Вежливость и хорошие манеры. Буклет для родителей

Вежливость и хорошие манеры. Буклет для родителей "воспитание вежливости" Скачать буклет на тему вежливость

«Как воспитать ребенка вежливым?»

Как часто мы восхищаемся вежливыми людьми? И часто сетуем на то, что именно наш ребенок не такой... А есть ли какие - то секреты по воспитанию вежливости? Бытует мнение, что ребенок имеет все шансы вырасти вежливым только у вежливых родителей. Но опять следует отметить, что если навязывать ребенку правила и нормы поведения, то вряд ли он захочет их соблюдать и будет всячески сопротивляться навязанному. Нельзя что либо заставлять ребенка со словами «ты должен» или «так должно быть», необходимо способствовать постепенному самостоятельному осознанию этих правил.

Итак, несколько секретов:

Воспитывайте примером

Не стоит заставлять ребенка говорить «волшебные слова». В первую очередь вам самим нужно обращаться к нему со словами «будь добр», « пожалуйста», а когда он выполнит вашу просьбу, обязательно скажите ему «спасибо». Ребенок захочет подражать вам, и в его речи будут присутствовать вежливые слова. Потому что любой пример воздействует сильнее, чем нравоучения!

Будьте тактичны

Многие родители хотят, что бы ребенок употреблял «волшебные слова», а когда он забывает это сделать, то напоминают ему об этом грубо и бестактно. К примеру, нередко родители торопятся напомнить своему ребенку о том, что пора попрощаться, хотя сами еще не произнесли "до свидания".

Не проявляйте резкость

Когда разговаривают взрослые, часто можно услышать фразу в адрес малыша «Не видишь, разговаривают взрослые! Не мешай!». Но если вы стремитесь научить своего ребенка вежливому отношению к людям, лучше ответьте ему фразой: "Давай я завершу свой рассказ, а затем выскажешься ты". Не следует говорить ребенку о его грубости: от ваших замечаний он не станет вежливее. Риск состоит и в том, что, осмыслив и приняв вашу оценку, он начнет считать себя грубым и будет вести себя подобающе: так как грубые дети всегда грубят.

Поддержка близких

В гостях у родственников или друзей можно лишний раз продемонстрировать ребенку основы вежливого обращения. Прекрасно, если за поведение ребенка будут отвечать хозяева дома и сам ребенок, а родители будут помогать своему сыну или дочери понять существующие порядки. Дети быстро осознают, что маме и папе не хочется делать замечания в гостях. По этой причине они нередко "приберегают" свои проделки для подобных случаев. Противостоять этой стратегической уловке можно, если предоставить хозяевам дома установить нормы поведения для ребенка и контролировать их выполнение.

Если в гостях ребенок прыгает на диване, пусть хозяева решают, можно ли ему подобное разрешить и следует обязательно сказать малышу об этом. Ребенок эффективнее слушается, если ограничения устанавливаются другими взрослыми, а не родителями. При этих обстоятельствах мама избавляется от необходимости контролировать поведение своего ребенка, она только напоминает ему: "В этом доме так принято. Здесь такой порядок".

Следует напомнить, что когда малыш поступает правильно его, несомненно, нужно похвалить, а неправильное поведение достаточно скорректировать, при этом нельзя, делать так, чтобы ребенок чувствовал себя в чем-либо виноватым, в будущем человеку привыкшему испытывать чувство вины с детства нелегко в жизни. Кроме этого, нельзя реагировать на одни и те же поступки ребенка по-разному, то осуждать, то просто не обращать никакого внимания. Ребенок в таком случае не сможет понять и определить для себя четких граней между хорошим и плохим поведением. Обязательно договоритесь со всеми членами своей семьи о мерах поощрения и наказания за тот или иной поступок ребенка, нельзя что бы одно и тоже действие вызывало умиление в одной ситуации и вызывало гнев и влекло за собой наказание в другой.

Удачи Вам в воспитании ваших детей!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88»

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА»

Подготовила воспитатель

Смирнова М.В.

