Как делается морфологический разбор слова глагола. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи

Как делается морфологический разбор слова глагола. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи

– это анализ части речи с точки зрения ее категорий и употребления в письме и разговоре. Слова, обозначающие действия, – одна из самых трудных частей речи, которая имеет целый ряд характеристик. Их необходимо изучить подробно, перед тем как разбирать глаголы.

Не запутаться в критериях и грамматических признаках этой части речи поможет схема морфологического разбора глагола.

Анализ делается в следующем порядке:

  1. Указать часть речи и информацию о том, что она обозначает.
  2. Записать начальную форму (инфинитив).
  3. Определить морфологические характеристики. Их делят на две группы.

Постоянные:

  • вид – определения типа по критериям завершенности действия. Есть две группы: совершенный вид (слова отвечают на вопрос «что делать?») и несовершенный («что сделать?» и все формы этого вопроса). Выделяют также двувидовые, к которым подходят оба вопроса;
  • переходность – тип сочетаемость с зависимым существительным или местоимением;
  • возвратность определяется по наличию в слове постфикса -ся или -сь, который указывает на направление действия на того, кто говорит. Если есть такие суффиксы, то определяется наличие возвратности, если суффикс отсутствует, то этот тип – невозвратный;
  • слова, которые обозначают действие, имеют спрягаемые и неспрягаемые формы.

Важно! Неспрягаемые – это инфинитив, причастие и деепричастие. Спрягаемые – это личные и безличные.

Непостоянные характеристики (изменяются в контексте):

  • наклонение. Существует 3 варианта по этому критерию. Изъявительное – обыкновенное действие. Сослагательное – слова, которые высказывают допущение, сомнение, условие (употребляются с частицей б (бы)). Повелительное содержит призыв к действию, просьбу, приказ;
  • время: прошедшее (что делал? что сделал?), настоящее (что делаю?) или будущее (что делаю? что сделаю?). В будущем времени можно определить форму: простую или составную;
  • число – единственное или множественное;
  • : первое – я и мы; второе – ты и вы; третье – он, она, оно и они;
  • род определяется во всех временах, кроме настоящего;
  • роль, которую выполняет разбираемое слово в предложении.


Эта схема учитывает все грамматические категории глагола и характеризует его с учетом всех характеристик.
Правильное соблюдение порядка описания категорий помогает не упустить ни одного важного аспекта.

Существует несколько исключительных признаков, которые нужно учитывать при анализе глагола:

  • у безличных форм нет лица, числа;
  • все возвратные глаголы принадлежат к непереходным;
  • спряжение помогает определить суффикс перед – ть;
  • стоит учитывать контекст: иногда слово употребляется в непрямом значении. Например, в предложении «Я пошел!» действие относится к прошедшему времени, которое используется в значении будущего.

Важно! Эти особенности нужно учитывать, чтобы не ошибиться, разбирая глагол как часть речи.

Образец морфологического разбора глагола

Приведем образец морфологического разбора глагола «написала». Контекст – предложение: «Марина вчера написала грустное и длинное письмо своему другу, которого не видела уже очень давно из-за внезапной разлуки»

Написала – часть речи: глагол. Грамматическое значение – слово обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделала?».

Начальная – написать (вопрос – что сделать?).

Постоянные морфологические признаки:

  1. вид – несовершенный, действие законченное (что сделала?);
  2. тип – невозвратный (отсутствует суффикс);
  3. переходный. Написала (что?) письмо;
  4. принадлежит к 1-му спряжению.

Непостоянные морфологические признаки:

  • изъявительная форма (обычное действие);
  • прошедшее время (событие произошло в прошлом);
  • единственное число (Марина – одна);
  • третье лицо (она);
  • женский род.

В предложение глагол является сказуемым. Его нужно подчеркнуть соответственно – двумя прямыми линиями.

Как разбирать глагол, мы уже знаем. Аналогичный разбор проводят специализированные онлайн-сервисы. Они работают по принципу автоматизированного анализа. Пользователь вводит необходимое слово, а система автоматически определяет его грамматические характеристики.

Такой анализ проводится быстро и в 90 % случаев предоставляет правильную информацию. Преимущество такого анализа в том, что он распознает словоформы и предлагает несколько вариантов морфологического разбора.

