Клавдия шульженко биография кратко. Шульженко клавдия ивановна, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Клавдия шульженко биография кратко. Шульженко клавдия ивановна, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Клавдия Ивановна Шульженко родилась в марте 1906 года в Харькове. У девочки рано проявился талант к пению, и она стала брать уроки вокала у профессора Харьковской консерватории. В 17 лет Клавдия Ивановна уже выступала на сцене местного театра. На концертах ей аккомпанировал музыкант Дуня, который впоследствии стал ведущим советским композитором Дунаевским. Спустя год для девушки написал песню композитор из Киева. Это музыкальное произведение в свое время было классикой эстрады и ресторанной музыки. Сюжет этой песни послужил основой для создания полнометражного художественного фильма, чего никогда не случалось не только в нашей стране, но и на далеком Западе.

Успех вскружил голову певице провинциального Харькова, и она решила попробовать свои силы в Ленинграде, а затем и в Москве. 1930-е годы можно по праву считать триумфом знаменитой певицы. Она моментально поднялась по карьерной лестнице и стала всесоюзной звездой эстрады. На Клавдию посыпались предложения сняться в кино, а ее грампластинки расходились миллионными тиражами. Ее миновала печальная судьба других деятелей искусства, испытавших ужасы сталинского террора. Кроме того, ей не приходилось участвовать в митингах, собраниях, на которых верноподданные граждане требовали смерти для «врагов народа».

О Клавдии Шульженко сложилось мнение как о певице партийно-патриотического толка. Однако это не так. Певица всегда выбирала для своего репертуара веселые или лирические песни, лишенные идейного содержания. В своих музыкальных произведениях она воспевала любовь и простое человеческое счастье. Наибольшей популярностью в те годы пользовались такие песни, как «Дружба», «Ты помнишь наши встречи», «Ах, Андрюша!», «Дядя Ваня». В репертуар Шульженко входили также украинская песня «Распрягайте, хлопцы, коней!», испанские «Челита» и «Голубка», танго польского композитора Ежи Петербургского «Утомленное солнце».

Лирический вальс «Синий платочек» стал визитной карточкой Клавдии Шульженко на долгие годы. История создания этого музыкального номера необычна. Как-то к певице, отдыхавшей после очередного выступления, подошел молодой лейтенант и протянул ей тетрадный листок. Это и был текст новой песни, в котором легко угадывалась ностальгия по довоенным временам. Шульженко сумела подхватить и передать ее очарование истосковавшимся по родному дому солдатам. Она была очень нужна им, эта манерная женщина в красивом концертном платье.

Исполняла Клавдия Ивановна на полевых концертах и другие песни: «Вечер на рейде», «О любви не говори», «Три вальса», «Давай закурим», «Не тревожь ты себя». Певица обладала талантом драматической актрисы и при исполнении песен порой разыгрывала сценки. Несмотря на любовь народа, Клавдию Шульженко не обошли стороной идеологические проработки. В прессе писали о том, что она поет лишь «убогие шансонетки», да и то манерно. Советской власти явно была не по вкусу независимость артистки.

Например, в декабре 1952 года приближенные Сталина пригласили ее принять участие в новогоднем концерте. «Раньше надо было звонить!» – смело заявила Шульженко. От расправы певицу спасла только смерть Сталина. Фурцева, министр культуры Советской России, терпеть не могла высокомерную певицу. Как-то, оказавшись в пожилом возрасте без квартиры, Шульженко пришлось обратиться к ней за помощью. Артистку долго не вызывали в кабинет. Таким образом Фурцева пыталась унизить Шульженко. Когда певица заявила ей о том, что она дурно воспитана, Фурцева не на шутку рассердилась. «Вы были ткачихой, сегодня вы министр, кем будете завтра – неизвестно. А я певица, которую любит народ!» – гордо сказала Шульженко.

Когда в 1971 году Шульженко присвоили звание народной артистки, в эмигрантской газете «Новое русское слово» появилась статья. Вот некоторые строки из нее: «Это больше не ей надо, а званию. Она удостоила, а не звание – ее. Героическая актриса: она ни одной песни не спела „про них“, а только про любовь».

Личная жизнь Клавдии Шульженко складывалась не так успешно, как ее карьера. Первым серьезным увлечением стал харьковский поэт Иван Григорьев. Они жили в гражданском браке несколько лет, и Клавдия даже носила его обручальное кольцо. Поэт шутливо называл ее Куней. Одесский король девических сердец по фамилии Коралли вскоре оказался у ног Шульженко. Причем это был бурный роман со множеством обиженных соперниц и поверженного Григорьева, которому Коралли угрожал пистолетом.

