Киммерийцы и тавры в истории крыма. Тавры

Киммерийцы и тавры в истории крыма. Тавры


Первые греки заселили Тавриду и все берега Гостеприимного моря [Черного моря] во время Великой Греческой колонизации в VIII-VI веках до Р.Х. На полуострове греки встретили тавров и киммерийцев [меотов]. Позднее соседями греков в разные времена были скифы, сарматы [аланы], славяне, готы, гунны, тюрки, хазары, мадьяры, печенеги, половцы и прочие племена и народы. Греческое название племени тавров дало имя Таврическому полуострову, а сами тавры растворились среди скифов и греков еще до Р.Х.

Таврический полуостров принадлежал греческому миру в разных государствах полностью или частью вплоть до гибели Византийской [Римской] империи в 1453 году и её последнего княжества Феодоро [Дорос] в 1475 году. Все города и крупные поселки Таврического полуострова, кроме Бахчисарая и Белогорска [Карасубазара], были основаны греками и существуют и ныне. Почти половина из них даже сохранила свои греческие имена. Это — Калос-Лимен [Черноморское], Керкинитида [Евпатория], Парасин [Саки], Каламита [Инкерман], Херсонес [ныне уже в черте Севастополя], Символон [Балаклава], Мариамполь [Староселье], Ласпи, Форос, Кастрополь, Кикенеиз, Симеиз, Кореиз, Алупка, Мисхор, Ялта, Гурзуф, Партенит, Алушта, Ксеропотам [Солнечногорское], Микропотам [Малореченское], Капсихор [Морское], Сугдея [Судак], Провато [Орджоникидзе], Феодосия, Левкополь [Старый Крым], Гераклий [Щёлкино], Пантикапей [Керчь], Тиритака [Аршинцево], Нимфей [Героевское] и др.

В знак памяти и уважения греков и как часть Греческого проекта [освобождения Константинополя и изгнания турок из Европы] были названы по-гречески и русские города Симферополь и Севастополь, основанные Екатериной Великой и Потемкиным-Таврическим. Многие греческие деревни были переименованы и заселены турками и татарами сперва после катастрофы 1475 года, а затем после переселения христиан [православных греков] с благословения митрополита Игнатия в единоверную Россию в 1778-1779 годах, уже незадолго до присоединения Крыма к России. Например, греческая деревня Фуна [ныне Лучистое близ Алушты] превратилась в турко-татарскую деревню «Демерджи».

Первые христианские храмы появились в каменоломнях Тавриды уже в I веке и действуют и ныне. Они — самые древние христианские святыни на земле России, например, Монастырь Святого Климента [третьего епископа Рима] в Каламите [Инкермане]. Уже в 1-ом Вселенском соборе в 325 году принимали участие представители Таврических епархий.

Славяне жили в Тавриде с I века. В VIII веке греческие священники крестили здесь первых русских князей и сделали первые переводы из Библии на русский язык. В 988 году в покоренном русами Херсонесе крестился римским императором Василием II и русский князь Владимир Киевский. С середины X века по начало XII века на земле бывшего греческого Боспорского царства, завоеванной русами у Хазарии, существовало Тмутараканское княжество древней Руси. Вероятно, оно не имело большого значения, но именно та часть Руси и была тогда впервые названа византийскими летописцами по-гречески «Россией». Керченский пролив греки называли Русской рекой, Черное море — Русским морем, а самих русов — «россами».

Вопреки распространенному заблуждению и революционной пропаганде, татары — не коренная народность Тавриды. Более того, всю свою историю Крымский улус Орды был лишь одним из трёх государств в Тавриде. Золотая Орда ворвалась на полуостров в XIII веке при хане Батые и в 1242 году — через два года после разгрома Киева — образовала в степной части полуострова свою провинцию [улус]. Это значит, что татары никак не могут быть в Крыму более «коренными», чем во Владимире или в Киеве. Наместник Орды [крымский хан] разместился в греческом городке Левкополь на западной границе бывшего Боспорского царства, который татары назвали «Крымом» [ныне Старый Крым]. В то время главными греческими городами в Тавриде были Херсонес и Сугдея [Судак]. В 1298 году хан Узбек разрушил Сугдею и уничтожил её население, а в 1299 году татары до основания разрушили Херсонес, после чего он уже не возродился и главным городом греков стала неприступная крепость на горе Дорос [Мангуп] вдали от моря. Итальянские фактории на берегах также с трудом выдержали нашествие татар.

