Приставки на –З и –с
1. Вспомнить, что данная формулировка задания отправляет к изменяемым приставкам на письме. Это приставки, оканчивающиеся на –З, - С: БЕЗ-; БЕС-; ВОЗ-; ВОС-; (ВЗ-; ВС), ИЗ-; ИС-; НИЗ-; НИС-; РАЗ-; РАС-; РОЗ-; РОС-; ЧРЕЗ-; ЧРЕС-.
2. Подчеркнуть в данных предложениях слова, в которых встречается данные буквенные сочетания.
3. Подчеркнутые слова разобрать по составу, чтобы убедиться, что данные слова можно отнести к словам с приставками на –З; -С. (Не забудьте подобрать родственные слова других частей речи, желательно без приставки!!!)
4. Ещё раз прочитать задание, проверив на какую букву должна заканчиваться приставка, с какой звук обозначает первая буква корня!
5. Записать найденное слово (-а) в бланк ответов в той форме, в какой оно написано в предложении.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
1. Вспомнить, что данная формулировка задания отправляет к изменяемым приставкам на письме. Это приставки ПРИ-; ПРЕ.
2. Вспомнить, что правописание изменяющихся приставок ПРИ-; ПРЕ зависит от значения:
ПРЕ- |
ПРИ- |
· когда она придает словам значение предельной степени действия , превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества : превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило; · когда она имеет значение приставки пере- : преградить (перегородить ), превратить, прекратить, предание (передать ), преступить (переступить ), превратный (перевернутый ), преемник (перенимать ). |
· пространственной близости , смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный; · прибавления, приближения, присоединения : приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть; · неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть; · доведения действия до конца , до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем ), приучить, придумать, прирезать; · совершения действия в собственных интересах , усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться; · сопутствующего действия : припевать, присвистывать, пританцовывать. |
ЗАПОМНИ СЛОВА, в которых правописание приставокПРИ – ПРЕ- зависит от их лексического значения :
·
при
творить(дверь) = чуть-чуть закрыть,
прикрыть
пре
творить(мечту в жизнь) = осуществить
·
при
бывать(на вокзал) = приезжать
пре
бывать(на вокзале) = находиться
·
при
зреть(сироту) = помочь ей, приютить
пре
зирать(врага) = плохо относится к нему, не уважать
·
при
дать(форму) = добавить, подправить
пре
дать(друга) = изменить ему, выдать
·
при
ступить(к выполнению упражнения) =
начать
пре
ступить(через закон) = нарушить
·
при
клоняться(к дереву) = чуть-чуть
прикоснуться
пре
клоняться(перед подвигом) = испытывать уважение
·
при
падать(на левую ногу) = чуть-чуть
прихрамывать
пре
подать(урок) = научить чему-либо
·
при
дел(к дому) = добавить, пристроить
пре
дел(чувств) = крайность, последняя грань
·
при
емник(“Маяк”) = аппарат,
принимающий радиоволны
пре
емник(отца) = продолжатель
·
при
ходящий (врач) = кто приходит
пре
ходящее(значение) = временное
Например: Из данных предложений выпишите слово (-а), правописание ПРИСТАВКИ в которых определяется правилом: «Если приставка имеет значение совершения действия не в полном объеме, то в ней пишется буква И».
Какая стоит необыкновенная тишь! В предчувствии холодов притихли птицы.Ветка слегкапригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя.
К типу заданий «Правописание приставок, зависящих от значения» относятся следующие часто встречающиеся формулировки:
Неизменяемые приставки
Например:
В3. Из предложений №… выпишите слова с неизменяемыми на письме приставками.
Бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, незаметно теряет своё обаяние. Она сливается с другими.