Клавдия Ивановна вспоминала позже об этих годах: «Его мать была категорически против брака. Считала меня ветреной, сумасбродной. И все же... Все же через полгода мы поженились. Прожито вместе четверть века. Конечно, бывало всякое. Но, главное, были единомышленниками. Родила ему Гошу. Сын рос весь в него». Действительно, их брак с Коралли продлился 25 лет, но, к сожалению, все кончилось разводом. Клавдия Ивановна осталась без квартиры, в маленькой комнатке коммуналки.

Супруги периодически заводили романы, тем не менее не переставали любить друг друга. Их связывало духовное родство. В народе даже ходила эпиграмма: «Шульженко боги покарали. У всех мужья, у нее – Коралли». Коралли помогал Клавдии организовывать концерты, часами они обсуждали ее имидж, благодаря которому она и стала всенародно любимой певицей.

Когда актриса рассталась с Коралли, его место занял давний поклонник, который был на 12 лет моложе ее, кинооператор Георгий Епифанцев. Он, не задумываясь, бросил семью, однако официально они так и не оформили отношения. Трудно сказать, что их супружеская жизнь складывалась удачно. Клавдия Ивановна постоянно и чаще всего без видимой на то причины ревновала Епифанцева. В конце концов ссоры измотали обоих, и после 8 лет совместной жизни они расстались.

Клавдия Шульженко скончалась в июле 1984 года. Рассказывают, что в день ее похорон шел дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце. Владимир Коралли умер через 12 лет, и его похоронили рядом с женой.


| |

Клавдия Ивановна Шульженко. Родилась 11 (24) марта 1906 года в Харькове - умерла 17 июня 1984 года в Москве. Советская эстрадная певица, актриса. Народная артистка СССР (1971). Участница Великой Отечественной войны.

Родилась 11 (24) марта 1906 года в Харькове (по другим источникам - в с. Гущевка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне село Витово Чигиринского района Черкасской области Украины) в семье бухгалтера Главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко. Исполнять народные песни Клавдия начала с конца 1920-х годов. Училась пению у Н. Л. Чемезова.

В 1923 году она становится артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н. Н. Синельникова. В том же 1923 году Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь».

Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.

В 1929-1942 годах - артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского.

В январе 1929 года состоялся дебют в Московском мюзик-холле.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый» , где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал , а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский.

В 1934 году К. Шульженко снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры.

В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи.

Осенью 1939 года прошёл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов. «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» - три песни, представленные Клавдией Шульженко, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса. Ее популярность постоянно росла, выпускалось огромное количество пластинок с записями Шульженко.

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года.

С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей Красной армии.

Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Её песни звучали на передовых и в госпиталях.

В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек» , написанная польским композитором Ежи Петербургским.

Клавдия Шульженко - Синий платочек

В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года - орденом Красной Звезды. Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими». За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат.

Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание.

12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда». С джаз-ансамблем Клавдия Ивановна гастролировала в действующих войсках на протяжении всей войны.

Клавдия Шульженко - Давай закурим

С 1943 года - в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения, затем Москонцерта.

9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.

После войны Клавдия Шульженко продолжила свою концертную деятельность.

В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы.

В марте 1954 года она снимается в кинофильме режиссёра В. П. Строевой «Весёлые звёзды» .

В ноябре 1962 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» Клавдии Шульженко присваивается почётное звание народной артистки РСФСР.

В октябре 1965 года Клавдия Ивановна приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля.

В мае 1971 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» солистке Москонцерта К. И. Шульженко Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается почётное звание народной артистки СССР, а в июне 1976 года ей был вручён орден Ленина.

В 1980 году Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет».

В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня...» (литературная запись Глеба Скороходова).

В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр - С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.

В жизни Шульженко отличалась достаточно прихотливым характером. Никогда не экономила и много тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. При этом она никогда не имела собственного автомобиля.

В последние годы она сильно болела. Дружила с .

Перед смертью на две недели впала в кому. Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире.

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.

26 мая 1996 года в Харькове, по адресу - пер. Байкальский, д. 1, открылся Городской музей К. И. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежащие певице.

К 100-летию Клавдии Шульженко Саратовский джаз-оркестр Ретро подготовил программу из подлинных партитур оркестров и ансамблей, с которыми выступала певица.