После распада Орды в 1443 году крымское ханство добровольно стало частью Турецкой империи, которая завоевала Тавриду в 1475 году. Православное княжество Феодоро — последний осколок Империи Римлян — героически оборонялось 8 месяцев и исчезло навсегда, его торговые соперники — итальянские фактории на побережье — сдались почти без боя, а татары сразу перешли на сторону турецких захватчиков. Турко-татарское население стало преобладать на полуострове, магометанство впервые стало преобладающим вероисповеданием в христианской Тавриде, а некогда греческое Гостеприимное море и Русское море стало внутренним, Черным морем Турции — «озером» турецкого султана. В одной только Феодосии турки построили более сорока мечетей и переименовали город в «Кучук-Стамбул». Херсонес турки переименовали в «Сарукерман», Каламиту — в «Инкерман», Символон — в «Балаклаву», Керкинитиду [Евпаторию] — в «Гезлев», Калос-Лимен [Черноморское] в «Акмечеть» и т.д. С XVI века турко-татары называют «Крымом» всю Тавриду.

Крымское ханство было последним разбойничьим гнездом Орды, хозяйство которого было основано на постоянных набегах на соседей, в основном в Россию, и на работорговле. Такая безнаказанность была обеспечена силой Османской империи, крепости которой стояли на всех берегах Черного моря и защищали проходы как на полуостров, так и в само море.

Победив в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов, в царствование Екатерины II Великой, Россия вышла к берегам Черного моря, освободила Тавриду от турецких захватчиков и сделала Крымское ханство своим вассалом. Сбылось пророчество последних князей Феодоро. Памятник тому — Долгоруковский обелиск на Соборной площади в центре Симферополя.

Во время антирусской революции в России вождь большевиков Ульянов, заигрывая с религиозными и национальными сепаратистами, упразднил Таврическую губернию и создал для турко-татарской общины Тавриды «крымскую автономию». Подобные национал-социалистические республики были произвольно нарезаны коммунистами по всей России. Например, почти вся Новороссия [без Бессарабии и вначале без Тавриды] в 1918 году была приписана к УССР [к Украйне] и с 1991 года составляет половину её территории и населения.

Во время Второй Мировой войны татары открыто и активно, как и в XV веке, сотрудничали с оккупантами. Турция фактически была скрытой союзницей Германии. Потому по законам военного времени и с учетом назревающей третьей мировой войны Иосиф Сталин переселил [интернировал] турко-татарскую общину из 180 тыс. человек из приграничной и стратегически важной Крымской области в благодатную Ферганскую долину. В действительности доля турко-татар среди переселенцев была намного меньше, поскольку в тех условиях военного времени коммунисты не разбирались, кто есть кто, и под переселение, к сожаленью, попали иудеи караимы, христиане болгары и армяне, а также более 20 тысяч греков, с немцами никогда не сотрудничавших. Подобная политика переселения и интернирования проводилась в то военное время и в Великобритании и в США, и имела известные основания. В США, например, действительно коренные народы доживают свой век в особых резервациях.

Откуда произошло название «Таврида»?

В древности территорию Крыма населял народ «тавры». Первые упоминания о нём встречаются в трудах греческих историков в VI веке до н. э.

Карта Таврической губернии. Атлас Российской империи. Пядышев. 1821. Фото: Commons.wikimedia.org / AGOT

Южный берег Крыма древние Греки назвали Тавридой (или Таврикой, Таврией) - землёй тавров. Во времена раннего Средневековья (примерно до XV века) это название распространилось на весь полуостров.

По одной из версий, в вавилоно-египетскую эпоху, проходившую под знаком Тельца, полуостров стал именоваться Тавридой от греческого слова «тавр» - «бык». Согласно преданию, это название он получил, когда бог Дионис запряг двух быков и вспахал здешнюю землю, после чего живущие на ней люди стали называться таврами.

8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав России. Полуостров, а также прилегающие с севера к Крыму плодородные земли с городами Алешки, Бердянск, Геническ, Мелитополь и другие образовали Таврическую губернию.

Крымский полуостров в России именовался Тавридой вплоть до 20-х годов ХХ века. В апреле 1919 года Таврическая губерния была преобразована в Крымскую советскую социалистическую республику.

Откуда произошло название «Крым»?

В XIII веке полуостров перешёл во владение Золотой Орды. Административной столицей ханства стал город Старый Крым.

Историки не пришли к общему мнению о том, кто первым - город или полуостров - получил название «Крым».


Герб Российской империи Таврической губернии с официальным описанием в Гербовнике Бенке. Утверждён Императором Всероссийским Александром Вторым. 1856. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian Empire

Слово «Крым» впервые упоминается в сообщениях арабского историка Ибн-Абдез-Захыра в XIII веке для обозначения города Старый Крым.

Страна Крым упоминается позже: в 1321 году другой арабский историк Абу-ль-Фида пишет: «Крым есть имя страны, заключающей 40 городов». Далее он же подмечает: «Это же имя прилагается, в частности, к городу Солхату как столице».