К типу заданий «Правописание приставок, неизменяющихся на письме» относятся следующие часто встречающиеся формулировки:
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. |
|
О- |
окликнул, остановка, осадок, онеметь |
ДО- |
добраться, дойти, догадка |
ПО- |
поверье, подворье, порезать, полагаться |
ПРО- |
проварить, пробел, проделка, произрастать |
ПРА- |
в особом значении: прабабушка, праязык |
НА- |
нападение, накрыть, нагнать |
ЗА- |
задаваться, заключенный, забрать, забить |
НАД- (НАДО-) |
надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться |
ПОД- (ПОДО-) |
подтаять, подточить, подсказать, подождать |
ОТ- (ОТО-) |
отдать, отдых, отодвинуть, открыть |
ОБ- (ОБО-) |
обстричь, обточить, обтереть, обойти |
В- (ВО-) |
всласть, вшить, вцепиться, вовлечь |
ПРЕД- |
председатель, предшественник, предрешать |
ПЕРЕ- |
перегной, перелить, перекос |
С-(СО-) |
сдвинуть, сбиться, сберечь, согнуться |
ПОМНИ! Что приставки, оканчивающиеся на звонкий согласный, могут перед глухим согласным ОГЛУШАТЬСЯ. |
ПОМНИ! Что приставки, оканчивающиеся на глухой согласный, могут перед звонким согласным ОЗВОНЧАТЬСЯ. |
Приставки через дефис
Рассуждаем :
1. Вспомнили, что дефис в приставках пишется только в наречиях с приставками ПО-; В- (ВО-)
2. Выписать из предложения слова, написанные через дефис. Только одно слово: по-своему.
3. Данное слово отвечает на вопрос: как?, имеет приставку ПО- и суффикс –ОМУ.
4. Записываем слово «по-своему» в бланк ответов.
К типу заданий «Правописание приставок через дефис» относятся следующие встречающиеся формулировки:
4 задание (с экзаменационных текстов 2017г.)
На …З, или …С Приставка С- не входит в эту группу. 1) «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С». 2) правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного. |
Рас сказал, ис пуганно, бес корыстных, вс помнить, вз рывов, раз валин, вс поминает, вс помнила, раз думывая, бес следно, бес словесным, рас сказывая, рас сказывал, рас спросами, ис портил, раз говор, бес спорным, рас сказывала, вос хваляют, из балованностирас сыпаются, рас хотел, рас кроем, рас хватали, ис пугался, рас сердиться, вос пел, раз лилась, раз битых, рас печатывает, раз вернувшись, ис худалого, раз везли, рас терялась, ис портил, рас терялась, бес поворотно, рас тирал, раз дался, рас смеялся, рас ставаться, бес честных, нерас траченной, вз растил, рас терялся. рас ставил, ис пахали, без звучно, из балованности, без различием, вз дохнула, |
1) В слове РАССКАЗАЛ правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С». В слове НЕИЗВЕСТНЫЙ нет приставки ИЗ. (Источник: не/изве́стн/ый 2) «успокаивает» приставка У 3) сгорит – с – неизменяемая приставка, 4) расстояние – нет прист. |
Приставка пишется всегда одинаково независимо от произношения. Неизменяемая приставка (+ с-) |
о кружили, за ранее, с низу, от крою, в скоре, с жал, с горевшие, с держалась (звук озвончается) |
В слове скры́/ть(ся)−скрытных нет приставки. |
ПРИ- 1) написание приставки определяется её значением «неполнота действия», «приближение», «присоединение», «расположение вблизи чего-либо» |
при тронулся, при бегал, при щурился, при творив, при ехал, при шёл, при ходят, при остановился, при едет, при тихший, при ходит,при наряженных, при поднимала, при мчался,при вели, при сылают , при ходят, при открыть, при сел, при открыв, при делал,при шёл, при брежном, при крыла, рас терялся, при поднимал, при жали, при шли, при вокзальный, // при тормозил, при встал, при крывала, при нес, при поднял, при жавшись, при бежал, при жимая, при остановился, при плывёт. при щуренными, при остановился, при крой, при кован (присоед.), при город (располож.вблизи) |
Слово «присох » в данном контексте синоним застыл, замер, в этом слове нет неполноты действия. При несите – «приближение» |
Через дефис |
Приставка ПО пишется через дефис в наречиях с суффиксом -ОМУ,-ЕМУ: по -летнему, по -другому. |
КОЕ-кто, КОЕ-что. |
От ударения |