Клавдия Шульженко

Личная жизнь Клавдии Шульженко:

С 1930 года была замужем за эстрадным певцом и артистом разговорного жанра Владимиром Филипповичем Коралли (настоящая фамилия - Кемпер; 1905-1995).

В мае 1932 года в браке родился сын - Игорь Владимирович Кемпер, инженер.

В 1954 году они развелись. Владимира Коралли после смерти похоронили рядом с бывшей женой.

Клавдия Шульженко и Владимир Коралли

С 1956 года по 1964-й и затем с 1976-го до конца жизни Шульженко состояла в фактическом браке с Георгием Кузьмичом Епифановым (1918-1997), кинооператором. Он был моложе её на 12 лет.

Они познакомились в июле 1956 года. По словам Епифанова, он был влюблён в неё с 1940 года, когда случайно купил её первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь.

Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов

Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок. «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, - великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось - всё твоё» , - писала Шульженко в одном из писем.

КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО – ЛЕГЕНДА ВРЕМЕНИ

Более 30 лет назад перестало биться сердце Клавдии Ивановны Шульженко . И совсем не важно, что молодое поколение знает о ней понаслышке. Главное, что в то далекое и трудное военное время ее голос поднимал бойцов и командиров Красной армии в атаки, исцелял раненых и вселял уверенность, что Победа уже близко.

Была и остается не просто национальным достоянием, а настоящей классикой и эталоном искусства. Казалось бы, не такой сильный голос, да и не такая привлекательная внешность, но «Синенький скромный платочек» или «Давай закурим» становились шлягерами. О ней без преувеличения говорят – советская .

Юное дарование Клавдия Шульженко

Шульженко родилась 1906 года в Харькове в семье бухгалтера управления железной дороги. Когда отец начинал петь, со всей улицы, да и соседних тоже, подтягивались слушатели. Еще больше приходило в их двор народу, когда Иван Шульженко объявлял, что вечером состоится не только концерт, но и небольшой спектакль, который разыгрывали отец с матерью, их сын Коля, а также маленькая Клава .

Отец мечтал о том, что дочь станет певицей, а она была без ума от Веры Холодной и других актеров немого кино. Клава считала, что петь сумеет каждая, а вот хорошей актрисой могут стать единицы.

В Харькове был украинский драматический театр, где служил прославленный режиссер Николай Синельников. К 15 годам Клавдия пересмотрела весь репертуар театра и поклялась себе, что через два-три года обязательно станет актрисой. Но случилось это даже раньше запланированного срока. На просмотре она решила исполнить песню «Розпрягайте, хлопці, коней». Аккомпанировал юной Клаве тогда еще малоизвестный 22-летний заведующий музыкальной частью , который в то время жил в Харькове. Она мечтала о театре, но отец твердо гнул свою линию. И чуть ли не насильно привел ее за руку к профессору консерватории Никите Чемизову. Тот учил ее музыке, но однажды не выдержал, вздохнул: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».

Тогда же Клавдия впервые осознала, что ее предназначение – петь. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли». Эти слова Николая Синельникова она помнила всю жизнь. Полных залов молодой исполнительнице не пришлось ждать долго. Она всегда учитывала мнение слушателей, пытаясь выстроить свой репертуар таким образом, чтобы у них не возникало желания покинуть зал еще до того, как закончится концерт.

Замуж за одессита

с мужем и сыном

Харьков стал для Клавдии городом не только детства и юности, но и серьезной любви. На гастроли в 1928 году приехал ее ровесник, одессит Владимир Коралли (Кемпер). В середине 1920-х годов он ездил с театрами эстрады, вел концерты в качестве конферансье, бил чечетку, исполнял веселые и сатирические куплеты. Как не влюбиться в такого одаренного молодого человека?! Но первая встреча оказалась мимолетной. Певица уехала в Ленинград, где дебютировала на сцене мюзик-холла. Ее успех превзошел все ожидания. Вместо запланированных двух песен довелось исполнить все семь, составлявших ее репертуар.

Тогда же состоялась их вторая встреча, которая положила начало семейному и творческому союзу. А рождение сына Игоря в 1932 году только прибавило Клавдии Ивановне желания совершенствовать мастерство пения.

В середине 1930-х годов Клавдия с мужем много гастролировали. Были сделаны первые записи ее песен на грампластинки. Именно это позволило ей стать не только узнаваемой, но и любимой миллионами людей.

