которых обычно называют оппонентами. Первая точка зрения. У всех людей смысл жизни должен быть какой-то один: ведь все люди по своей природе одинаковы. И смысл жизни - это как раз то, что объединяет их и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели разный, не одинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону, и такие люди никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща. Вторая точка зрения. То, что у всех людей есть общее или родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек - это неповторимое существо. Поэтому и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно, даже не разделяя его взглядов. А действовать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жизни, а взаимная выгода. Третья точка зрения. Вы оба отчасти правы, но только отчасти, потому что смысл жизни у разных людей одновременно является и общим, и различным. Принадлежность каждого отдельного человека к человеческому роду, определенному обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе и смысл жизни. В то же время, поскольку каждый человек чем-то отличается от всех других людей, то это его отличие тоже может проявляется в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чем-то совпадает, а в чем-то не совпадает со смыслом жизни у других людей. Какая из приведенных точек зрения кажется вам более правильной? Обоснуйте свое мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чем для вас он заключается?
К функциям религии не относится 1) регулирование поведения людей 2) воспитание человека 3) снятиетяжелого психологического состояния человека
4) формирование профессиональной структуры общества
Основная цель экономической деятельности
1) снижение затрат производства 3) достижение социального равенства
2) удовлетворение потребностей людей 4) увеличение индивидуальных доходов
В одной книге, посвященной морали, говориться: «Вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманизма, или они не будут жить вовсе». Объясните, как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с автором этой книги? Почему?
ПОМОГИТЕ!!!
1. Гуманизм - это:
А) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;
Б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;
В) сентиментальность;
Г) особый вид деятельности.
2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:
А) нравственность;
Б) культура;
В) общечеловеческие ценности;
Г) общественное сознание.
3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:
А) философия;
Б) мировоззрение;
В) наука;
Г) социология.
4. В наиболее полном виде мораль - это:
А) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;
Б) наука о правилах хорошего тона;
В) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;
Г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.
5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:
А) искусства;
Б) науки;
В) морали;
Г) права.
6. К морали в отличие от права относятся:
А) любой закон;
Б) Конституция государства;
В) устав общественной организации;
Г) определенные принципы, нормы поведения.
7. Мораль в отличие от права:
А) опирается исключительно на поддержку общества;
Б) содержит нормы поведения людей;
В) возникает на основе исторического опыта людей;
Г) находится в развитии.
8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?
А) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
Б) сделать вид, что тебя это не касается;
В) выразить соболезнование тому, кого обидели;
Г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.
9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?
А) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;
Б) сделать вид, что ничего не произошло;
В) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;
Г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).
10. Критерии духовности человека:
А) активная жизненная позиция;
Б) обладание высшим образованием;
В) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.
11. Мировоззрение в жизни человека - это:
А) ориентир для его деятельности;
Б) укрепление его жизненного опыта;
В) связь с религией и наукой.
12. Уровень развития духовной культуры измеряется:
А) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;
Б) качеством духовной продукции;
В) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;
Г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.
13. Мировоззрение человека зависит от:
А) исторических условий;
Б) жизненного опыта;
В) от уровня образования;
Г) внутренней культуры.
14. Моральные качества человека:
А) заложены от рождения;
Б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;
В) формируются обществом целенаправленно.
15. Культура в широком смысле - это:
А) все виды преобразовательной деятельности;
Б) все, что связано с искусством;
В) производство духовных ценностей;
Г) образованность человека.
16. К продуктам материальной культуры не относятся:
А) небоскреб;
Б) музыка;
В) автомобиль;
Г) телевизор.
17. К духовным ценностям относится:
А) микроскоп;
Б) компьютер;
В) научное открытие;
Г) видеокассеты.
18. Верно ли суждение?
А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.
Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.
А) верно только А;
Б) верно только Б;
В) верно А и Б;
Г) оба неверны.
19. Накопление культурных ценностей по вертикали связано:
А) с появлением новых произведений искусства;
Б) углублением знаний о культуре;
В) передачей культурных ценностей от поколения к поколению;
Г) реставрацией памятников культуры.
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите иохарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
Я считаю, что сначала появился человек, а потом общество, ведь общество образуется объеединением людей различными связями и отношениями, первоосновой является человеческая деятельность, а в процессе совместной деятельности появляются взаимодействия между её участниками. Не было бы людей не появилось бы общество.
2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э.- 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал дpyгoгo». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте eгo с определением общества, приведенным в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от Aaннoгo античным философом, то в чем заключаются отличия?
