Состоится молебен перед началом нового учебного года. Водить ли ребенка на всю службу в храме? – Отвечают священники…

Состоится молебен перед началом нового учебного года. Водить ли ребенка на всю службу в храме? – Отвечают священники…

Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы - главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции, в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды. И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг:

  • вечернее - из вечерни, повечерия и девятого часа;
  • утреннее - из утрени, первого часа и полуночницы;
  • дневное - из Божественной литургии и третьего и шестого часа.

Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб .

Особенности служб

В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни - первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.

После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие - общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.

В полночь положено совершать 3-ю службу - полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.

Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) - одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.

Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.

Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.

Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час - службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.

Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.

Изменения в проведении служений

Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница - один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.

Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.

Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.

Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.

Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.

К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.

Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан - требы. Например: Венчание, Крещение, отпевания, молебны и другие.

В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.

А тем, кто незнаком с ним , можно придерживаться следующих временных промежутков:

  • с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра - раннее и позднее утреннее служение;
  • с 16-ти до 18-ти часов - вечерняя и всенощная службы;
  • в течение дня - праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.

Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.

Христианские праздники

Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.

Не переходящие

Переходящие, на 2018 год

  1. 1 апреля - Вербное воскресенье.
  2. 8 апреля - Пасха.
  3. 17 мая - Вознесение Господа.
  4. 27 мая - Пятидесятница или Святая Троица.

Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.

Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.

Подготовка к воскресному обряду

Если вы решили прийти в храм в воскресенье, то следует к этому подготовиться. Утренняя служба в воскресенье - самая сильная, она проводится с целью причащения. Это происходит следующим образом: священник даёт вам тело христово и его кровь в кусочке хлеба и глотке вина. Готовиться к такому мероприятию нужно не меньше чем за 2 дня .

  1. Следует попоститься в пятницу и субботу: убрать из рациона жирную пищу, алкоголь, исключить супружескую близость, не материться, никого не обижать и самому не обижаться.
  2. За день до причастия прочитать 3 канона, а именно: покаянный к Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице и к Ангелу-Хранителю, а также 35-е Последование к Святому Причащению. Это займет около часа.
  3. Прочитать молитву на сон грядущий.
  4. Не есть, не курить, не пить после полуночи.

Как себя вести во время причастия

Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении .

После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемо е, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», - говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» - написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), - так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого , там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм - это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, - это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» - советует Феофан Затворник, святитель православия, - «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, - кто знает как будет? - может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва - великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него , а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

Ради чего ты водишь детей на Причастие?

Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»

И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем...

Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.

Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.

Причащать ребенка нужно обязательно - это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.

Когда первый раз Причащать ребенка

К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.

Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.

Как объяснить смысл Таинства малютке

Хорошо бы объяснить смысл Таинства в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя - дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про "вкусненькое", если речь идет о Причастии. Что сказать? - Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это - хлеб. Это - каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.

Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы - желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.

Для деток - девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.

Можно ли кормить детей перед Причастием

До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).

Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.

Когда приезжать на Причастие с детками

Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.

Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…

Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.

Причастие

Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет - идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.

Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.

Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия - подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно - смотрите по состоянию ребенка.

До семи лет дети не исповедуются.

Статья подготовлена редакцией сайта "Детская"

по материалам статьи "Детское Причастие"
клуба православных литераторов "Олимпия"

Храм - это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

С чего начинается посещение храма

Вера для ребенка должна быть не обузой , не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма - это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством Крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения - это духовное рождение человека.

Крещение ребенка в церкви

Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.

Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.

Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.

Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители - нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.

Что делать в таких случаях? Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней . Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.

Важно: задача детей в храме - молиться. Они не должны мешать другим людям. Если ребенок балуется, лучше выйти из храма, привести малыша в благоразумное чувство и вернуться на службу.

Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.

Православие и дети:

Основные правила поведения в храме

Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.

Ребенок в храме

Центр храма - это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка . Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.

После этого идут к Распятию, которое обязательно есть в каждом храме. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места - не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.

Важно: поклоны перед святынями - это лишь внешнее проявление нашего благоговения, нашего сильного чувства. Бывает, что в храме много людей, что своими поклонами мы можем помешать другим молящимся. Не будем же мы расталкивать окружающих, делая поклоны. Стараемся всегда помнить о других.

Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.

Исповедь и причастие для детей

С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.