— (42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал! (44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. 3. Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия». (1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку. 4. Из предложений 19—24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «Приближение». (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать. (2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены. 7. Из предложений 30—34 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения. (30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним. (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка — он был прикован к постели. 8. Из предложений 1—17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением— «расположение вблизи». 1)Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. (3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком. (6)Поезд тронулся, находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, я был молод и в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою. (1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор. (2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки. 10. Из предложений 1—4 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от суффикса. (1)Подъём по дороге, ведущей к дому, был крутой. (2)Кирилл остановился, соскочил с седла и пошёл по тёплому асфальтовому тротуару, держа велосипед за руль. (3)Было безлюдно, цвели в придорожной канаве маленькие ромашки, и совсем по-летнему гудел в траве у деревянного забора шмель. (27)— Ничего. (28)Конечно, ты не стал. (29)Но бывают и горькие примеры... (30)Вот посмотри. - (31)Из ящика письменного стола она достала пачку фотографий, нашла нужный снимок и протянула его Кириллу. 12. Из предложений 41—44 выпишите слово с неизменяемой приставкой, согласный звук в которой озвончается. — (41)Твой отец, наверное, гордится. (42)Мой бы страшно удивился, если б я чего такое сотворил, — улыбнулся Костя. (43) Ника помрачнела. (44)Искушение рассказать Косте о равнодушии отца, о непонимании, об одиночестве было велико, но в последний миг Ника сдержалась: незачем выплёскивать свои обиды. |
слове правописание приставки зависит от её значения? 1) вспыхнули 3) непрерывные 2) отбивали 4) вспыхнули.
3. В каком слове приставка пишется всегда одинаково? 1) вздохнув 3) всплеснула 2) сделать 4) вздрогнула
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»? 1) преодолевая 3) прижимались 2) пристально 4) пришлось 5. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости/ глухости последующего согласного? 1) отсыревших 3) останавливается 2) рассматривать 4) претендующий
6.В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука? 1) разговариваешь 3) поднимет 2) отворилась 4) сделать
7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»? 1) присоединить 3) преградить 2) прилететь 4) приоткрыть
8. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости/ глухости последующего согласного? 1) раззадорить 3) создать 2) подтвердить 4) сговорились
9. . В каком слове правописание приставки определяется её значением – «преувеличение»? 1) призадуматься 3) прекрасный 2) преумножить 4) преградить
10. В каком слове приставка пишется всегда одинаково? 1) спелись 3) раздать 2) взмахнуть 4) записать
11. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? 1) вперед 3) вспомнить 2) испугаться 4) вздрагивать
1.В каком слове провописание приставки определяется её значением "неполнота действия"?1.присели. 2.прибежали. 3.приходили 4.пригорки
2.в каком слове правописание приставки определяется её значением "высокая степень качества"? а.примерно б.упрекать 3.преспокойно 4.приключилась
3.в каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука? 1. рассказывал 2.разберём 3.сзади 4.неизвестного
4.в каком слове провописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука? 1.всплакнул 2.расстаться 3.разбомбленная 4.несхожих
5.в каком слове написание приставки определяется её значением приблежением? 1.прибежавшие,2.притворенные,3.приобрели,4.привольнее
1) припев
2) приклеить
3) примерять
4) приноровиться
В каком слове правописание приставки определяется ее значением "близость, нахождение рядом с чем-то"?