Полезное видео

Подведем итоги

Минус такого способа анализа грамматических признаков – оторванность от контекста. Система не определяет роль в предложении, не учитывает возможности переносного значения. Оптимальный способ применения такого метода – использовать онлайн-анализ для того, чтобы проверить анализ, выполненный самостоятельно.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Морфологическим разбором слова называется описание его характеристик как части речи. Специфика этой процедуры в том, что для определения некоторых глагольных характеристик необходимо прибегнуть также к морфемному разбору. Но обо всем по порядку.

Схема морфологического разбора глагола

Стандартный план исследования слова прост: нужно определить часть речи, найти начальную форму слова и описать последовательно его постоянные и непостоянные признаки. В последнюю очередь дается описание роли слова в предложении (если слово не изъяли из контекста).

Определение части речи

Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? и Что сделать? Более точно вопрос задается с учетом словоизменения.

Определение инфинитива

Инфинитив – это начальная или, как говорили в школе, неопределенная форма глагола . Собственно, именно она и отвечает на вопрос: Что делать/сделать?

Описание постоянных признаков

Постоянными являются те признаки, которые слово сохраняет при словоизменении (в данном случае спрягаясь). К ним относятся:

Непостоянные признаки

К ним относятся признаки , которые глагол приобретает при словоизменении.

Глагол в предложении

В предложении эта часть речи обычно играет роль простого или составного сказуемого, хотя возможны варианты, когда глагол может оказаться подлежащим, особенно если его приводят как пример перед тире или в составе выражения в кавычках.

Роль морфемного разбора слова

При определении типа спряжения часто возникает путаница, связанная с определением окончания. Это неудивительно: в русском языке есть корни с чередованием гласных и беглыми гласными, в них может выпадать согласный. И глагольным корням это особенно свойственно в процессе как словоизменения, так и словообразования.

Вот несколько примеров:

Примеры морфологического разбора

Для удобства приведем несколько примеров в таблице.

И в ус не дует . (поговорка) Отсель грозить мы будем шведу. (А. Пушкин) Откуда есть пошла Русская земля . (из летописи) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (пословица) Храни меня, мой талисман. (А. Пушкин)
Вопрос Что делает? Что будем делать? Что сделала?* Что сделал? Что делай?
Инфинитив Дуть Грозить Быть Взяться Хранить
Постоянные признаки: вид Несовершенный Несовершенный Несовершенный Совершенный Несовершенный
возвратность Невозвратный Невозвратный Невозвратный Возвратный Невозвратный
переходность Переходный (дуть что?) Непереходный Непереходный Непереходный Переходный
спряжение 1 2 Неправильное 1 2
Непостоянные признаки: наклонение Изъявительное Изъявительное Изъявительное Изъявительное Повелительное
время Настоящее Будущее аналитическое Настоящее (прошедшее)* Прошедшее
число Единственное Множественное** Единственное Единственное Единственное
лицо 3 1 3 2 2
род Ж* М
Роль в предложении Сказуемое простое Часть составного сказуемого Часть составного сказуемого Сказуемое простое Сказуемое простое
Морфемный разбор ду-ет гроз-и-ть ес-ть в-зя-л-ся хран-и

Примечания.

* – глагол быть представлен как часть составного прошедшего времени древнерусского языка – перфекта. Он употреблялся в форме настоящего времени соответствующего лица в паре с “эльным” причастием прошедшего времени, которое со временем и стало современным прошедшим временем, вытеснив все остальные формы (аорист, имперфект и плюсквамперфект). Грамматически перфект представлял из себя состояние, явившееся результатом недавно прошедшего действия. Поэтому вопрос задан не к быть , а ко всей форме есть пошла . Род указан по слову пошла .

** – разбор относится к слову грозить , но вопрос задан ко всей конструкции.

Образец разбора глагола

Приведем пример классического разбора (как в школе) на примере глагола разбирают .

I. Что делают? Разбирают.

II. Инфинитив – разбирать.

  • несовершенный вид;
  • невозвратный;
  • переходный;
  • первое спряжение.

IV. Непостоянные признаки:

  • изъявительное наклонение;
  • настоящее время;
  • третье лицо;
  • множественное число.

V. Скорее всего, в предложении будет сказуемым.

Вы можете исследовать глагол как часть речи сами, это довольно интересное занятие. Но если хотите себя проверить, можете свериться с интернет-ресурсами, где можно сделать морфологический разбор глагола онлайн. И не только его, но и любой части речи. Также неплохую помощь вам могут оказать словари.

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.