Причастие детей в храме

Если речь идет об исповеди , то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

Те же правила относятся и к Таинству Причастия . Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми - уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди - не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди - беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов - это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.

Когда переходить ко взрослому стоянию на службе

Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.

О церкви и службе:

  • Важно: чтобы детям было хорошо в храме, необходимо обязательное его присутствие. И понимание того, что попали во взрослое место, где не шумят.

    Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь - это удобный способ показать, что храм - пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.

    Если ребенок не хочет идти в церковь - настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение - это очень важно.

    Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.

    Нет, так не бывает. Ребенок - это ваша частица. И как вы его воспитаете - так и будет.

    Видео о правилах поведения детей в храме.

(5 голосов : 4,4 из 5 )

Одноименная статья книги: С.С. Куломзина. Что значит молиться Богу? – М.: «Православный паломник-М», 2002 г.

Участие в богослужебной жизни Церкви является для нас, православных христиан, самым существенным, самым живым опытом жизни с Богом, жизни в Церкви. Именно за богослужением испытываем мы всего сильнее реальность нашей веры, чувствуем свою жизнь в Церкви, жизнь с Богом. Недаром очень часто для тех из нас, которые утратили горячность и непосредственность веры, красота богослужения - например, торжественность пасхальной ночной службы - все еще вызывает умиление. Недаром, согласно историческому преданию, наши предки-язычники избрали христианскую православную веру, пораженные благолепием богослужения. «Не знали мы, на небе ли мы или на земле…», - говорили послы князя Владимир а, побывав на богослужении в храме св. Софии в Константинополе.

А в то же время каждому из нас, воспитывающих своих детей, внуков или преподающих детям в церковных школах, хорошо известно, как трудно дается детям обязательное посещение богослужения, как они тяготятся длинными службами, как плохо ведут себя порой в церкви. «Я не хочу идти в церковь…», «Службы слишком длинные…», «В церкви скучно, душно, жарко…», «Я ничего не понимаю в церкви…», «Трудно стоять…» Как часто и в каком разнообразии слышим мы эти и подобные жалобы. Помню, как в классных занятиях с подростками я несколько раз задавала им вопрос: «Что самое трудное в том, чтобы быть православным христианином?» И каждый раз почти все писали: «Слишком длинные богослужения». Не легко, не сразу, не сама собой воспитывается способность сознательного участия в богослужении. Конечно, бывают прорывы, и нам удается вдруг увидеть в ребенке разгорающийся огонек духовной жизни. Помню одиннадцатилетнюю девочку, поехавшую с дедушкой и бабушкой провести несколько дней в палатке в прекрасных диких горах. Любуясь видом на горы, она повторяла любимое выражение деда: «Умопомрачительно, умопомрачительно красиво! Ах, как красиво…» И вдруг добавила: «Знаешь, как в церкви бывает». Да, подумала бабушка, значит, знает она, что такое богослужение.

Мне кажется, что всем нам, думающим о религиозном развитии и воспитании наших детей, необходимо внимательно и серьезно продумать вопрос об участии наших детей в богослужебной жизни Церкви. Продумать трезво и смиренно, с благоговением к содержанию богослужения и с любовью - зрячей любовью - к детям. Недаром вопрос о поведении детей вставал у самого истока христианства. Ученикам Христа казалось, что маленькие дети мешают людям слушать Спасителя, и они старались отогнать их. Но Господь вознегодовал и сказал: «Пустите детей и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». И обняв их, возложил руки на них» (; ).

Как можем мы ввести наших детей в богослужебную жизнь Церкви? Мне кажется, что в наших церквах для младенцев на руках у матерей нет особых затруднений. На руках у матери младенцу хорошо и покойно, никто не торопится, не уходит, не оставляет его одного. Необычные звуки пения, необычное освещение, запах ладана, блеск утвари и облачений - все это развлекает младенца. Даже Святое Причастие и раздача антидора воспринимаются как некое угощение. И это свято и праведно и не вызывает раздражения у взрослых молящихся. Но двух- и трехлетнего ребенка на руках не удержать. Он не может долго быть без движения, когда он бодрствует. Понимать он еще никаких слов богослужения не может, да и самые понятия, связанные со словами молитв, для него еще не существуют. Он должен двигаться, трогать, пробовать, он не понимает, что значит говорить шепотом. Думаю, что родителям детей этого возраста приходится до известной степени жертвовать собой - приводить маленьких детей только на часть службы, находить в церкви уголок, где возня малышей меньше мешает взрослым. Нужно давать маленьким детям как можно больше возможностей делать что-нибудь в церкви: поставить свечку, приложиться к иконе, получить просфору, подходить к Причастию.