Споры ведутся и относительно происхождения слова «Крым». Считается, что оно могло прийти из монгольского, тюркского, арабского, джагатайского, телеутского, туркменского, каракалпакского и даже русского языков.

Есть ряд возможных переводов этого слова:

Ров

Профессор В. Д. Смирнов предположил, что название «Крым», возможно, происходит от монгольского слова «кырым» - ров. В пользу этой версии говорит и то, что Старый Крым в древности был окружён глубокими рвами.

Происхождение наименования города искали и от русских слов «крома» (граница) и «кремень».

Крепость, стена

Ряд учёных полагает, что слово «Крым» произошло от турецкого «кормам» - крепость, так как город Старый Крым был окружён высокой крепостной стеной.

По другим версиям, слово «Крым» татарского происхождения обозначает:

  • благодать;
  • поражение;
  • резня;
  • подарок;
  • далёкий.

История государства Российского - Покорение Крыма

Как Крым отделили от России: история вопроса


Почему на полуострове Крым в эти дни так часто произносят именно слово "воссоединение"? Почему о грубейшей исторической несправедливости - о том, как Крым оторвали от России - так много говорят. Рассказ о том, как Крым стал тем полуостровом, которым он сейчас является.

Украинский Крым - историческое недоразумение и волюнтаристский ход советского генсека. Последствия этого широкого жеста, как часто бывает в политике, сказываются лишь десятилетия спустя. Таврическая губерния Российской империи, Крымская автономная социалистическая республика в составе СССР, наконец, Крымская область после Великой Отечественной. В 1953 году после смерти Сталина, пока в Кремле царит раздрай, Хрущев тайно посещает Крым, чтобы вернуться в Москву с готовым и необъяснимым решением отдать Крым Украине.

"Он всего полгода находился на посту секретаря ЦК партии и очень нуждался в помощи самой крупной парторганизации. Это была парторганизация Украины. И, в значительной степени, Крым явился таким знаком расположения своим крымским товарищам", - рассказывает директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Обкомов на Украине тогда было больше, чем в любой другой республике , и получить поддержку армии секретарей - отличный козырь в аппаратной борьбе. Другая версия - также связана исключительно с личностью Никиты Сергеевича. В тридцатые годы, в период чисток Хрущев сам "лихо поураганил" на Украине. И "царский подарок" республике был сделан, чтобы как-то загладить "ошибки прошлого".


"Хрущев осуществил волюнтаристски вот это присоединение только исключительно для того, что бы какая-то часть политически активной верхушки украинской тогда забыла, простила вот его эти грехи, совершенные в период тех самых репрессий", - рассказывает политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков.

"Процедура оформления этого "подарка" выглядела сомнительно. Решение принималось "келейно" - президиумом ЦК, по некоторым данным, во время номенклатурного банкета. Затем было подтверждено указами президиумов Верховных советов РСФСР и УССР, а 19 февраля утверждено указом президиума Верховного Совета СССР", - рассказывает подробности Третьяков.

Этап обязательного рассмотрения на пленумах Верховных советов республик и СССР "элегантно" пропустили. Промолчали, совершив грубейшую историческую несправедливость. Несмотря на то, что Севастополь - символ русской славы имел статус самостоятельной единицы и подчинялся Москве. После передачи Крыма он автоматически стал "украинским" городом. Никаких протестов эта блажь Хрущева тогда не вызвала, что было естественно - передача проходила в рамках единого Советского государства. С распадом союза в 1991 году произошел простой обман. Русскоязычные крымчане в один день оказались за границей - на территории "незалежной" Украины.

Жемчужина Российской, а затем и Советской империй - выступающая в Черное море Таврида возбуждала аппетит зарубежных стратегов еще в ходе Первой мировой. В Библиотеке американского Конгресса хранятся документы, которыми был вооружен президент Вудро Вильсон накануне Версальских переговоров.

"Например, в случае России: как разделить, выделить, какие части западные бывшей Российской империи должны стать самостоятельными государствами". "Отдельным от России, создание Крымского государства кажется нереальным, и без Крыма Украина имеет ограниченный доступ к Черному морю". "Рекомендация была включить Крым в состав Украины". "И Галицию тоже", - говорится в документах разведки.

Эти замыслы американцев по непонятным причинам фактически и реализовал в 1954 году Никита Хрущев . Хотя сегодня очевидно, что точку в исторической дискуссии о принадлежности полуострова ставить рано. Как невозможно не вспомнить, что и Харьков, и Одесса и Донбасс - вошли в состав Украины только по решению советских властей.

