Чудесный сон иакова. Библия онлайн Чудесный сон иакова презентация

Чудесный сон иакова. Библия онлайн Чудесный сон иакова презентация


БЫТИЕ 28:10-15 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. 3


БЫТИЕ 28:16-22 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -- то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. 4


ПУТЕШЕСТВИЕ ИАКОВА KM 5




БОГ ВЕЗДЕСУЩ Псалтирь 138:7-12 «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо--Ты там; сойду ли в преисподнюю--и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.» 7






ЧЕЛОВЕК ВОЗВРАЩАЕТСЯ (ДЖОННИ КЭШ) There"s a man goin" "round takin" names, And he decides who to free and who to blame. Everybody won"t be treated all the same, There"ll be a golden ladder reachin" down. When the man comes around. The hairs on your arm will stand up, At the terror in each sip and in each sup. Will you partake of that last offered cup, Or disappear into the potter"s ground? When the man comes around. Вот идет по земле человек, он записывает имена. Он решает, кого освободить, кого придать позору Каждому - своя участь Но когда он завершит свой путь, С небес спуститься золотая лестница От ужаса расширятся глаза Ужас в каждом глотке из чаши Что она несет тебе? Прощение Или смерть на земле горшечника? Ведь Человек вернется за тобой. 10
ПОСЛЕДСТВИЯ ОЩУЩЕНИЯ ПРИСУТСТВИЯ БОГА 13 Бытие 28: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -- то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

. И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не что иное, как дом Божий, это врата небесные.

Мысль эта, однако, без нужды утрируется, когда утверждают (Гункель), что святость места здесь понимается исключительно объективно, т.е. приурочивается исключительно к самому месту. Известно, что и Бог иногда указывал на особую святость того или другого места (; ), но во всех случаях святость сознавалась людьми, удостоившимися принять откровение свыше, именно отражалась в сердцах людей чувством смертельного страха и глубокого благоговения (напр., у Агари ; Моисея и др.). «Дом Божий» (beth Elohim – beth El, ст. 19) и «врата небесные» (schaar hasehamaim) – термины, впоследствии сделавшиеся обычными названиями для храма – заимствуются патриархом из содержания видения и усвояются им месту видения как бы по пророческому предвидению будущего святилища Божия (со времени разделения Еврейского царства в Вефиле был один из двух храмов десятиколенного царства, ).

Обет Иакова

. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

Под впечатлением видения, Иаков, во-первых, ставит камень, служивший ему возглавием, памятником (mazzebah) и возливает на него елей. Обычай ставить столпы и подобные им сооружения в качестве памятников известных событий весьма распространен на древнем и новом Востоке. В Библии, кроме истории Иакова (), поставление камней с указанным назначением упоминается еще в истории И. Навина (), пророка Самуила () и др. Позднейшие злоупотребления этим обычаем в целях идолослужения вызвали запрещение в законе Моисеевом () ставить столпы. Равным образом и обычай посвящения камней божеству известен был на Востоке, напр., у финикиян, и в классическом мире. Елей, как необходимая принадлежность путешествия в жарких странах, как средство подкрепления и питания, естественно, был под рукою у путника Иакова: «вероятно, только один елей он и нес с собою, находясь в пути» (Иоанн Златоуст, с. 585). Таким образом, «что имел у себя, тем и воздал великодаровитому Господу» (блаженный Феод., отв. на вопр. 85).

. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль , а прежнее имя того города было: Луз.

Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль («дом Божий»), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии ().

Чтение LXX и слав. Οὐλαμλούς (варианты Οὐλαμμάους , Συλλαμμάους и др. – у Гольмеса). Улам-луз – явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков (), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей (). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова – при Аврааме ().

Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλία , Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот «обычай произошел от Иакова» (Филарет, Зап. на ).

. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, –

3-е действие Иакова: его обет Богу – первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента: внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему; особое посвящение и почитание места видения; и обещание Богу десятины из всего.

По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13–15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности (Иоанн Златоуст, Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его ().

Десятина, как видно из примера Авраама (), была древним обычаем и в общежитии, в отношении к царям. Здесь впервые читаем о десятине Богу.

то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам тебе десятую часть.

«Домом Божиим» (beth Elohim) – может быть, в связи с этим представлением стоит ветхозаветное величание Бога – Zur Israel, скала, твердыня Израилева (; ).