2 отворилась
3 поднимет
4 сделать
№2. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 подходила
2 отдал
3 сделала
4 вспоминала
№3. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 расхаживая
2 обвиняли
3 приведешь
4 поведении
№4. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 пришел
2 сделал
3 поступил
4 растерялся
№5. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 заспанная
2 втыкал
3 обмазывался
4 разложенные
№6. Укажите слово, в котором написание приставки объясняется тем, что она означает приближение.
1 прекращает
2 пригодится
3 пришла
4 приглашал
№7. В каком слове есть приставка, которая пишется всегда одинаково (неизменяемая)?
здесь безвестных растелилась сжимая№8. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия» ?
приехал прерывающимся прибыло приостановились В каком слове правописание приставки определяется ее значением расположение вблизи чего-либо?1.притворился
2.приснился
3.прически
4.пригород
В каком слове правописание суффикса определяется правилом В кратких страдательеых причастиях прош времени пишется одна буква н?
1.бережно
2.необычное
3.устроены
4.отлично
Размер: px
Начинать показ со страницы:
1 В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение»? 1) пришли 2) привычный 3) прикрыла 4) прислушалась Как решать? В задании проверяется умение определять тип приставки. Если речь идет о приставке ПРИ-, как в данном задании, то следует вспомнить, какие значения она вообще имеет. 1)приближение, можно спросить к кому? чему? (например, приехать к родителям, приплыть к берегу, прибежать к дому, прийти к другу, прискакать, прилететь и т.п.); 2)присоединение, можно спросить к чему? (например, привязать к забору, прикоснуться к цветку, прикрепить, приколоть, прилепить, приклеить и т.д.); 3)неполнота действия, или чуть-чуть (например, привстать, привскочить, прикрыть, приоткрыть, притворить и т.д.); 4)пространственная близость, или находящийся около чего-либо (например, придорожный, приморский, пришкольный, Приуралье). 1. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «присоединение»? 1) прибор 2) приусадебный 3) прикрепить 4) приоткрыть 2. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «приближение»? 1) прилететь 2) приукрасить 3) притворный 4) привратник 3. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «расположение вблизи»? 1) притязание 2) прилежный 3) прикрутил 4) привокзальный 4. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «неполнота действия»? 1) приозерный 2) привязать 3) привскочить 4) приоритет Возможен вариант задания, в котором нужно определить значение приставки ПРЕ-
2 В каком слове правописание приставки определяется её значением «высокая степень качества»? 1) презентация 2) презирать 3) превращение 4) пренеприятный Вспоминаем, что приставка ПРЕ- имеет следующие значения: 1) высокая степень качества, можно заменить словом «очень» (например, пребольшой, прехорошенький, престрашный и т.д.) 2) «через», «по-иному», «пере-» (например, «по-иному»: превращать, преобразовать; «через»: преступать; «пере-»: прервать, пресечь, преломить и т.д.). 1. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «высокая степень качества»? 1) презент 2) пребольшой 3) прервать 4) премьера 2. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «высокая степень качества»? 1) престол 2) презирать 3) предлинный 4) преломление 3. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «поиному», 1) препятствие 2) престранный 3) преобразовать 4) прельстить 4. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «поиному», 1) претензия 2) преуспевать 3) превращать 4) презирать 5. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «поиному», 1) предобрый 2) пресечь 3) президиум 4) премилый 6. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «поиному»,
3 1) беспрерывно 2) препарат 3) прежирный 4) премированный 7. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «поиному», 1) прелюдия 2) беспрестанно 3) прежестокий 4) пренебречь 8. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «поиному», 1) прелестный2) презабавный 3) непременно 4) прелый Возможен вариант задания, который проверяет умение различать неизменяемые приставки (т.е. такие, которые всегда пишутся одинаково) и приставки, оканчивающиеся на з или с, правописание которых зависит от последующего согласного. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Согласные приставок (кроме приставок на З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения? 1) растворять 2) пересданный 3) восторжествовать 4) низкий Вспоминаем, что единообразно пишутся приставки: В-, ВО-, ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПА-, ПАРА-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ПРА-, ПРЕД-, ПРО-. Особое внимание уделяем приставкам ДИС-, С-. Что касается приставок, оканчивающихся на з или с, то их правописание зависит от последующего согласного: перед глухим пишется с, перед звонким з. Другими словами, написание их может быть двояким. Кроме того, помним, что в тесте могут встретиться слова вовсе без приставок. В нашем примере в слове растворять приставка рас- оканчивается на с, то есть зависит от последующего согласного; в словах восторжествовать и низкий приставок нет, в слове пересданный 2 приставки: пере- и с-, которые пишутся единообразно всегда. Это и есть верный ответ. 1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Согласные приставок (кроме приставок на З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?