"300 лет тому" 1956 год. (Киевская киностудия художественных фильмов)

300 лет тому... 1956 СССР Производство: Киевская к/ст исторический фильм Режиссер: Владимир Петров Сценарист: Александр Корнейчук Оператор: Аркадий Кольцатый Композитор: Константин Данькевич Художник: Михаил Юферов Актеры: Виктор Добровольский, Юлиан Панич, Евгений Самойлов, Артем Тарский, Аркадий Гашинский, Наталья Ужвий, Елена Добронравова, Сергей Дворецкий, Владимир Емельянов, Николай Пишванов, Владимир Белокуров, Альфред Ребане, Роберт Клявин (Визиренко), Василий Лановой, Галина Кравченко О борьбе украинских крестьян и казачества во главе с Богданом Хмельницким против польского нашествия, о воссоединении Украины с Россией.

, Российский исторический словник ,

ТАВРЫ — древнейшее население южной части Крыма (Таврики), 9 в. до н. э.- 4 в. н. э. Основные занятия: скотоводство, охота, рыболовство, а также ткачество и бронзовое литье. Жили в укрепленных поселениях. Боролись против Херсонеса, Боспорского государства. С 1 в. н.э. смешались с соседними народами (тавроскифы и др.).

Этническая принадлежность тавров неясна. Точно не известно, на каком языке говорили тавры, хотя делались попытки отнести его к индоиранским либо абхазо-адыгским языкам.

Тавры, на определённом этапе существования, соответствуют археологической Кизил-кобинской культуре. С таврами археологи связывают многочисленные памятники этой культуры, расположенные в горном и предгорном Крыму.

Сведения античных авторов и эпиграфики

Впервые о таврах упоминает Геродот, в рассказе о скифо-персидской войне. Тавры были среди тех народов, которые отказали скифам в помощи против персов. Геродот писал, что они жили в горной местности на полуострове, вдающемся в Понт, между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым (Керченским проливом). Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносили в жертву своей богине Деве, в которой некоторые греки видели Ифигению. Пленников ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море или, по другим сведениям, закапывали в землю. Захваченным в бою врагам отрубали головы и выставляли их вокруг дома на высоких шестах в качестве охранителей. «Живут тавры грабежом и войной», заканчивает Геродот. Таврский царь (или цари) присутствовал на совете племён перед вторжением персов.

В найденном в Херсонесе декрете в честь Диофанта, полководца царя Митридата, относящемся ко II в. до н. э., упомянуто, что были подчинены тавры, жившие около Херсонеса. Царь Боспора Аспург, судя по ряду надписей, в начале I в. подчинил многие окрестные племена, в том числе и тавров.

В дальнейшем сведения о таврах чрезвычайно разрозненны. Страбон писал, что в гавани Симболон (Балаклава) недалеко от Херсонеса собирались их банды и грабили корабли. Тацит упоминал о гибели в 49 году в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты. Аммиан Марцеллин также говорил о свирепости этого племени и о том, что римская чернь ревёт подобно таврам. Он также указывал, что три таврских племени: арихи, синхи(возможно,Синды) и напеи - наиболее злобны. Относительно обычая жертв Деве, которую также называли Орсилохой, Аммиан сообщал, что жертв закалывали, а их головы прибивали на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».

Тавры: что известно об этом народе

Об этом загадочном народе, давшем Крыму первое античное название - Таврика или Таврида - говорят и пишут с древнейших времен и вплоть до наших дней. Кто-то видит в них коренных жителей Крыма, кто-то - мигрантов с Кавказа, а кто-то так вообще записывает их в предки современных крымских татар. До сих пор ведется дискуссия о принадлежности к таврам так называемой «кизил-кобинской археологической культуры», а знаменитые «таврские ящики» - древние каменные гробницы тавров - можно найти практически в любой точке горного Крыма. Так что же нам действительно известно об этом древнем народе?

Откуда пришли тавры и каким народом они были

Так как сами тавры были бесписьменным народом, мы не можем с точностью утверждать, откуда они появились, к какому этносу принадлежали и как они называли сами себя. Предполагают, что это было индоевропейское население, говорящее на одном из индоарийских языков (поздние сведения песвдо-Ариана о том, что они говорили на «готском», т.е. германском, языке явно недостоверны). Более правдоподобными кажутся сведения анонимного автора, создавшего описание Понта Эвксиского (т.е. Черного моря), в котором указывается, что таврский язык тождественен аланскому. Если верить этому сообщению, то тавры были носителями одного из иранских языков, похожего на скифский, аланский или современный осетинский. Исходя из сходства ранних некрополей Кавказа и Крыма в виде так называемых «каменных ящиков», некоторые ученые предполагают, что тавры переселились в Крым с Кавказа. Другие исследователи считают, что тавры - это автохтонное население Крыма, сформировавшееся на полуострове из местных племен эпохи бронзового века. По мнению С. Жебелева тавры - потомки разбитых скифами древних киммерийцев.