Само слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. Первоначально он возник как церемония демонстрации иерархической власти. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил обихода, поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы. Этикетных знаков великое множество. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный. Естественно, что этикет и речь тесно связаны. Манера речи, стиль, разрешения или запрет говорить одно и говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - всё это заметно в наших повседневных речевых проявлениях. «Словарь по этике» определяет это понятие как: «Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». Из этого определения следует, что речевой этикет это регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, даёт нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного отношения к людям.

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в остойчивых выражениях, формулах обращения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании.

Речевой этикет и вежливость

«Словарь по этике» определяет вежливость так: «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. Своевременное и уместное речевое проявление с помощью речевого этикета неотъемлемый элемент вежливости.

Человеку необходима поддержка и одобрение окружающих. Эта потребность выразилась и в языке. Важное место принадлежит тут речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлений о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как быть некой поддержкой и проявлением внимания. Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению означают доброжелательство: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю - благо дарю (за вашу услугу); спасибо - спаси бог(за добрые дела) и т.д. «Как дела?» - простой вопрос, на который не требуется подробного ответного рассказа о делах, но даже такой простой вопрос является важным в разговоре. В научном мире впервые обратил внимание на неотвратимость, например, в гостях «пустой болтовни» английский этнограф Б. Малиновский, который назвал этот уровень общения фатическим, т.е. контактоустанавливающим. С тех пор фатическое общение исследуется лингвистами, устанавливается типичный круг тем, характер текста, участников общения и т.д. Фатическое общение оказывается вовсе не пустой болтовней: оно с одной стороны, снимает стрессы, с другой стороны, ритуально обозначает, что мы вступили в контакт и теперь можем побеседовать по существу.

Итак, вежливость - это форма проявления уважения к человеку, и выражается эта форма в стереотипах речевого этикета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Кафедра «Управление персоналом»

по дисциплине «Этика деловых отношений»

«Вежливость и хорошие манеры»

Выполнила:

студентка группы УПП2-1

Дорджиева А. В.

Научный руководитель:

Сахарова Н.В.

Москва 2014

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Этикет - есть совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

В наше время, как и в прежние времена, не утрачены такие понятие как «этикет», «культура общения», «хорошие манеры» и т.д. Эти понятие встречаются в нашей жизни при любых наших взаимодействиях. Выше упомянутые понятия являются понятиями нравственными и моральными. При нарушении их, человек испытывает душевный дискомфорт или при отсутствии этого испытывают нехватку душевного удовлетворения.

В данной работе рассмотрены примеры хороших манер в студенческой среде.

Актуальность реферата - студенческая группа населения является перспективной основой будущего нашей страны. Какое поколение сейчас воспитывается, такое и будет наше будущее.

Объект исследования - вежливость и хорошие манеры студентов.

Предмет исследования - взаимоотношения студентов.

Цель - определение степени вежливости и хороших манер, а также предложение рекомендаций по развитию данных качеств.

Раскрыть общие понятия об этике, хороших манерах и вежливости.

Выявить уровень воспитанности внутри группы.

Определить характер взаимодействия.

Составить Кодекс современного студента.

Глава 1. Понятие об этикете, хороших манерах и вежливости

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

Придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг c другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях; развязность в жестикуляции и поведении; неряшливость в одежде; грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим; в пренебрежении к чужим интересам и запросам; в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний; в неумении сдерживать свое раздражении; в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей; в бестактности; сквернословии; употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная вежливость", "презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.

Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких жертв", приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще - обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Глава 2. Этикет в повседневной культуре студенчества

2.1 Значение этикета в студенческой среде

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Этикет - вообще - это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала, и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя этикет, в конечном счете, выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в действительности же имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии «должного» поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.

Следует отменить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Это особенно характерно для студенческой среды, как мобильной и динамичной социальной группы.