Осенью 1939-го прошел 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов. «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» – три песни, представленные Клавдией Шульженко , произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса. Росла популярность . Два мощных завода Грампласттреста выпускали огромное количество пластинок с записями Шульженко , которые на прилавках не задерживались…

500 концертов за год

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, в первый год ленинградской блокады она дала 500 концертов. Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Ее песни звучали на передовых и в госпиталях. В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским.

В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды. Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко , ее художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в ее репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими».

В послевоенные годы Шульженко буквально «воцарилась» на эстраде, задавая тон в вокальном жанре. Ее изящные пустячки мгновенно обретали популярность. Каждый месяц – десятки сольных выступлений. Каждый день – сотни поклонников.

С годами ее мастерство лишь оттачивалось. Став народной артисткой СССР, она не пыталась задерживать внимание зрителей на музыкальных ритмах, костюмах, косметике или прическе. Актриса заставляла видеть и слышать совсем другое, задумываться о чем-то действительно важном.

Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов, «Связался черт с младенцем…»

с Георгием Епифановым

В канун 31 декабря 1955 года Шульженко с Коралли поссорились и впервые за долгие годы встретили Новый год врозь. А в наступившем году, прожив вместе 25 лет, развелись. Почему? Точного ответа на этот вопрос, наверное, ни один из них не знал. Их союз был скорее творческим, чем любовным. Ходила даже эпиграмма: «Шульженко боги покарали. У всех мужья, у ней – Коралли».

Ей приходило очень много писем с признаниями в любви. Но в этой общей массе она выделяла письма и открытки, подписанные инициалами Г. Е. Его звали Георгий Епифанов. В Клавдию Ивановну он заочно влюбился еще до войны, когда в 1940 году купил ее пластинку с песней «Челита». Этот таинственный воздыхатель слал ей открытки со всех уголков Советского Союза. Кинооператор был моложе эстрадной примадонны на 12 лет. Спустя много лет их познакомила режиссер Марианна Семенова. Казалось бы, два человека любят друг друга, что может стать преградой счастью? Сейчас на «возрастной порог» никто не смотрит, а тогда шептали за спиной: «Связался черт с младенцем». Но любовь оказалась сильнее пересудов. Они поженились в 1957 году.

Их счастье длилось девять лет. Потом Клавдия Ивановна «добила» мужа неуемной ревностью. Ей всегда казалось, что такого всепоглощающего счастья, как у них с Жоржем (именно так она его называла), не существует.

Они разошлись на долгих 10 лет, но однажды она вновь увидела его в первом ряду на своем концерте. И сказала прямо со сцены: «Жорж, прости меня. Возвращайся. Мне без тебя так одиноко!»

Они были счастливы до того рокового дня, 1984 года. А потом она ушла. Навсегда. А он остался. На 13 лет. Годом раньше умер Владимир Коралли, который завещал сыну похоронить себя рядом с любимой женой. «Не могу жить ни с тобой, ни без тебя».

Харковчане свято чтят ее память. В областном центре создан музей . Ежегодно проводятся «Шульженковские фестивали».

ФАКТЫ

В последние годы жизни она стала с удовольствием слушать свои записи и каждый день ставила на проигрыватель пластинку. А ведь раньше, если кто-то заводил патефон с ее песнями, отмахивалась: «Боже, как мне надоела эта Шульженко !».

Расставшись с Коралли, жила в маленькой комнатке коммуналки, получая от государства пенсию 270 рублей. Поистине народная артистка распродавала драгоценности и антиквариат, которые собирала все послевоенные годы.

О ее характере ходили легенды, но певица всегда знала себе цену. «Я стала эпохой в нашей культуре», – как-то сказала она своему концертмейстеру. Тот возразил, что такой вывод должен сделать народ. «Народ может и забыть», – ответила .

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Последовал строгий вопрос режиссера Николая Николаевича Синельникова: "Что мы умеем?" От смущения Клава выпалила: “Все!" И более робко пояснила: "Петь, декламировать и танцевать!” Синельников остановился на первом и попросил помочь Клаве исполнить популярнейшую тогда песню Дмитрия Балацкого “Розпрягайте, хлопці, коней” концертмейстера Дуню. Дуней оказался заведующий музыкальной частью театра, начинающий композитор Исаак Дунаевский. Поговаривали, что Клавдия тут же влюбилась в Дунаевского, но он не обращал никакого внимания на молоденькую симпатичную статистку. Через пять лет, встретившись с Шульженко в Ленинграде, Дунаевский на свой комплимент похорошевшей певице получил шутливо-мстительный ответ: “Пять лет назад надо было думать, когда волос на голове было побольше”.