Этноним (название народа)

Древнегреческие источники называли их «таврами», а землю в которой они жили, соответственно, «Таврида» или «Таврика». В греческом языке слово «tauros» означает, дословно, «быки». Разные ученые по-разному предлагают объяснять этот этноним (название народа). По одной версии, тавры именовались так вследствие того, что у них был распространен культ быка. По другой, так тавров по ошибке назвали греки, услышав самоназвание местных жителей на их языке, похожее фонетически на греческое слово «тавры». В этом случае мы не знаем, что же именно изначально значил этот термин. Согласно третьей гипотезе, греки перенесли название горного хребта Тавр в Малой Азии на крымские горы. Потом название крымских гор было перенесено на их обитателей, которых стали называть «таврами», или «горцами».

Данные письменных источников

Первым о варварских обычаях тавров писал еще в V веке до н.э. отец истории Геродот: «Они приносят в жертву Деве и потерпевших кораблекрушение, и тех эллинов, которых они захватят, выплыв в море, таким образом: совершив предварительные обряды, они ударяют их дубиной по голове. Одни говорят, что тело они сбрасывают вниз со скалы… а голову втыкают на кол; другие же соглашаются с тем, что голову втыкают на кол, однако говорят, что тело не сбрасывают со скалы, но предают земле. Сами тавры говорят, что то божество, которому приносят жертвы, — это Ифигения, дочь Агамемнона. С врагами, которых захватывают в плен, они поступают следующим образом: каждый, отрубив пленному голову, несет ее к себе в дом, затем, насадив на длинный кол, ставит ее, высоко поднятую, над домом, чаще всего над дымоходом... Живут же они награбленной добычей и войной».

Позднее сведения Геродота повторяли некоторые другие авторы. Страбон в IV веке до н.э. писал о том, что тавры «обычно собирали свои разбойничьи банды» в гавани с узким входом, называвшейся «Символон Лимен» (предполагают, что под этим топонимом географ понимал современную Балаклаву). Аммиан Марцеллин, живший приблизительно в ту же эпоху, говорил о том, что тавры были разделены на племена арихов, синхов и напеев. Хронологически последним сообщением о таврах является книга римского историка Тацита, упоминавшего о том, что в 49 году н.э. тавры разграбили несколько римских кораблей, возвращавшихся с Боспора и потерпевших кораблекрушение.

Данные археологии

Нет никаких сомнений, что именно таврам принадлежали многочисленные могильники с так называемыми «каменными ящиками», расположенные на Главной гряде Крымских гор и на Южном берегу Крыма. Датируемые периодом VI-V веков до н.э., эти памятники представляют собой массивные каменные могилы, состоящие из четырех плит, поставленных на ребро и одной горизонтальной плиты сверху. «Ящики» использовались в качестве коллективных усыпальниц, куда можно было уложить кости сразу нескольких людей. Умерших укладывали в скорченном положении на боку. После того, как ящик переполнялся костями, их оттуда убирали, оставляя лишь черепа. Инвентарь этих могил был достаточно беден.

Вместе с погребенными укладывали оружие (железные мечи-акинаки, бывшие в ходу у скифов, стрелы, кинжалы), бронзовые украшения, конскую сбрую, бусы и раковины каури. Сходство инвентаря тавров с предметами, найденными в скифских захоронениях того времени, указывает на тесные торговые контакты между этими двумя народами. Отдельной проблемой является отсутствие таврских поселений: в настоящий момент известно только одно поселение подобного типа на горе Кошка в Симеизе. Отсутствие поселений указывает на то, что тавры были, предположительно, кочевниками, а не земледельцами. О религиозных представлениях таврах, помимо вышеуказанных письменных источников, говорят также обнаруженные в пещерах таврские святилища: предположительно, они поклонялись женскому божеству, а также отправляли земледельческо-скотоводческие культы.

Проблема принадлежности кизил-кобинской культуры

Многие ученые считают, что с таврами следует отождествлять также и носителей так называемой «кизил-кобинской культуры». Эта археологическая культура получила свое название от классического памятника - поселения возле пещеры Кизил-Коба. Поселения этой кизил-кобинцев были обнаружены по всей предгорной полосе полуострова - от современного Севастополя на западе до Феодосии на востоке. Все они датируются периодом между VIII и III веками н.э. При раскопках этих памятников были найдены полуземлянки и каркасно-глинобитные постройки, каменные орудия, бронзовые украшения, наконечники стрел и другие предметы, похожие на те, что находят в таврских ящиках Южного берега Крыма. Особый интерес представляют найденные там лепные сосуды - корчаги, горшки, кубки, чаши, дуршлаги и некоторые другие виды кухонной утвари с украшениями в виде налепных валиков и рельефных выступов. Своих умерших кизил-кобинцы хоронили в каменных ящиках, которые были несколько меньшего размера, чем так называемые «таврские». Инвентарь могильников также был похож на предметы, найденные в ящиках на Южном берегу Крыма.

Находки остатков злаковых и бобовых культур, а также кости домашних животных свидетельствуют о том, что носители этой культуры были оседлыми земледельцами. Если считать, что эти памятники также принадлежали таврам, то сразу возникает законный вопрос: все письменные источники указывают, что тавры были пиратами и жили за счет грабительских набегов. Археологические данные же говорят о том, что тавры были кочевниками, занимавшимися отгонным скотоводством. Однако носители кизилкобинской культуры, вне всякого сомнения, были оседлыми земледельцами! Как разрешить это противоречие? По мнению классического исследователя этого вопроса, И.Н. Храпунова, ответ достаточно непрост: тавры, сформировавшиеся на основе крымских племен эпохи поздней бронзы, поначалу концентрировались в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В VI веке до н.э. часть тавров переселилась в горы и на Южный берег Крыма, где из них сформировалась хозяйственно-культурная общность, занимавшаяся отгонно-пастбищным скотоводством и, предположительно, пиратством. В IV же веке до н.э. эта часть тавров вернулась назад в предгорный Крым, присоединившись к своим сородичам, продолжавшим жить земледелием и скотоводством. На это указывает, прежде всего, отсутствие таврских памятников в горах и на Южном берегу Крыма после IV века н.э.

Дальнейшая судьба тавров

Что случилось с этим народом после III века до н.э., когда перестают дейстовать поселения кизил-кобинской культуры? Скорее всего, тавры продолжали существовать и после этого. Те из них, кто поселился в греческих городах Таврики, по всей видимости, вскоре смешались с местным эллинским населением. Другие, по-видимому, влились в состав скифских племен: многие источники начала нашей эры упоминают о грозных «тавроскифах» или «скифотаврах». Окончательно тавры растворяются среди обитателей Крыма, по-видимому, во II-III веках нашей эры, с уничтожением позднескифских городов полуострова захватчиками аланами и готами.

(конец бронзового века и начало эры железа)

Киммерия и Таврика в древних документальных источниках

Тавры и киммерийцы появились в Крыму на переломе истории между эпохой бронзы, которая длилась с III тыс. до н. э. по IX в. до н. э., и началом эры железа (VIII в. до н. э.-IV в. н. э.). Предки тавров - люди, которые жили на полуострове в конце бронзового века. В сравнении с другими версиями происхождения тавров, эта кажется наиболее правдоподобной.

Бронзовый век истории Крыма характеризовался распространением изделий из сплава олова и меди. Основными занятиями жителей Таврики были скотоводство и земледелие. У них появились четырехколесные повозки, в которые запрягались быки, позже - конные колесницы. Период, предшествующий эпохе раннего железа, представлен кеми-обинской, катакомбной и срубной культурами.

Тавры

Тавры жили рядом с киммерийцами, а позже были соседями скифов и греков. Период их существования — с X-IX веков до н. э. по II век н. э.

Из «Истории» Геродота мы знаем, что таврские поселения располагались в горах полуострова и тянулись от нынешней Евпатории до Боспора Киммерийского. Страбон рассказал о том, что тавры обитали между Феодосией и Балаклавой . Таким образом, науке известно, что они жили на Южном берегу и в Горном Крыму .

«Страна тавров» именуется разными топонимами. Сегодня употребляются названия Таврида, Таврия и Таврика. Но стоит заметить, что Тавридой чаще всего называли Крым уже после того, как в 1783 г. его присоединили к Российской империи , а о Таврии говорили, где-то с XV в.

Интересно, что древнее название полуострова веками продолжало существовать и после исчезновения тавров. Что же означает слово «тавры»? С древнегреческого языка - быки («таврос»). Сторонники происхождения этой народности от крымских аборигенов объясняют такое название культом быка, который существовал у предков.

О таврах вспоминается вплоть до прихода готов и гуннов. Со скифами они были в добрососедских отношениях, но известно, что отказались помогать им во времена похода Дария I.

Геродот писал, что тавры считали скифов обидчиками персов. В I в. до н. э. эти народности вместе с Митридатом выступили против Рима .

До II в. тавры частично ассимилировались среди представителей античных полисов , еще раньше появилось название «тавроскифы». Этому народу принадлежит самое крупное культовое место Крыма VII в. до н. э.- II в. н. э. — святилище, расположенное у Гурзуфского Седла .

Киммерийцы

Киммерийцы известны в период с IX до VII в. до н. э. Их часто считают первыми жителями Крыма, но это не так. Просто о киммерийцах впервые написано в древних документальных источниках, а их предшественники известны науке в первую очередь благодаря археологическим раскопкам.

Гомеровская «Одиссея» - это первый письменный документ, в котором рассказано о киммерийцах. Древнегреческий автор увидел Киммерию мрачной и унылой. Он писал о тумане и густых облаках, которые не давали пробиться лучам солнца.

Повествуя историю происхождения скифов, о киммерийцах вспоминал Геродот.

О жителях Киммерии говорится в ассирийской "Клинописи", в работе Страбона и в других источниках.

Киммерийцы долгое время обитали в северной части Крыма. Они создали мощный союз племен и при желании могли дать отпор сменивших их скифам. Известно, что воины Киммерии организовывали успешные походы в северные лесостепи, одержали победу в Передней Азии.

Перед приходом скифов большинство киммерийцев покинуло Крым, они отправились в Малую Азию. Этому событию предшествовали разногласия между членами племени. Одна их часть считала, что родную землю надо защищать от нежданных гостей, а остальные пожелали уйти, не проливая крови. Противостояние закончилось тем, что киммерийцы начали бой со своими соплеменниками. Группа воинов, которая одержала победу, похоронила братьев и добровольно уступила Крым скифам .

Переднеазийский период истории киммерийцев описан в многочисленных ассирийских и вавилонских источниках. Выходцы из северной Киммерии (так называемые гамирра) нападали на Мидию и Урарту, от них страдали Лидия и Ассирия. Вскоре они были вынуждены воевать с теми же скифами, от которых бежали из Крыма. Так киммерийцы оказались на южной стороне моря, где в районе г. Синоп их разбило войско лидийского царя Алиатта. Это случилось около 600 г. до н. э.

Ареал киммерийцев остается загадкой. Согласно Геродоту, их поселения тянулись от Дуная до Дона. Другие источники сужают территорию проживания этого племени, называя Керченский, Таманский полуострова и Северо-Западный Кавказ. Находятся ученые, которые считают, что киммерийцы, вообще, обитали на территории современного Ирана. Сегодня доказано, что имена их правителей - Тугдамме (Лигдамис), Теушпа, Сандакшатру - также имеют иранское происхождение. Впрочем, последняя версия не объясняет крымские топонимы, произошедшие от слова «киммерийцы», а их предостаточно.

Быт жителей Таврики и Киммерии.
Религия киммерийцев и тавров, их культура

Тавры строили каменные дома или жилища, стены которых плелись и обмазывались глиной. Изучив поселения кизил-кобинской культуры, историки считают, что основная часть таврских построек - это однокамерные помещения с размерами от 20 до 50 м. кв. Среди них есть квадратные строения и сооружения овальной формы, есть такие, которые углублялись в грунт, и полностью возведенные на поверхности земли. Каменные дома пристраивались к скалам. Как правило, тавры делали глинобитные полы, однако, ученым удалось открыть одно жилище, устланное сланцевыми плитами.

Могилы тавров называют «каменными ящиками». Насколько известно курганных насыпей у них не существовало. Скорченные тела тавры обкладывали тяжелыми плитами. В таких захоронениях покоилось сразу несколько поколений представителей рода. Жители древней Таврики поклонялись Деве. Несмотря на такое нежное название, идолу приносились кровавые жертвы. О них рассказывали ошеломленные греческие путешественники и Геродот с ужасом описывал, как уничтожались моряки с кораблей, захваченных таврами.

Киммерийцы же строили свои жилища на возвышенностях у источников пресной воды. Их дома, как и строения хозяйственного назначения, возводились из камня. Воины-киммерийцы ходили в остроконечных шапках, узких штанах, приталенных рубахах и коротких сапогах. Такой внешний вид объясняется кочевым способом жизни и постоянной верховой ездой. Со временем у киммерийцев большие роды утратили свое значение, военная знать постепенно стала преобладать над другими представителями племени.

На сегодняшний день историкам известно два вида киммерийских погребений. В одном из таких был найден скорченный скелет с ориентацией на восток, во втором покойник также лежал на боку, но в расправленном виде, головой к юго-западу. Захоронения были найдены у села Целинное возле Джанкоя (Черногоровский курган) и у села Зольное под Симферополем (Новочеркасский клад).

От Дуная до Волги раскидано около двух сотен подкурганных погребений с деревянными стенами, которые принято считать киммерийскими. Иногда воина хоронили вместе с конем. В могилу помещали оружие, оселок, сбрую, еду и т. д. Над захоронениями нередко ставили каменную плиту в форме человека, на которой изображали предметы, принадлежащие воину при жизни. Так на стеле из Целинного есть пояс, горит с кинжалом и оселок. У киммерийцев существовал культ Богини-матери. Они верили в существование души и в загробную жизнь.