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, содержащее в себе потенциал непосредственного влияния на будущее общества. Изучение такого социального слоя, как студенчество, характеризующегося наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, позволяет наиболее полно выявить изменения во взаимоотношениях со всеми элементами структуры общества. Этикет в повседневной культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет не только направляет свои усилия на интеграцию, на взаимодействие студентов, но, также подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные различия (пол, общественное положение, степень знакомства, родства и т. д.), точно указывая каждому его место в общественной иерархии и определяя набор «допустимых -- недопустимых» («приличных - неприличных») действий в соответствии с этим статусным положением человека. Это напрямую связано с многообразием специальностей существующим в современных университетах и Вузах. Очень часто студенты разных факультетов имеют сложности в общении.

Динамичность изменений культурной ситуации в студенческом социокультурном пространстве Вуза обуславливает изучение этикета в повседневной культуре студенчества, что даёт возможность осуществлять профилактику культурных различий между студентами, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в непредсказуемых и непрограммированных ситуациях столкновения культур.

Этикет, правила приличия, манеры -- все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства. Нас приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. д. Но, как писал в свое время Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету.

Общественный интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников). Свидетельством тому стали повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых, гувернанток и предпринимателей, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами.

Теоретическая мысль нечасто обращается к феномену этикета, поэтому серьезных аналитических статей и монографий, посвященных системному, целостному научному исследованию этикета, практически нет. Социологи, этики, этнографы определяют феномен этикета по-разному. Одни делают акцент на том, что это необходимый компонент общения, другие изучают этнические особенности этикетных форм поведения, нередко растворяя этикет в ритуалах и обрядах. Третьи рассматривают его в системе моральных требований как группу самых простых, элементарных норм. При этом практически каждое из обычно даваемых этикету определений («культура общения», «совокупность норм и стандартов поведения», «элементарные правила человеческого общежития», «эстетика поведения» и т. п.) раскрывает только какую-то одну из сторон этого достаточно сложного и неоднозначного явления. В итоге мы имеем весьма расплывчатые и неопределенные представления об этикете. Поэтому комплексное изучение этикета в системе социокультурных взаимодействий, воссоздание целостного образа этикета как «культурной универсалии» представляется актуальной, творческой и перспективной задачей.

Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике XIV, поэтому с XVII века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды. В Россию европейский этикет проникает в начале XVIII века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в XVI веке в кодексе правил, названном «Домострой». В основе правил «Домостроя» лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось «сокрушать рёбра» тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости. К концу XVII века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр I расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России.

Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе.

2.2 Студенчество как универсальная социальная группа населения

Студент (от лат. studens - усердно работающий, занимающийся) -- учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России - все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся.

Студенты очного отделения обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачёты и экзамены, выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, подработках, общественно-политической жизни.

Существенная социальная черта студенчества -- его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем, студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество -- это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в Вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в Вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что Вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Культура повседневности студентов -- мир повседневной жизни и повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной и культурной среде. Основными сферами (составляющими) культуры повседневности студентов выступают: труд (учеба), досуг (отдых, свободное время), агрессия (борьба), игра (игровое начало человека), любовь и сексуальность.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Этикет в повседневной культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента, как и культура общения, выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении. этикет студенческий обстоятельство

Существенной проблемой изучения проявления этикета в повседневной культуре студенчества в том, что человек под наблюдением ведет себя должным образом. Тогда проявление культуры студентов выбрано ими на основе избегания неприятностей, а не на основе качественных личностных характеристик. Это усвоенное поведение под контролем может измениться в нестандартной ситуации. В поведении студента проявляются особенности его характера, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и прочее.

2.3 Структура студенческих взаимоотношений

В последние годы наблюдается снижение количества абитуриентов в связи со спадом рождаемости в 1988-1997 годах. Ввиду демографического спада Вузы вынуждены принимать абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ. Таким образом поступить в Вуз может любой желающий, не зависимо от его умственных способностей и знаний. Это приводит к понижению уровня студенческой жизни, что ведёт к ещё большему расслоению студенческого общества.

Но, как уже говорилось, требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах. Он состоит из:

1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но, не смотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией, как поведения, так и межличностного общения.