Но это из области околотеатрального фольклора. А вот факты, свидетельствующие о длительной творческой дружбе, связавшей этих талантливых людей. В Харькове встретились они молодыми, начинающими, поэтому сочувствовали друг другу и ценили взаимную поддержку. На несколько лет судьба развела их в разные стороны. А в 30-м году на сцене Ленинградского мюзик-холла состоялась творческая встреча известного композитора с завоевавшей популярность эстрадной певицей: Шульженко играла роль в спектакле "Условно убитый", музыку к которому написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Дунаевский.

Москва. 1939 год. В Колонном зале Дома Союзов проходит Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады. В ложе - жюри под председательством И.Дунаевского, а на сцене в числе участников - Клавдия Шульженко. Звучит лирическая песня "Записка" в её исполнении, вызвавшая восторженную, бурную реакцию публики и покорившая жюри. По условиям конкурса "бисы" запрещены, но публика не отпускает певицу. "Из-за кулисы я взглянула на Дунаевского, - вспоминает певица. - Он улыбнулся и разрешающе кивнул. В нарушение правил я спела на "бис". Излишне говорить, что Шульженко стала лауреатом этого конкурса.

Москва. 1953 год. Съёмки фильма-концерта "Весёлые звёзды" режисссёра Веры Строевой. Одной из приглашённых для участия в этом фильме звёзд эстрады была К.Шульженко. Требовательной к своему репертуару актрисе и певице нужны были новые, неизвестные зрителю, песни. И она просит помочь ей давнего друга Дунаевского. Несмотря на чрезвычайную занятость (это было время интенсиной работы над опереттой "Белая акация"), композитор откликается на просьбу и пишет новые песни. Одна из них - лирический вальс "Молчание" - вошла в репертуар не только эстрадных исполнителей, но и камерных певцов. Как сейчас говорят, она стала эстрадным "хитом". Дунаевский вначале сочинил мелодию, и Шульженко заметила, что это так хорошо, что не нужно никаких слов, нужно только слушать и молчать. Так были написаны слова песни о молчании М.Матусовским:

...Не спугни очарованья
Этих тихих вечеров -
Ведь порою и молчанье
Нам понятней всяких слов...

До ухода из жизни Дунаевскому оставалось два года...

В самом начале восьмидесятых годов прошлого столетия в московском парке возле станции метро «Аэропорт» часто прогуливалась бедная пожилая женщина. Спешащие ей на встречу многочисленные прохожие, не узнавали в одинокой седой старушке ранее знаменитую на всю огромную страну Клавдию Ивановну Шульженко, г олос которой слушали бойцы и офицеры на всех фронтах Великой Отечественной войны. В мирный час ей аплодировали донецкие шахтеры и казахские целинники, ленинградские строители и ивановские ткачихи. Ее талантом восхищались руководители Советского Союза и заслуженные деятели искусств, она действительно была суперзвездой эстрады того времени и кумиром сотен тысяч людей.

Пожалуйста, передайте министру, что она дурно воспитана…

Родилась будущая великая певица более ста лет назад, 24 марта 1906 года в Харькове. Классическая музыка с раннего детства плотно вошла в ее жизнь. Отцом девочки был настоящий ценитель песен и романсов, незаурядный харьковский бухгалтер, в свободное от работы время играющий в духовом оркестре и поющий в самодеятельном хоре. Именно отец привил любовь дочери к народным песням и городским романсам. Все родные поощряли увлечение Клавдии музыкой и вдохновили её на весьма смелый шаг. В 1923 году шестнадцатилетняя девушка пришла к Николаю Синельникову, руководителю Харьковского драматического театра с предложением своих услуг в качестве актрисы. Юная актриса Шульженко, с косичками и в нарядном мамином платье понравилась режиссеру своей детской непосредственностью и начинающим проявляться талантом музыканта. Клавдия Шульженко была принята в труппу Харьковского драматического театра. Несколько лет начинающая актриса проработала под руководством Синельникова и вскоре по его рекомендации поступила в Харьковскую консерваторию на курс вокала к профессору Чемизову. Благодаря упорным занятиям в консерватории и участию в постановках родного театра, Клавдию Шульженко начинает узнавать публика. Хотя знаменитой актрисой Клавдия Ивановна так и не стала, работа в драматическом театре не прошла для неё бесследно. Актерские способности Шульженко наиболее ярко проявились на эстраде, где ей удавалось практически все из актёрского арсенала: лирика, комедийные характеры, умение танцевать.