Если ребенок постоянно причащался с самого младенчества, затруднений с причастием обычно не бывает, но когда ребенка начинают причащать в два, три года, дети часто отказываются, боятся - может быть, отождествляют это с лекарством или прививкой у доктора. Мне кажется, что причащать насильно орущих детей - неправильно. Всегда с умилением вспоминаю старого нашего, простого батюшку, который радовался тому, как охотно причащалась моя шестимесячная дочь. Он был огорчен, когда после какой-то болезни, во время которой ей давали лекарство с ложечки, она вдруг расплакалась и не захотела причащаться. Придя к нам в гости пить чай, батюшка стал угощать малышку вареньем с ложечки, «чтобы она знала, что он ей всегда дает вкусное…» Думается мне, что какая-то подготовка такого рода может быть осуществлена и родителями. Видела я также, как мать одного такого боящегося ребенка причащалась только сама, держа ребенка на руках. После того как он несколько раз был поднесен к Чаше и видел, как причащается мать, он стал охотно причащаться и сам.

Начиная с четырех-пяти лет можно и нужно приучать детей к тому, что есть какой-то порядок, ход богослужения. Конечно, для этого надо, чтобы дети стояли где-нибудь, откуда они видят богослужение, а не в толпе. За Божественной Литургией есть моменты, которые совсем маленькие дети могут узнавать и отличать. «Вот видишь, батюшка выходит и несет большую книгу. Это святая книга про Иисуса Христа. Батюшка потом будет читать из нее». Вот первое объяснение Малого Входа.

А что касается чтения Евангелия, то хорошо, если родители еще дома расскажут детям простыми словами содержание евангельского чтения и в церкви напомнят о рассказанном.

Объяснение самого Таинства Евхаристии начинается с объяснения Великого Входа, во время пения Херувимской. Пяти – шестилетним детям достаточно объяснить, что батюшка переносит на престол хлеб и вино, которые потом станут Причастием. Годам к семи-восьми дети способны воспринимать более глубокое понимание Таинства. Начинать объяснение надо всегда с рассказа о Тайной Вечери, о том, как Господь впервые причастил своих учеников, В евангельском повествовании много подробностей, для детей интересных и впечатляющих, - как была найдена комната для вечери, как Господь умыл ноги ученикам, куда Иуда ушел с вечери. Дети представляют все это себе очень реалистично. Помню, как пятилетняя девочка, разглядывая картину Тайной Вечери, сама объяснила отсутствие на ней женщин, верно следовавших за Христом, тем, что «они, конечно, были на кухне и готовили ужин». Объясняя детям слова «Приимите и ядите, сие есть Тело Мое…», «и сия есть Кровь Моя», следует быть осторожными. Бывали случаи, когда попытки объяснить эти слова пугали детей, и дети не хотели причащаться. Хорошо начинать объяснение с беседы о том, что человек не может жить без пищи и без питья. Не может жить человек и без Бога, и перед тем, как оставить Своих учеников, Иисус Христос показал им, что Он входит в их жизнь, как входит в нас пища для того, чтобы мы могли жить. В Святом Причастии Бог входит и в нашу жизнь в самом полном и реальном смысле. Божье участие в нашей жизни так же необходимо, как необходимы пища и питье. Причащаясь, мы принимаем Бога в нашу жизнь.

Обычно в церквах Символ Веры и Отче Наш поют все молящиеся, и это дает возможность научить детей участвовать в общем пении, даже если они и путают слова. Объясняя Символ Веры, мне всегда легче было заинтересовать детей до десяти-одиннадцатилетнего возраста рассказом о том, как он был составлен: как сначала христиан преследовали за их веру и каждый христианин был готов умереть за нее, а потом преследования кончились, и сам император и все люди стали называться христианами. Но многие плохо понимали свою веру, и вот Церковь собрала Первый Вселенский собор, чтобы ясно сказать, во что мы верим. Больше трехсот епископов приехало из разных стран, многие из них пострадали за веру и пришли изувеченные, ослепленные, обожженные. Все вместе они составили первые члены Символа Веры… Но подростки в двенадцать-тринадцать лет и старше вполне способны заинтересоваться теми понятиями о Боге, о жизни, о Церкви, о которых говорится в Символе Веры, особенно если это делается языком понятным и объясняется на примерах из жизни, которую они знают теперь. Молитва Господня «Отче Наш» должна быть хорошо знакома всякому ребенку, растущему в христианской семье, и толкование ее должно быть частым предметом для бесед с детьми.