Конечно, отнюдь не все студенты соблюдают базовые нормы и ценности, которые присущи всем людям. Но, на основе выше сказанного, был сформирован кодекс современного студенчества. Совокупность личностных качеств воплощает в себе этикетные нормы присущие студенческой молодёжи:

Стремление к получению качественного образования;

Честность;

Работоспособность;

Уважение;

Умение любить и быть любимым;

Сохранение достоинства;

Умение делать правильный выбор;

Милосердие;

Оптимизм;

Театрализация, эстетизация поведения, острое чувство юмора;

1) Есть только один честный и единственно верный способ обеспечить свою будущую жизнь и жизнь своих близких -- учиться. Главное -- поставить перед собой четкие цели, и тогда обучение будет точно приносить радость: ведь в этом случае каждый рабочий день -- это еще один шаг навстречу мечте.

2) Честное имя стоит гораздо больше, чем даже очень много денег, заработанных обманным путем. Быть честным -- значит, быть уверенным в себе. «Если хочешь всегда быть правым, говори правду. Этим самым ты сделаешь честь самому себе».

3) Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Учебная нагрузка в высшем учебном заведении рассчитана на здорового студента с учетом возрастных особенностей работоспособности. Установлено, что в 18-20 лет у человека наблюдается самая высокая скорость интеллектуальных и логических процессов.

4) Уважение приходит само, безо всяких требований: студента или педагога уважают не потому, что ему так захотелось; а потому, что он, действительно, этого заслужил. Поэтому глупо просто так требовать от кого-либо уважения.

5) Самая большая ценность, которая есть у каждого молодого человека, это умение любить и быть любимым. Любить, значит, уметь сдерживаться и прощать. Любить, значит, уважать чужие чувства и идти навстречу.

6) Нужно сохранять достоинство. Достоинство -- это не только и не столько внешние атрибуты, сколько внутреннее ощущение и состояние души.

7) Нужно самому делать выбор. «Никогда не слушай тех, кто говорит, что от тебя ничего не зависит в этой жизни. Конечно, обстоятельства и случайности оказывают влияние на каждого студента, но всё же главное -- это мы сами».

8) Студенческая дружба - наиболее интересная часть этикета студентов. Дружба делает каждого человека богаче: эмоционально, духовно.

9) Нужно быть милосердным. Милосердие лежит в самой природе человека: объяснить однокурснику непонятную тему - ведь это тоже милосердие!

10) Нужно быть оптимистом. Не верь тем, кто говорит, что тебе что-то не по силам. Если тебе не повезло, ты тоже должен радоваться: теперь ты получил самое ценное -- опыт, который обязательно пригодится в будущем.

11) Молодость -- это смелость. Быть молодым, значит, уметь совершать смелые поступки и делать новые открытия.

Данные позиции почти неотделимы друг от друга в реальной действительности. Они всегда действуют в совокупности, просто некоторые проявляются более ярко в разных ситуациях:

Во время занятий студенты находятся в менее напряженной, но предполагающей значительную сосредоточенность на обучении обстановке. В данной ситуации большинство личностных качеств выражено в равной степени. Выдвижение на первый план, каких либо пунктов зависит лишь от интересов и целей отдельно взятого студента. Например: стремление к получению качественного образования, дружба, уважение к себе и окружающим…

На перемене время выделено студенту для небольшого отдыха и совершения необходимых дел. Большинство студентов на перемене осуществляют звонки по телефону, посещают буфет или туалетную комнату. Перечень личностных качеств для данного промежутка времени практически аналогичен перечню для времени занятий, но такой пункт, как стремление к получению качественного образования уступает первые позиции.

В свободное время студент общается с близкими и приятными ему людьми, это могут быть друзья, члены семьи, вторая половинка. Такое межличностное общение характеризуется отсутствием конфиденциальности, малой социальной дистанцией. Студенты в такой обстановке могут позволять себе вольности (как маленькие, так и большие), так как нормы поведения существенно сглаживаются. В свободное время особенно важны такие качества, как умение любить и быть любимым, умение дружить, театрализация, эстетизация поведения, острое чувство юмора, оптимизм и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что студенчество - это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества. Студенческий этикет представляет собой сложную совокупность норм и принципов. В данном параграфе выделены основные ситуативные вариации, вмещающие в себя всё разнообразие этикетных норм, также здесь отобраны и рассмотрены важнейшие личностные качества присущие современным студентам.

Заключение

В заключение работы можно сказать, что этикет - это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда. Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Студенческий этикет произрастает из общегражданского этикета и обладает многими схожими с ним чертами. Специфика студенческого этикета в том, что он формируется в молодёжной среде. Студенческая молодёжь - это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества. Поэтому изучение этикета студентов является лакмусовой бумагой этикета всего общества.

Результаты поставленных задач по данной работе таковы:

1. Изучены понятия об этикете, хороших манерах и вежливости;

2. Определены характеры взаимодействия студентов во время сессия, во время занятий, на переменах и в свободное время

Список литературы

1. Этика. Учебник для ВУЗов. М., 2011.

2. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи -- http://www.disserr.ru/contents/365161.html 08/10/2014

3. «Этикет как культурная универсалия» Л. С. Лихачева - http://www.ec-dejavu.net/e-2/Etiquette.html 29/09/2014

4. Этикет сквозь века - http://etiketsabina.blogspot.com/2011/05/blog-post_5413.html 15/10/2014

5. Студент - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F3%E4%E5%ED%F2 21/10/2014

6..html 30/11/2014

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие об этикете, хороших манерах и вежливости. Понятие супружеского этикета и супружеской галантности. Нормы этикета и нормы морали. Поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Оценка воспитанности членов семьи.

    реферат , добавлен 21.06.2011

    Изучение сущности этикета. Основные постулаты хороших манер и вежливости. История этикета в Древнем Риме: прогулки, выступление перед аудиторией, беседы, одежда. Особенности рабочего дня древних римлян, их застольного этикета, гостеприимства, жестов.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Этикет как часть общечеловеческой культуры. Наследование народных обычаев в основе современного этикета. Зависимость требований этикета от места, времени и обстоятельств. Общепринятые манеры поведения в составе этикета современного молодого человека.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Виды и нормы этикета. Культура поведения человека и его манеры. Деликатность, вежливость и тактичность как обязательные условия общения. Правила международного этикета. Рекомендации по общественному поведению в различных странах. Одежда и внешний вид.

    реферат , добавлен 20.12.2012

    Понятие и основные разновидности этикета. Предмет и назначение этики как науки, история ее развития и основные функции. Характеристика основных этических понятий: хорошие манеры, вежливость, тактичность и чуткость, скромность и интеллигентность.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2010

    Обзор истории возникновения речевого этикета и факторов, определяющих его формирование. Нормы, формулы вежливости и взаимопонимания. Речевые дистанции и табу. Виды общения в сети Интернет. Нарушение правил речевого этикета пользователями социальных сетей.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2013

    История этикета и его значение в обществе. Методы воспитания этикета, культуры поведения и дисциплинированности у детей с учетом возрастных особенностей. Наиболее важные нравственные качества: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Главное назначение этикета – защитить честь и достоинство человека при общении в социуме. Понятие этикета и его неразрывная связь с этикой. Две главных ценности в поведении человека – человеколюбие и вежливость. Особенности делового и служебного этикета.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2015

    Понятие, сущность, виды и способы выражения вежливости. Общая характеристика и особенности английских правил поведения, в том числе и поведения за столом. Анализ английского речевого этикета. Сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Понятие, сущность, правила и практическое значение этикета. Место визитных карточек в современном деловом этикете. Общая характеристика основных норм этикета и правил поведения в общественных местах. Особенности делового общения с иностранными партнерами.

Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.

Совесть – моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности.

Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг – это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несет ответственность перед другими людьми и перед самим собой.

Честь обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим и т.д.

Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.

Благородство - это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества.

Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению: вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Суть вежливости – доброжелательность. Вежливость может проявляться по-разному. Существует несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Корректност ь – несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях, в том числе и конфликтных. Проявлять корректность - значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению.

Учтивость – вежливость почтительная, проявляемая обычно к старшим. Уважение к родителям входит в любой свод писаных и неписаных правил от Ромула до наших дней. Соблюдаются обычаи и традиции народа почитать старших, любить родителей, уважать женщину.

Любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому человеку.

Деликатность это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.

Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность . Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границы в общении, превысив которые можно обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Тактичный человек не сделает замечания кому- либо в присутствии других людей, не унизит человеческое достоинство. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы.

Точность – это моральная норма. Нарушение ее в общественной жизни, деловой сфере приводит к невыполнению контракта, срыву важного задания и др.

В деловом мире считают, что нельзя положиться на того, кто опаздывает. Нужно уметь ценить свое время, не бросать слов на ветер. «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей», - говорил французский король Людовик ХVIII.

Скромность является проявлением высокой этической культуры. Она означает сдержанность в оценках, не бравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью, способнее, умнее других, не требует для себя никаких привилегий.

Предупредительность – это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.

Общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности, лежат в основе коммуникативной культуры. Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Речевой этикет - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: «Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».

Cлайд 4

Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Cлайд 5

«ВЫ» МЫ ГОВОРИМ «ТЫ» МЫ ГОВОРИМ малознакомому человеку или совсем незнакомому человеку, это: - прохожий на улице, - начальник, - старик, - директор школы. Обращение на «Вы» свидетельствует о большой вежливости: - к незнакомому, малознакомому адресату, - в официальной обстановке, - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату, - к равному и старшему по возрасту и положению хорошо знакомому человеку, это: - друг, товарищ, - подчиненный, - молодой человек, -ученик. Обращение на «ты» свидетельствует о меньшей вежливости: - к хорошо знакомому адресату, - в неофициальной обстановке, - при дружеском, интимном отношении к адресату, - к равному и младшему по возрасту и положению адресату

Cлайд 6

Ситуация 1. Милиционер останавливает человека, который нарушил правила дорожного движения. Какие обращения тут уместны? Ситуация 2. Покупатель приобретает дорогую вещь в магазине. Какое обращение уместно к продавцу?

Cлайд 7

Ситуация 3. Молодая женщина обронила зимой на улице перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней? Ситуация 4. Вы не знаете дорогу к музею. Как вы обратитесь к прохожему за помощью?

Cлайд 8

1. Завтра вам предстоит свидание с незнакомым человеком. Не любовное, но и не деловое. Вы взволнованы, все время думаете об этом, с трудом засыпаете? а) Да, б) нет, в) может быть. 2. Вы приехали в город, где живут ваши родственники. остановились у одного из них. Остальные знают о вашем приезде, нельзя не навестить их. Вы откладываете визиты до последнего момента? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 9

3. Вас попросили выступить на собрании с каким-нибудь сообщением. Вы недовольны? а) Да, б) нет, в) может быть. 4. Жизнь «дала трещину». Дела не ладятся, в любви «прокол». Будете ли вы плакаться в жилетку не очень близкому человеку? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 10

5. Настроение «на нуле». А на улице к вам подходит человек и просит показать дорогу. Вы отвечаете раздраженно? а) Да, б) нет, в) может быть. 6. К прежним неприятностям добавилась ссора с родителями. Объясняете ли вы её тем, что отцы и дети никогда не смогут понять друг друга? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 11

7. Знакомый занял у вас небольшую сумму денег и забыл об этом. Напомните ли вы ему о долге? а) Да, б) нет, в) может быть. 8. В столовой вам попался сверхжесткий бифштекс. Вы будите скандалить? а) Да, б) нет, в) может быть

Cлайд 12

9. В электричке напротив вас сидит человек, явно располо женный поболтать. Вы отвечаете на его вопросы односложно, мысленно посылая его в... другой вагон? а) Да, б) нет, в) может быть. 10. В магазине очередь - продают нужную вам вещь. Станете ли вы стоять в очереди? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 13

11. Ваш друг поругался с другим вашим другом. Оба бросаются к вам и просят рассудить, кто из них прав. Вы беретесь за роль судьи с большой неохотой? а) Да, б) нет, в) может быть. 12. Вам правится певец, а приятель считает его вульгарным. Ему нравятся фильмы Спилберга, а вы предпочитаете француз ские комедии. Отвергаете ли вы его мнение, признавая лишь соб ственный вкус? а) Да, б) нет, в) может быть.