Публичное признание пришло к певице в 1928 году, когда она успешно выступила на сцене знаменитого Мариинского театра в Ленинграде. Тогда за один вечер её имя стало широко известным уже зрителям города на Неве. После этого выступления к певице посыпались предложения от различных концертных площадок и любители музыки стали приобретать билеты уже «только на Клавдию Шульженко».

Только что я сшила для себя новое красивое платье. И если я достойна высокой награды, то эта награда должна быть достойно мне преподнесена! Иначе ваша железка мне не нужна.

К весне 1929 года Клавдия Ивановна становится ведущей солисткой Ленинградской эстрады и, вместе с тем, успешно выступает в знаменитом Московском музыкальном театре. Выходят в свет тысячи пластинок с её голосом. Не обладая выразительной внешностью и мощным голосом, Шульженко, тем не менее, собирала полные залы в городах СССР. Она пела и о любви и о разлуке, применяя в каждой композиции свою, уникальную интонацию, стараясь избегать надрыва и ненужной сентиментальности. Песни Клавдии Шульженко подкупали зрителей своим оптимизмом и загадочностью, их хотелось подпевать. В 1939 году на Всесоюзном конкурсе эстрады Шульженко становится лауреатом. Председателем жюри конкурса был сам Максим Дунаевский.

В этом же году из тёплой Одессы в дождливый Ленинград приехал весёлый куплетист Владимир Коралли, сразивший всех своим южным обаянием. Клавдия Шульженко встретилась с ним случайно в вагоне поезда и тотчас же влюбилась. Коралли ответил взаимностью и вспыхнул стремительный и довольно шумный роман, закончившийся свадьбой. Супруги прожили вместе четверть века. У них родился сын Георгий, которого звёздные родители повсюду брали с собой, так что можно утверждать, что ребёнок практически вырос за кулисами.

Великая Отечественная война. Сценой для Клавдии Ивановны становятся землянки, больничные палаты с ранеными бойцами и опушки леса с партизанами, но даже в таких условиях певица на публике появлялась исключительно в концертных нарядах. Однажды певица выступала перед воинами в кузове грузовой машины, борта которой были открыты. Во время исполнения Шульженко одной из песен, произошёл налёт вражеской авиации. Полетели бомбы, раздались взрывы. Кто-то столкнул певицу с грузовика и прижал к земле своим телом. Когда налёт закончился, Шульженко поднялась с земли, отряхнулась от пыли и допела свой концерт. Одна из самых известных песен Клавдии Шульженко с названием «Синий платочек» появилась на свет в её репертуаре именно в годы войны. Ранее это был польский романс. «Синий платочек» пели многие артисты, но Клавдия Ивановна категорически отказывалась, но однажды к ней подошел лейтенант Максимов и предложил новые слова для этой песни. Таким образом «Синий платочек» на слова офицера Советской Армии в исполнении Шульженко стал поистине «лирическим гимном Великой Отечественной».

Теплый ветер дует, развезло дороги,
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге.
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
Припев:
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурть.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!

Во время боевых действий Клавдия Ивановна Шульженко была награждена медалью СССР «За оборону Ленинграда». В победном 1945-м году певица удостоилась звания « Заслуженная артистка РСФСР».

В начале пятидесятых годов Шульженко знаменитая и популярная певица. Тираж ее пластинок превысил 170 миллионов экземпляров. Примечательно то, что в современном шоу-бизнесе альбом называется платиновым, если его тираж превышает один миллион экземпляров.

31 декабря 1952 года Шульженко категорически отказывается выступать перед Иосифом Виссарионовичем на новогоднем концерте. За день до этого ей позвонили из Кремля и сказали, что она обязана спеть перед вождём, на что Шульженко ответила, что по Конституции имеет полное право на отдых. Только скорая смерть Сталина спасла певицу от неминуемого наказания.

Последний раз Клавдия Ивановна Шульженко вышла на большую сцену Колонного зала Дома союзов в 1976 году. По просьбам зрителей она исполнила все свои песни военных лет. Спустя восемь лет народная артистка СССР Клавдия Шульженко умерла, в день её похорон светило яркое солнце.