Я понимаю высказывание Сенека, что общество- группа людей с одинаковыми интересами, если интересы рысходятся, то общество расколется. Современное определение общества отличается от определения данного философом тем, что в современном определении общества, общество - это ОБОСОБИВШАЯСЯ от природы часть материального мира... , а мы и есть природа, мы не можемот неё отделиться. Мы её дети.
3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Кaкая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?
Высказыванию Л.Н.Толстого созвучна мысль:"Важным условием жизни человека является коллективность. Человек - существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или орудиях труда." Я считаю, что эта мысль созвучна высказыванию писателя в связи с тем, что развитие человека обеспечивается нахождением его в среде людей, общением с себе подобными, а если человек уйдет (будет в отрыве от общества), то он будет пользоваться опытом и знаниями, приобретенными в процессе совместной деятельности в обществе, и ему будет не с кем общаться, а без коллективности жизнь потеряет всякий смысл, ведь человеческая деятельность - первооснова многочисленных связей и отношений в обществе, а без общения и нахождения среди людей, человек сходит с ума, дичает и превращается в "животное".
4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) К явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.
Да, т.к. "отрицательные ценности", в куультуре это смещение (сдвиг) ценностей, сбитые приоритеты, это всё признаки нашей культуры. Культура не значит всё только хорошее, правильное, моральное, она обобщеное понятие того, что типично для нашего образа мышления, мировосприятия, духовной настроенности в данный момент. Сдвиг ценностей - это явление культуры.
1.На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал дpyгoгo». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте eгo с определением общества, приведенным в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от Aaннoгo античным философом, то в чем заключаются отличия?
3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство» . Кaкая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?
4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) К явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.
1.1. Можно сказать, что общество есть совокупность связей между людьми. В зависимости от характера, типа и целей эти взаимосвязи бывают самыми разнообразными: семейные, культурные, экономические, политические, правовые и т. п. Общество–продукт совместной деятельности людей способ¬ных собст¬венными усилиями создать необходимые усло¬вия сущест¬вования. Даже в клас¬совом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объектив¬ные общие инте¬ресы, цели, требую¬щие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.
Личность воспроизводит социальный порядок, сохраняя свою индивидуальность. Итак, общество производит людей, которые сами производят общество. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой и условие человеческой деятельности, и ее результат.
2.2. Рост, развитие, обучение и воспитание ребенка, формирование личности человека возможны только в условиях общения и взаимодействия с другими людьми - родителями, воспитателями, ближайшим социальным окружением. Каким бы обширным ни был накопленный опыт, какими бы совершенными ни были носители информации, какими бы развитыми ни были области знаний, необходимо живое общение при передаче сведений от одного поколения другому - необходим труд воспитателя, учителя, преподавателя.
Каких бы высот ни достигла медицина, как бы далеко ни шагнула диагностика болезней, какой бы высококлассной ни была медицинская техника, оказать реальную помощь больному может только санитарка, медсестра, фельдшер, врач.
Даже в условиях детальной проработки законов, упрощения правовых процедур и предельной ясности нормативных документов людям необходим специалист, владеющий всем объемом необходимой информации и способный оказать помощь в конкретной ситуации - юрист, юрисконсульт, нотариус, адвокат.
Совместная работа людей на производстве, в торговле, здравоохранении, воспитании - в любом виде деятельности - не будет эффективной, если не будут потрачены дополнительные усилия на организацию и управление этой деятельностью. Очевидна необходимость управленческих профессий - менеджера, администратора, организатора, диспетчера, распределителя работ, агента.
Повседневно-бытовая жизнь общества замрет, если не будет продавцов, официантов, парикмахеров, проводников, поваров, кассиров, билетеров, работников сферы обслуживания, стюардесс.
3 .Человек создан, чтобы жить в обществе (Д. Дидро)
4.Тот, кто думает, что может обойтись без других сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше (Ф. Ларошфуко)
5. Счастье – это когда тебя понимают, когда не нарушают твоих прав, когда люди все равны, равны перед законом.
4. Культура, в самом широком смылсе, это всё то, что сделано человечеством: культура духовная и материальная. Думаю, что если понимать термин культура в самом широком смысле, то относятся. Если толковать в более узком смысле, как например, духовная культура, причём если понимать под ней некие так или иначе общепринятые её аспекты, обладающих которыми мы называем культурными, то тогда нет. Это скорее бескультурье.