Искусство Киммерии дошло до нас в виде предметов повседневного обихода, которые использовались в качестве оберегов. Это бляшки с мальтийским (реже равноконечным) крестом и с ромбовидным значком, вписанным в круг.

Сельское хозяйство, ремесла, торговля у киммерийцев и тавров

Как и их предки, тавры продолжали разводить скот и занимались земледелием. Мотыжный способ обработки земли способствовал выращиванию таких зерновых культур, как ячмень и пшеница. На участках жителей Таврики также произрастали горох и чечевица. Большое значение уделялось отгонному скотоводству. Не менее важная роль принадлежала рыболовству.

Добрососедские отношения порождали активную торговлю между таврами, греками и скифами. Во время раскопок было обнаружено много предметов второй половины V-III в. до н. э. и более ранних, изготовленных представителями других стран и племен.

Если не вникать в древние воспоминания, кажется, что этот народ был трудолюбивым и не мог представлять опасности. Однако все далеко не так, история Крыма тех времен полна неожиданностей. Тавры были пиратами, грабили греческие судна, сжигали их, а потом беспощадно сбрасывали со скалы людей, плывших на этих кораблях. Есть предположение, что жители Таврики и есть те самые устрашающие гомеровские лестригоны, о которых написано в «Одиссее».

В отличие от тавров киммерийцы были кочевым народом. Они также занимались скотоводством, но выращивали в основном лошадей. Образ жизни киммерийцев значительно отличался. В «Илиаде» указано, что в Киммерии живут «дивные доители кобылиц — млекоеды, бедняки, справедливейшие люди».

Предметы быта, оружие жителей Киммерии и Таврики

Тавры делали лепную посуду, гончарного круга еще не существовало. Неровные изделия обжигались на открытых кострах. Как ни парадоксально, в доантичный период в их обиходе преобладали каменно-костяные орудия труда. Умение обрабатывать металл практически не использовалось.

В киммерийских могилах раскопано немало образцов лошадиной сбруи и оружия. Найдены удила и псалии, сделанные из бронзы. Сплав олова и меди вместе с костяными накладками использовался для украшения ременных уздечек. О начале железного века свидетельствует наличие мечей и кинжалов, изготовленных из этого металла. В захоронениях часто встречаются луки со стрелами.

Основная масса киммерийских предметов сделана из бронзы. Это украшения, проколки, шилья и т. д. Жители Киммерии, вероятно, торговали с приезжими купцами. Сохранились образцы киммерийской керамики - миски, чаши, горшки и т. д. Отличительной чертой их утвари является наличие коричневато-серых и черных плоскодонных сосудов с узким горлом, которые использовались для хранения продуктов. Они украшались с помощью рельефных валиков и простых резных геометрических орнаментов. Посуда киммерийцев все еще была лепной.

Как видим, тавро-киммерийский этап истории Крыма - это обширный период, который начался в X в. до н. э. и длился до II в. н. э. Тавры облюбовали Южный берег и Горный Крым. Об их обитании на полуострове напоминают топонимы, существовавшие в разные времена, — Таврика, Таврия, Таврида.

Киммерийцы же появились позже, где-то в IX в. до н. э., и прожили здесь максимум до VII в. до н. э. Долгое время они обитали в северной части Крыма и, вероятно, занимали Керченский полуостров.

Климатические особенности местности, быт, религия и культура тавро-киммерийских племен представлены археологическими находками и письменными источниками того времени. Среди документов, проливающих свет на жизнь киммерийцев и тавров, особое место занимают работы античных авторов — Геродота, Страбона и Гомера.

Тавры не исчезли бесследно, они ассимилировались среди скифов, которые жили на полуострове с конца VII в. до н. э., и обитателей античных городов Крыма. Киммерийцы же ушли с полуострова, добровольно оставив свои земли.

Похожие публикации

Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, термины и определения понятий в области надежности Надежность военной техники термины и определения
Загрязнения: что такое взвешенные вещества?
Определение свинца в воде колориметрическим методом (Лабораторная работа)
Ростовский базовый медицинский колледж Ростовский мед колледж приемная комиссия
Воронежский медицинский университет баллы для поступления
Образовательный портал огбпоу «рязанский медицинский колледж
Декабрьское вооруженное восстание: причины и последствия
Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…” Работа в Киевской консерватории
Расписание богослужений в храме святого ильи пророка в обыденском переулке Церковь ильи обыденного расписание богослужений
Скороговорки для фонетической зарядки на английском языке