробуйте покатать его на спине и не держать его совсем, пусть он полностью держится за вас сам.

    Начните и вы поймете, как это весело!

    Мой веселый звонкий мяч

    Эта незатейливая игра прекрасно сказывается на физическом развитии детей. Чтобы было интересно, каждый раз немножко усложняйте игру с мячом, пусть ребенок, научившись чему-то, осваивает новые навыки.

    Мячи выбирайте разные, чтобы бросать одной рукой – поменьше, для бросков двумя руками берите мяч побольше.

    Вот такое одновременно простое, доступное и интересное может быть !

    Все игры просты, и вместе с тем легко и эффективно развивают ловкость, гибкость и координацию. У нас ещё есть много игр .

    Посмотрите видео о годовасиках: