Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

«Мцыри» – одно из самых известных и читаемых произведений Лермонтова, и при его изучении неизбежно возникает вопрос: а какому же жанру оно относится? Жанр «Мцыри» Лермонтова определяется как поэма .

Жанр поэмы считается в литературе одним из самых неоднозначных, поскольку успешно совмещает в себе сразу два литературных рода: эпос и лирику. В поэме «Мцыри», кроме лирического начала, присутствует и динамический сюжет, поэтому ее можно отнести к лиро-эпическим поэмам.

Несмотря на сложность этого жанра, Лермонтов обращается к нему еще совсем молодым, в 16-17 лет в его дневнике появляются наброски первых поэм. В общей сложности поэт написал около десятка поэм. Часть из них, к сожалению, осталась в черновиках и набросках. «Мцыри» считается одной из самых удачных поэм, на ее примере можно увидеть, как сильно Лермонтов развил и отточил жанр поэмы в русской литературе.

Особенности поэмы «Мцыри» Лермонтова в том, что эта поэма романтическая и, следовательно, имеет ряд характерных для этого жанра черт. Это остросюжетность, изображение на переднем плане нестандартного героя и его столкновения с окружающим миром, острота переживаний. Все эти черты мы можем найти в «Мцыри», да и сам его сюжет – совершенный героем побег на свободу, уже является типическим для романтизма. Однако в это же время здесь заметно привнесенное Лермонтовым новое: если в традиционных романтических поэмах герой стремится убежать от общества, то здесь все происходит наоборот. Побег Мцыри – это, по сути, побег к людям, возвращение к родному дому, которого он лишен.

Тема побега является одной из излюбленных в творчестве поэта («Боярин Орша», «Исповедь»), однако именно в «Мцыри» она раскрывается во всей своей полноте.

Еще одной нестандартной чертой поэмы является практически полное отсутствие в ней любовной линии, на которой в романтических произведениях зачастую строится сюжет. Поскольку «Мцыри» относится к жанру романтической поэмы, то читатель ждет истории его любви. Но центр повествования смещается к другим событиям (гроза, битва с барсом). А девушка-грузинка, которую Мцыри видит всего раз, обозначена вскользь и намеком. Итак, Лермонтов пишет романтическую поэму без любовной коллизии.

Напоследок рассмотрим прием, использованный поэтом для большего раскрытия внутреннего мира героя. Для этого Лермонтов выбирает жанр не просто поэмы, а поэмы-исповеди. Жанр этот, привычный для романтической литературы, также приобретает новые черты. Исповедальность героя сливается с исповедальностью самого автора. Мцыри, отдавший свою жизнь за призрак свободы, куда ближе Лермонтову, чем его собственное осторожно-равнодушное окружение. Огонь, сжигающий героя, мучает и автора, благодаря этому поэма и получается такой искренней.

” Мцыри ” – одно из самых известных и читаемых произведений Лермонтова, и при его изучении неизбежно возникает вопрос: а какому же жанру оно относится? Жанр “Мцыри” Лермонтова определяется как поэма.

Жанр поэмы считается в литературе одним из самых неоднозначных, поскольку успешно совмещает в себе сразу два литературных рода: эпос и лирику. В поэме “Мцыри”, кроме лирического начала, присутствует и динамический сюжет, поэтому ее можно отнести к лиро-эпическим поэмам.

Несмотря на сложность этого жанра, Лермонтов обращается

к нему еще совсем молодым, в 16-17 лет в его дневнике появляются наброски первых поэм. В общей сложности поэт написал около десятка поэм. Часть из них, к сожалению, осталась в черновиках и набросках. “Мцыри” считается одной из самых удачных поэм, на ее примере можно увидеть, как сильно Лермонтов развил и отточил жанр поэмы в русской литературе.