4 1) подшить 2) вскружить 3) отравление 4) подумать. 2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные 1) подвижный 2) бесшумный 3) представить 4) истратив 3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные 1) взмахнуть 2) встревожиться 3) отчизна 4) отрезок 4. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные 1) растворять 2) отбить 3) восторжествовать 4) низкий 5. В каком слове правописание согласной в приставке НЕ зависит от последующего согласного звука? 1) расспросить 2) чрезмерный 3) истратив 4) несбалансированный 6. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С перед звонкими пишется З, перед глухими С»? 1) чересполосица 2) нисходящий 3) изгнать 4) несдержанный 7. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «Конечные 1) вскрикнуть 2) поддержка
5 3) обставить 4) отгул 8. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «Конечные 1) подвернуть 2) растопить 3) обвести 4) надстроить 9. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука? 1) испортить 2) пересдать 3) несдобровать 4) обтекаемый 10. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С перед звонкими пишется З, перед глухими С»? 1) воспоминание 2) несговорчивый 3) сделка 4) подбежать 11. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими пишется буква, обозначающая звонкий согласный»? 1) бесцветный 2) безвкусный 3) обвить 4) низшая 12. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед глухими пишется буква, обозначающая глухой согласный»? 1) бесцеремонный 2) несжатый 3) мировоззрение 4) оттолкнуть
А15. Правописание приставок. Правописание Ъ и Ь. Ы/И после приставок на согласную Задание А15 проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно.
Тема: «Приставки-сёстры ПРЕ- и ПРИ-» Цели урока: обучающая цель: знать правило написания приставок пре- и при-, значения приставок пре- и при-; развивающие цели: научить различать приставки ПРЕ- и ПРИ-
Бурцева Светлана Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней 54 Открытый урок русского языка в 6-Б классе Тема урока: «Повторение правописания приставок
Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки. Значение приставки ПРЕ- Значение приставки ПРИ- Сходно со значением слова очень Сходно
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Правописание приставок пре и при» Учитель русского языка
Тема «Правописание приставок пре- и при-» Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-; научить использовать правило в практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,
1. В каком слове правописание приставки определяется её значением «неполнота действия»? 1) привела 2) придумал 3) приподнимал 4) придвинул Правописание приставок пре- и при- Значения приставки при-: 1)
Консультация 3 ОГЭ. Приставки, оканчивающиеся на З-С (подготовка к заданию 4) Задание 4 экзаменационного теста ОГЭ связано с правописанием приставок. Рассмотрим возможные формулировки задания 4. правописание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 29 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ» Правописание приставок «при-пре» Предмет: русский язык Класс: 5 общеобразовательный
План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Приставки пре- и при-» Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся
С.П.Хасанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 12», Кунгур Дата: 27.11.2014г. Институт развития образования, Пермь Приемы мотивации, примеры пробных действий для актуализации, фиксации затруднений
Широглазова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Тема урока: «Правописание гласных в приставках» Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим
Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Учитель Герасимова Е.Ю. Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,умений, навыков.
Викторина по русскому языку 1. Вопросы: 4) Может ли существительное быть сказуемым? (ДА) 5) Может ли глагол быть подлежащим? (Да Жить-родине служить.) 6) Может ли глагол на ться быть глаголом 3 лица? (НЕТ)
Текст 3. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ 41 Правописание приставок пре-, при- Разработка урока по русскому языку Шевчук
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на з, с. Цели: 1. Образовательная - изучить условия выбора буквы з(с) в приставках; сформировать умение выбирать
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте. Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка.
Рабочая программа по письму и развитию речи для 9 класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.:
Раздел Морфологические признаки глагола МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 6 класс Модуль 6: Глагол. Примерные задания 1.Что обозначает глагол? 1) действие; 2) предмет; 3) признак
Русский язык 10 класс. Учебник «Русский язык. 10-11 классы.» Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. М, "Русское слово" Учитель Самойлова Елена Алексеевна. Сроки Программный материал Домашнее задание сентябрь октябрь
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Азарина Светлана Артемовна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 1 г. Липецк, Липецкая область УРОК В 7 КЛАССЕ «ПРЕДЛОГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ»
П/п 3класс Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в рамках ОС «Школа 2100» на 2015-2016 учебный год 170 часов Тема урока Дата Элемент содержания Требования к уровню подготовки
УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ Опорные схемы по русскому языку в начальной школе* В.В. Смирнова въехал выехал Приставка Эта тема для учащихся начальных классов также является непростой. И при ее изучении большую помощь
СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы для 5 класса общеобразовательных школ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Назначение диагностической работы Итоговая работа предназначена для проведения процедуры диагностики учебных
Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме: «Буквы з и с на конце приставок» Учитель русского языка и литературы Ряполова В.И. Беленькое 2014 Технологическая карта урока Тема урока: правописание
Познавательные планируемые результаты. Задания. Объясните значение приставок. Найдите орфограммы. Составьте слова из морфем. Докажите, что в корне -лож- есть чередующаяся гласная. Сделайте вывод о вариантах
Часть 2. Задания А и В Раздел А (задания с выбором ответа) Что надо знать и уметь Алгоритм выполнения задания А1 1. Уметь читать не менее 200 слов в минуту. 2. Уметь отвечать на вопросы. 3. Уметь понимать
Тема: Правописание парных согласных в корне слова Данной разработкой урока могут воспользоваться педагоги начальных классов, работающие по программе Л.В. Занкова и реализующие ФГОС. В разработке показано,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Чистопольского муниципального района РТ Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО зам. директора и
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Е.А.Петрова УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ 368 «Лосиный остров» О.Ф. Кузина 201_г. 201_г. _ «СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому
А4 (базовый уровень, время 2 мин) Тема: Выполнение арифметических операций в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Что нужно знать: перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной
ПАМЯТКА «Как выполнять работу над ошибками по русскому языку. Последовательность работы над орфограммами» 1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка. 2. Подчеркните
Характеристика деятельности обучающихся Разделы Наша речь (4 ч) Характеристика деятельности обучающихся Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи. Сравнивать и различать предложения (группы
По отдельным м (4 класс, конец 2011/2012 учебного года) ВАРИАНТ 1 знание/умение 2 1.2 Фонетика и графика Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,
Вашему вниманию предлагается календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе Л.В. Занкова. Авторы учебника Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. урока Тема урока План Факт I. Что нужно для
После получения тестовых заданий обратить внимание на их комплектность, проверить качество полиграфического исполнения документов. В течение испытания все его участники должны: после объявления организатором
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП в 8 «А» классе (глухие). Тема: А.К.Саврасов «Грачи прилетели». 1. Звук «ж» - автоматизация в разных позициях. 2. Речевой материал О-Р-Х по теме «Живопись».
1 Календарно-тематическое планирование/5 класс/ Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др./170 ч. Часы учебного времени Тема урока Язык и общение (2+1р.р.) 1 1. Язык и человек. Общение устное и письменное.
Арабский алфавит. Арабский алфавит состоит из 28 харфов, которые пишутся справа налево. Каждый харф арабского алфавита имеет различные формы написания в зависимости от ее положения в слове: в начале, в
«Русский язык» (экстернат) Программа: на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.Г. Рамзаевой, утверждённой МО РФ (Москва, 2004), в соответствии с требованиями федерального
2 п/ п План. дата прове дения Факт. дата прове дения Повторение. Предложение. Текст Тема урока 1. 1.09 Речь. Предложение. Текст 2. 6.09 Слова, называющие предметы, признаки, действия предметов. 3. 8.09
Правописание парных звонких и глухих согласных разработка открытого урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа России» учителя начальных классов МБОУ «Валуйчанская СОШ» Кольцовой Натальи Борисовны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета русский язык в 3 классе (базовый уровень) (наименование предмета) Составила Сухотина Е.В.,
Планируемые предметные результаты: Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). Учащиеся должны уметь: - различать звуки и буквы, звуки
Габриелян С.С. Класс: 3. Предмет: Русский язык. Тема урока: «Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне». Цели: формирование умения подбирать проверочные слова и писать слова с непроизносимыми
Итоговая работа для 4 классов по русскому языку НАЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ Работа предназначена для контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык».
Методическая разработка технологической карты урока русского языка на тему «Правописание слов с разделительным Ъ» (2 класс, ОС «Школа 2100») Разработала: Григорьева Светлана Николаевна, учитель начальных
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 45 Барон С.А. Зарипова М.С 20 г. 20 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
Русский 8 Занятие 9 20 ноября Имя.. План урока: 1) Тест 2) Работа с домашним чтением 2) Песня к концерту Задание 1: Напишем тест 1. В каком слове пропущена буква А? 1) прик...сновение 2) заг...реть 3)
Тематическое планирование по русскому языку Е класс 36 часов (4 часа в неделю). п/п Четверть Учебная неделя Тема Колво часов Проверочные и контрольные работы Повторение (4 часа) I Вводный урок. Знакомство
Рабочая учебная программа по русскому языку для обучающихся 3 класса на 2016/2017 учебный год. ОС «Начальная школа 21 века» 1 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии
Итоговая контрольная работа по русскому языку класс УМК «Перспективная начальная школа» Первый снег Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег.* Крупные мохнатые снежинки кружили над землѐй.
ГИА. 2014. 36 вариантов. Под редакцией И. П. Цыбулько.
1. В каком слове правописание согласной в приставке
1) исхудавшая 2) рассказывать 3) сжавшись 4) издали
приставки определяется её значением – «расположение вблизи чего-либо»?
1) притаскивала 3) принести
2) пришкольный 4) приедут
приставки
1) взвыл 2) вскинул 3) вспомнилось 4) стащил
4. В каком слове правописание согласной в приставке
1) свалявшейся 2) подтолкнула 3) вздрогнула 4) ответственность
Согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) разлил 2) сделал 3) расплакаться 4) разделив
Согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) различать 2) отдавал 3) изменится 4) вздохнул
7. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?
1) свалявшейся 2) беззвучно 3) откатывались 4) впалыми
приставки
1) принёс 2) приходится 3) присматриваться 3) прикован
9. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) раскинулся 2) вскоре 3) изловили 4) беззаботные
10. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?
1) вперёд 2) отжаться 3) сгоревшие 4) раскручивая
11. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) рассказал 2) бесшумно 3) всмотревшись 4) изваяние
приставки
1) привёл 2) прервать 3) прищурились 4) придвинул
13. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) приехал 2) приобрести 3) причуда 4) приоткрыл
14. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) присвоив 2) прикрыв 3) приучил 4) приговор
15. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?
1) подбежал 2) раздумывать 3) отдёрнул 4) стемнело
16. В каком слове правописание приставки
1) приходилось 2) преклонялись 3) пренебрегая 4) принёс
17. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) безразличием 2) открыл 3) воскликнула 4) вздрогнул
18. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) приступ 2) приложила 3) приподняла 4) привела
19. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) расплата 2) испробовали 3) вздохнула 4) включились
20. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) приступила 2) пришла 3) пригреть 4) прикоснувшись
21. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С»?
1) раскрыл 2) сжал 3) ссорился 4) сгребла
22. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «расположение вблизи»?
1) приготовился 2) пригород 3) предприму 4) перенесло
23. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) прикрыла 2) прибежали 3) привыкли 4) приходивших
24. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?
1) сделалась 2) разгрёб 3) рассаживались 4) взрыхлил
25. В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?
1) сделать 2) вспомнил 3) распускала 4) разбудил
26. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»?
1) перелистывала 3) превратиться
2) прислушивайтесь 4) принесите
27. В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?
1) сдвинув 2) разбудить 3) изгиб 4) рассматривая
28. В каком слове есть приставка
1) срубил 2) вскакивал 3) бесшумный 4) взглянуть
29. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»?
1) причуду 2) пришёл 3) пройдёмся 4) представлялись
30. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) распахнулась 2) приходом 3) приподнял 4) прибавил
31. В каком слове есть приставка , которая всегда пишется одинаково независимо от произношения?
1) сгоряча 2) исполнителен 3) встревожилась 4) распекала
32. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»?
1) пересохли 2) приговаривала 3) прилив 4) признать
33. В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?
1) вспоминать 2) спрашивать 3) сделал 4) срывался
34. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»?
1) засветилось 2) выскочил 3) погрустнел 4) приедет
35. В каком слове правописание приставки пере- ?
1) присмотревшись 3) прервал
2) притронулся 4) пребольно
36. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) прикрывали 2) перепуганного 3) принёс 4) проваляется
ГИА. 2012. 28 вариантов. Под редакцией И. П. Цыбулько.
2. В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?
1) сдерживая 2) измучивала 3) беспомощный 4) всхлипнула
3. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия»?
1) приседали 2) приучила 3) приближающийся 4) прийти
4. В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?
1) изнежила 2) бесценная 3) избаловано 4) сразу
5. В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере- ?
1) прибрежный 2) преградить 3) прибыть 4) приклеить
6. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «присоединение»?
1) присесть 2) приехать 3) прибить 4) приморский
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА в новой форме. 2014. Успешная подготовка
5. В каком слове правописание приставки
1) престольный 2) преобладать 3) прескверная 4) преодолеть
6. В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере- ?
1) превозноситься 2) пренебрегать 3) претерпеть 4) презабавный
8. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «очень»?
1) преодолеть 2) преимущество 3) предел 4) преспокойно
11. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «очень»?
1) преградить 2) прервать 3) премудрый 4) преобразовать
12. В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере- ?
1) превознести 2) преступление 3) пресмыкаться 4) премилый
Выбор гласных
зависит от смыслового значения приставки и от того, ударная они или безударная.
Выбор согласных
зависит от последующей звонкой или глухой, от положения согласной перед гласным или перед согласным р, л, м, н, й
.
Гласные и согласные в приставках
Правила:
Примечания.
1) Во многих словах трудно определить значение приставок пре-
и при-
. Правописание таких слов следует проверять по словарю и запоминать.
2) Есть много слов, в которых пре-
и при-
стали частью корня. Их значение вне слова не определяется (прелестный, природа).
Выбор букв е и и в приставках зависит от ударения.
Примеры написания приставок не-
и ни-
Без ударения | Под ударением |
---|---|
нкому | нкому́ |
н к кому | н к кому́ |
нкуда | нкуда́ нчýть |
Правило:
В неопределенных и отрицательных местоимениях приставка не-
всегда находится под ударением, а приставка ни-
в отрицательных местоимениях и наречиях всегда безударная.
Примеры:
Не́
чему, ни
чему́, не́
с чего, ни
к чему́, не́
куда, ни
куда́.
В отрицательных местоимениях не- пишется слитно, если после не- нет предлога, и пишется раздельно, если после не есть предлог.