Иаков держал путь на северо-восток, в город, откуда была родом его мать Ревекка. Ему было горько и стыдно: он обманом отнял у Исава его законное право первородства и теперь вынужден был бежать, спасаясь от гнева обманутого брата.

Опустилась ночь. Иаков, завернувшись в плащ и положив под голову плоский камень, устроился на ночлег под открытым небом.

Иаков уснул, и ему приснился удивительный сон. Он увидел широкую сияющую лестницу, спускающуюся с неба до самой земли. Вверх и вниз по лестнице двигались светлые ангелы, Божьи вестники.

Иаков в изумлении смотрел на лестницу, и вот - он увидел Самого Бога, стоящего на ней. И сказал ему Бог:

Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака, отца твоего. Я буду и твоим Богом. Всю эту землю, которую ты видишь, Я дам тебе и потомству твоему. Твои потомки станут великим народом, и через них Я благословлю все племена земные. Никогда и ничего не бойся, ибо Я с тобою. Я сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь.

Когда Иаков пробудился ото сна, он долго не мог прийти в себя: Сам Бог явился ему и говорил с ним. В память этого события Иаков назвал то место Вефиль, что означает "дом Божий", и отметил его камнем, который служил ему изголовьем во время сна.

Исполненный священного трепета, Иаков дал такой обет Богу:

Если Ты будешь со мной и сохранишь меня в пути моем, я буду верно служить Тебе всю жизнь.

Почувствовав прилив сил, Иаков вновь пустился в путь. Он шел и шел, пока не пришел к колодцу близ Харрана - родного города его матери.

Завидя пастухов, пришедших к колодцу напоить свои стада, Иаков спросил, не знают ли они брата его матери - Лавана.

Знаем, - отвечали пастухи. - А вот как раз идет Рахиль, его дочь.

К колодцу подошла красивая девушка, ведя за собою стадо овец и коз. Чтобы Рахиль смогла набрать воды, Иаков отвалил тяжелый камень, закрывавший колодец.

Лёг я, камень положив в возглавье,

Тяжкий сон все думы погасил,

И Господь явился мне во Славе,

Окружённый тысячами Сил.

И белея, как потоки лилий,

Ангелы парили вниз и вверх...

Так Господь явился мне в Вефиле

И моей молитвы не отверг.

С. М. Соловьёв

Авраам сильно постарел, а его сын Исаак стал взрослым юношей. Решил отец женить его. Отправился Исаак в Месопотамию в поисках жены и встретил там у источника прекрасную девушку Ревек-ку, которая и стала вскоре его женой. Жили они в любви и согласии, но долгое время у них не было детей. Лишь через двадцать лет родились два сына-близнеца — Исав и Иаков . Мальчики были совершенно разными по характеру. Исав был смел и доверчив, вспыльчив и зади-рист, любил охоту, подолгу выслеживал зверей. Благо-даря физической выносливости и ловкости на охоте он стал любимцем Исаака. Ревекка же отдавала явное предпочтение Иакову, который имел характер кроткий и тихий, рос трудолюбивым и послушным мальчиком.

Когда Исаак состарился и ослеп, он захотел благо-словить Исава, как старшего сына. Не могла Ревекка допустить этого и решила обмануть мужа, потерявше-го зрение. Вместо Исава отец благословил Иакова — любимца матери.

Вскоре Исаак понял свою ошибку, но ничего менять не стал, а Исав с тех пор возненавидел брата и стал да-же помышлять о его убийстве. Чувствуя неприязнь старшего брата, Иаков решил уйти из родного дома. По совету Ревекки он отправился на её родину, в Месопо-тамию, к брату матери Лавану. Благословил Исаак сы-на и повелел ему найти себе жену в тех землях.

Шёл Иаков много дней и ночей. Однажды он остано-вился на ночлег под открытым небом. Взял с земли ка-мень, положил его под голову и вскоре уснул. В эту ночь приснился ему чудесный сон. Видит он: стоит на земле лестница, а верх её касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а на верху лестницы стоит сам Господь и говорит: «Не бойся! Зем-лю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потом-ству. И будет потомство твоё многочисленно, как песок земный; в семени твоём благословятся все народы зем-ли» (Быт. 28: 13, 14).

Иаков шёл в Харан и ночевал в пути, Затем что пала ночь над той пустыней древней. Царь говорит рабам: «Вот должен друг прийти. Гасите все огни, — во мраке мы душевней». Так повелел Господь гасить светило дня, Чтоб тайную вести с Иаковом беседу, Чтоб звать его в ночи: «Восстань, бори Меня — И всей земле яви Мой знак, Мою победу!» И. А. Бунин. Иаков (1914)

Продолжил Иаков долгий путь в Месопотамию и на-конец достиг пределов земли дяди Лавана. Остался он у него служить пастухом, потому что очень пришлась ему по сердцу дочь Лавана Рахиль. Но перехитрил его Лаван, отдал он Иакову в жёны не Рахиль, а старшую дочь свою Лию. Делать нечего. Обманутый Иаков со-гласился работать у Лавана ещё семь лет. Материал с сайта

Лишь через двадцать лет смог Иаков вместе с Лией и Рахилью благополучно вернуться на родину. К тому времени стал он очень богатым человеком. Было у него множество слуг, скота — овец, верблюдов и ослов. Чем ближе он подходил к отчему дому, тем сильнее нарас-тало его беспокойство. Как встретит его брат после долгих лет разлуки? Сумеет ли простить ему старые обиды?.. Ночью ему предстояло пережить ещё одно со-бытие, определившее всю его дальнейшую жизнь. Приснилось Иакову, что он изо всех сил борется с Бо-гом, представшим в облике ангела. Тогда же он вторич-но получил его благословение и новое имя Израиль, означавшее «боровшийся с Богом».

С наступлением утра ещё тревожнее забилось серд-це Иакова, но возвращаться он не стал и решительно пошёл навстречу брату. Исав сумел простить прежние обиды и радостно встретил Иакова. Обняли друг друга братья, и оба заплакали от радости. Поселился Иаков с семьёй в земле Ханаанской, купил часть поля и уста-новил там жертвенник во имя Бога. Так исполнился чудесный сон, который он видел в трудное время оди-ночества и скитаний. Отныне стал Иаков родоначаль-ником народа израильского.

Лестница Иакова, Сон Иакова

Сюжет восходит к книге Бытие (28:10-22)

Остановившись на ночлег по пути в Харран , Иаков взял несколько камней, сделал из них изголовье и лег спать. Ему приснилась лестница, доходившая до самого неба, по которой вверх и вниз сновали ангелы.

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божий восходят и нисходят по ней». Быт. 28:12 и сл.

Затем к Иакову обратился Господь:

«Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему».

Проснувшись, Иаков соорудил из своего изголовья памятник (колонну из камней) и, возлив на него елей, нарек это место Бефиль (Вефиль) - «дом Божий». Иаков также дал обет, что если Бог не оставит его, то

«этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». :::: Быт. 28:22

Исследователи полагают, что место воздвижения Бефиля было священным издревле, задолго до прибытия евреев в Ханаан. Сон в подобных местах - обычная практика, предпринимаемая ради получения во сне непосредственного божественного откровения и/или воли. Впоследствии этим термином обозначаются священные места (хранилища земной силы, места сообщения с небом и т. д.).

Лестница обычно рассматривается как реминисценция лестницы вавилонского зиккурата (зиггурата), ведущей к местопребыванию бога на её вершине.

Основные значения:

  • идея невидимого присутствия ангелов, связующих земной и небесный миры;
  • образ живого общения между Богом и человеком;
  • человек мыслящий, посредник между небом и землей;
  • существо, способное воспринимать божественную волшебную силу благодаря обретению мудрости.

У Исаака, сына Авраама, и Ревекки после долгих лет бесплодного брака родились два сын-близнеца Исав и Иаков.

Братья подрастали и младший из них, Иаков, все чаще задумывался о том, что все богатство и власть после смерти отца достанется старшему брату. Так как подобный расклад Иакова не устраивал, то он решил старшинство "переиграть". У не слишком умного старшего брата право первородства Иаков выменял на тарелку чечевичной похлебки, а благословение отца было получено маскировкой под Исава.

Поняв, что за подобные шутки его и прирезать могут, Иаков решил бежать к родственникам в Месопотамию. По пути он прилег отдохнуть на горе, подложил под голову камень и заснул.

И увидел во сне: лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: - Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

  • Michael Lukas Leopold Willmann "Jacob"s dream of a ladder of angels", 1691