Особенности поэмы “Мцыри” Лермонтова в том, что эта поэма романтическая и, следовательно, имеет ряд характерных для этого жанра черт.
Это остросюжетность, изображение на переднем плане нестандартного героя и его столкновения с окружающим миром, острота переживаний. Все эти черты мы можем найти в “Мцыри”, да и сам его сюжет – совершенный героем побег на свободу, уже является типическим для романтизма. Однако в это же время здесь заметно привнесенное Лермонтовым новое: если в традиционных романтических поэмах герой стремится убежать от общества, то здесь все происходит наоборот. Побег Мцыри – это, по сути, побег к людям, возвращение к родному дому, которого он лишен.

Тема побега является одной из излюбленных в творчестве поэта (“Боярин Орша”, “Исповедь”), однако именно в “Мцыри” она раскрывается во всей своей полноте.

Еще одной нестандартной чертой поэмы является практически полное отсутствие в ней любовной линии, на которой в романтических произведениях зачастую строится сюжет. Поскольку “Мцыри” относится к жанру романтической поэмы, то читатель ждет истории его любви. Но центр повествования смещается к другим событиям (Гроза, битва с барсом). А девушка-грузинка, которую Мцыри видит всего раз, обозначена вскользь и намеком. Итак, Лермонтов пишет романтическую поэму без любовной коллизии.

Напоследок рассмотрим прием, использованный поэтом для большего раскрытия внутреннего мира героя. Для этого Лермонтов выбирает жанр не просто поэмы, а поэмы-исповеди. Жанр этот, привычный для романтической литературы, также приобретает новые черты. Исповедальность героя сливается с исповедальностью самого автора. Мцыри, отдавший свою жизнь за призрак свободы, куда ближе Лермонтову, чем его собственное осторожно-равнодушное окружение. Огонь, сжигающий героя, мучает и автора, благодаря этому поэма и получается такой искренней.

Поэтому определить жанр произведения Лермонтова “Мцыри” можно как Романтическая поэма-исповедь.
Часть черт в ней при этом будет классических, узнаваемых, часть же – новых, привнесенных автором. Именно благодаря этому контрасту создается индивидуально-авторское, по-настоящему гениальное произведение.


Другие работы по этой теме:

  1. “Мцыри” относят к одной из удачных поэм Лермонтова, ее можно считать образцом русской романтической поэзии. Можно провести параллель жизни самого Михаила Юрьевича и героя произведения....
  2. “Мцыри” – лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от...
  3. “Мцыри” – лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживании героя, а не внешних событии. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ От...
  4. Одним из лучших произведений я считаю его поэму “Мцыри”. В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелёгкие мысли, философские вопросы,...
  5. Поэма М.Ю. Лермонтова “Мцыри” как романтическое произведение I. Вступление Характеристика романтизма и его важнейших свойств: исключительный герой, зачастую загадочный; необыкновен­ная судьба, особые обстоятельства, возвышенные мотивы...
  6. Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба –...
  7. Поэма “Мцыри” – величайшее произведение русской романтической литературы. Главный герой поэмы – человек, у которого, по словам критика В. Г. Белинского, “могучий дух”, “огненная душа”...

Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова. Сообщение темы урока. Что такое буря. Детство Лермонтова. Трагическая гибель. Обучение в пансионе. Цели урока. М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус». Играют волны - ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит. Выразительное чтение. Парус – это состояние человека. Родители поэта. Анализ стихотворения.

«Лермонтов «Осень»» - Лето закончилось. Пахарь – пахать, пашет. Юный поэт пишет картину осенней природы. Найдите и прочитайте 3 строфу. Важно уметь замечать красоту окружающей природы. Словарная работа. Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой. Поникши ели – печальные. Цели. М.Ю. Лермонтов «Осень». Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”. Вторичное чтение. Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам.

«М.Ю.Лермонтов «Бородино»» - Какого возраста рассказчик. Грохот боя. Детство. Картины маслом. Преемник Пушкина. Бородино. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино». Характеристика рассказчика. Читаем и размышляем. Стремительное движение. Звучал булат, картечь визжала. Лучшие. Мусью. Рисунки. Прах Лермонтова. Стихотворение. М.Ю Лермонтов. Армия французского императора Наполеона. Первые стихи. Кто рассказывает о войне.

«Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»» - Знатоки поэм М.Ю. Лермонтова. Образ Мцыри. Вопрос на эрудицию. Заполните таблицу. Поэтика заглавия поэмы «Мцыри». Сюжет «Мцыри». Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Стилистические особенности «Мцыри». Творческое задание. Жанровая революция. Теоретическая разминка. Вершина Лермонтовского мастерства. Литературоведческая пирамида. Жанр «Мцыри». Творческий вопрос. Путешествие в историю. Литературоведческие уровни.

«Пушкин и Лермонтов «Пророк»» - Каков пророк Лермонтова. Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. «Пророк»М.Ю.Лермонтова. Поэт и поэзия в лирике М.Ю.Лермонтова. Цели урока. Гад морских подводный ход. Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым. Поэзия в эпоху Лермонтова. Участь русских поэтов. «Пророк»А.С.Пушкина.

«Поэма Лермонтова «Бородино»» - Поэма «Мцыри». Кутузов. Богатыри. Словарная работа. История создания произведения. Русские солдаты. Михаил Лермонтов. Дремлющие воды. Бородино. Потери русских. Биография автора. Школа гвардейских юнкеров.

История создания

Автограф поэмы «Мцыри» (1-я страница).

Сюжет поэмы был взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о возникновении замысла поэмы, изложенные в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова . Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге , он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, плененный ребёнком генералом Ермоловым … Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…» . Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».

В наши дни уже невозможно установить насколько достоверны сведения, сообщенные Висковатым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был вполне обычным явлением. Кроме того Лермонтову мог быть известен ещё один такой пример: непростая судьба российского художника П. З. Захарова , чеченца по национальности, также совсем маленьким мальчиком попавшем в плен к русским и всё тем же генералом А. П. Ермоловом отвезённого в Тифлис .

Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор . Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» - битва героя с барсом - основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песни о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» .

В начале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально он гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств : «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом - «послушник», «неслужащий монах», а во втором - «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

Кроме эпиграфа и заглавия Лермонтов переработал и содержание произведения. В частности, поэтом были исключены из первоначальной редакции несколько фрагментов. Некоторые из стихов писатель судя по всему вынуждено вычеркнул по цензурным соображениям. Так, например, был убраны строки, в которых Мцыри упрекает Бога за то, что тот ему «Дал вместо родины тюрьму». В числе прочего Лермонтов исключил из произведения строки, содержавшие описание горцев - соотечественников Мцыри, в том числе и его отца, которые явились герою в бреду в виде грозных всадников, сражающихся за свою свободу .

Окончательно поэма была доделана автором, согласно пометке на обложке тетради Лермонтова: «1839 года Августа 5». Через год она была напечатана и стала одной из двух поэм (другой была ), вошедших в прижизненный сборник стихотворений.

Сюжет

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

В основе поэмы - трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи близлежащего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где и он вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где как ему кажется он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев.

На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Казалось бы он так мало увидел в столько короткий срок. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом. Все эти события - крохотные эпизоды, но впечатление такое что это человек проживает целую жизнь. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его находят совершенно случайно в окрестностях монастыря. Он лежит без сознания посреди степи .

Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец , который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.

Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

И лишь одно тяготит душу Мцыри - клятвопреступление. Будучи отроком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. Он бежит, идёт, мчится, ползет, карабкается вроде бы следует правильному направлению - на восток, но в итоге сделав большой круг, возвращается назад в то самое место, откуда начался его побег. И снова оказывается в стане не то друзей, не то врагов. С одной стороны эти люди его выходили, спасли его от смерти, подготовили к будущей благочестивой жизни, а с другой - это люди другой культуры, и Мцыри не может до конца счесть это место своим домом. Он признается монаху, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть - к свободе. И упрекает его за своё спасение:

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».

Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль, что суждено ему умереть рабом и сиротой.

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родного края, которого так и не достиг. Последними словами юноши стала фраза:

И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!

На первый взгляд кажется, что произносит её сломленный человек. Но в конце фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить о романтической направленности героя Мцыри, неистового в своей страсти попасть в родимые места. И несмотря на то, что юноша погибает в монастыре, не реализовав свою заветную мечту вернуться на родину предков, он всё равно добьётся этой цели, но уже в каком-то ином мире после смерти.

Анализ и отзывы

Поэма «Мцыри» характерна для Лермонтова, так как действие в ней разворачивается на Кавказе. Кавказ вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой.

В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы связанные с бегством романтического героя, из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но в «Мцыри» развивается обратная ситуация. Здесь герой бежит наоборот на родину, и вместе с тем загадочную и неизвестную для него, так как слишком юным он был вывезен оттуда, чтобы в его памяти сохранились ясные картины той.

«Мцыри» как романтическая поэма о герое-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернец» (1825) И. И. Козлова , написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, у произведений разное идейное содержание. Просматривается связь с декабристской литературой и поэзией И. В. Гёте . Кроме того, в «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм самого Лермонтова, в частности, «Исповеди» и «Боярина Орши» .

Многим современникам Лермонтова поэма напомнила другую - «Шильонского узника » Байрона , в переводе Жуковского . Белинский писал, что стих «Мцыри» «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» . Но байроновский герой, противостоит миру, ненавидящий людей. Герой же Лермонтова стремящийся к людям.

Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней - величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.

Образ монастыря в поэме - это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека - залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, - источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать свое стремление к ней .

«Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой .

Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором.

Вот как это описывает А. Н. Муравьев в своей книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871 г., с.27): «Мне случилось однажды, - пишет А. Н. Муравьев, - в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, - сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления» .

Известно также, что Лермонтов, в день именин Гоголя , 9 мая 1840 года в Москве «читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы „Мцыри“, и читал, говорят, прекрасно» .

Белинский пишет о поэме: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью» .

В других видах искусства

  • Поэму иллюстрировали В. П. Белкин , В. Г. Бехтеев , И. С. Глазунов, А. А. Гурьев, Н. Н. Дубовской, В. Д. Замирайло, Ф. Д. Константинов, П. П. Кончаловский , Л. О. Пастернак , К. А. Савицкий, В. Я. Суреньянц, И. М. Тоидзе, Н. А. Ушакова, К. Д. Флавицкий, Е. Я. Хигер, А. Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И. Е. Репину и Н. А. Тырсе .
  • Фрагменты поэмы были положены на музыку М. А. Балакиревым , А. С. Даргомыжским , Е. С. Шашиной , А. П. Бородиным , А. С. Аренским , М. А. Кузминым (не издано), А. М. Баланчивадзе

Примечания

Ссылки

Литература

  • Лермонтовская энциклопедия / Мануйлов В. А. - М .: Советская энциклопедия, 1981. - 746 с.
  • Лермонтов / Андроников И. Л . - М .: Советский писатель, 1951. - 320 с.

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.
  • Проблематика

    Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

    Идея произведения

    Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

    Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

    Чему учит?

    Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

    Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

    Критика

    Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

    Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Похожие публикации

Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, термины и определения понятий в области надежности Надежность военной техники термины и определения
Загрязнения: что такое взвешенные вещества?
Определение свинца в воде колориметрическим методом (Лабораторная работа)
Ростовский базовый медицинский колледж Ростовский мед колледж приемная комиссия
Воронежский медицинский университет баллы для поступления
Образовательный портал огбпоу «рязанский медицинский колледж
Декабрьское вооруженное восстание: причины и последствия
Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…” Работа в Киевской консерватории
Расписание богослужений в храме святого ильи пророка в обыденском переулке Церковь ильи обыденного расписание богослужений
Скороговорки для фонетической зарядки на английском языке