Если дети знают, способны узнавать хотя бы пять-шесть главных моментов Литургии, понимают их значение, им гораздо легче выстаивать службу. И все-таки оставаться долго бездеятельными, неподвижными, безмолвными - детям трудно. Церковная школа может прийти на помощь родителям, привлекая детей к участию в детском хоре, прислуживанию, заботам о храме. Знавала я приходы, где до двадцати пяти мальчиков было привлечено к прислуживанию, где девочки составляли Младшее Сестричество – следили за свечами, разносили просфоры, раздавали приходские листки и т.д. В других приходах устраивалось детское говение, и для Литургии девочки сами пекли просфоры, все дети подавали поминальные листки, а проскомидия совершалась священником в середине храма, где все дети могли стоять кругом и видеть, что делает священник.

Мне кажется, что приходскому священнику надо иногда обращать особое внимание на детей, например - говорить проповедь специально для детей, вызывая их стать спереди, чтобы они могли хорошо слышать. Такое особое внимание к детям очень уместно, например, в начале учебного года или по случаю особо близкого детям праздника, например - Введения во Храм Божьей Матери. Можно устраивать особое детское говение с беседой перед исповедью, можно привлекать детей к чтению в церкви, к участию в детском хоре, в особых крестных ходах. Конечно, все эти формы привлечения детей к участию в богослужении могут быть духовно полезны, могут стать настоящим переживанием, если есть взрослые руководители, благожелательные, любящие и понимающие детей, сами искренно благочестивые. И все-таки и родителям, и воспитателям приходится рано или поздно сталкиваться с вопросом «обязательности» хождения в церковь, посещения богослужений, и разобраться в этом вопросе бывает нелегко. Помню, как однажды летом, в лагере, которым я руководила (для девочек от десяти до восемнадцати лет), пришла ко мне поговорить одна из старших девочек, очень хорошая.

Я слышала разговор о том, что вечерняя и утренняя молитвы и посещение богослужения будут объявлены обязательными… Я хотела попросить вас - не делайте этого. Я с детства училась в русском институте в Сербии, и все там было обязательным - и молитва, и церковь. И так хорошо было здесь идти молиться по собственному желанию, по своей вольной воле. Все будет испорчено, если это будет сделано обязательным.

Я пошла спросить совета у нашего священника и духовника, опытного, старого протоиерея Сергия Четверикова. В разговоре с ним прояснилась формула, которой мы потом всегда старались держаться. «Для всякого православного христианина,- сказал отец Сергий,- молитва и посещение храма обязательны. Но это не может быть принудительным». Обязательно, но не принудительно … В церковь ходить надо, никаких собраний в часы богослужений устраивать нельзя, но никаких наказаний или штрафов за нехождение в церковь нет.

Помню я еще один случай из своего опыта с детьми. Старшая моя дочь, когда ей было лет четырнадцать, как-то спросила меня в воскресенье утром, когда мы все собирались идти в церковь к обедне: «Я должна идти в церковь? Это обязательно?» Вспомнив совет отца Сергия, я ответила: «Всем православным обязательно ходить в церковь, но ты уже не маленькая, тебе самой надо решать, идешь ты или нет». И я ушла в церковь с младшими детьми, без нее, но через десять минут прибежала за нами в церковь и она. Как это ни странно, но через много лет, когда она сама уже была матерью взрослых детей, моя дочь призналась мне, что была очень обижена моим ответом: она хотела ясного решения - надо или не надо, а я ей сказала, что она должна решать сама. Мне лично до сих пор кажется, что я ответила ей правильно.

Любопытным показался мне еще один пример отношения родителей к посещению детьми церкви. Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как однажды, живя в Париже, он зашел по дороге в церковь за своими друзьями Лосскими, у которых были еще маленькие дети. Мать торопливо одевала двоих. А третий стоял в стороне, несколько растерянный, как бы забытый. «Тебе нельзя идти в церковь - сказал ему отец. - Ты слишком плохо вел себя. В церковь можно идти только, когда у тебя на душе мирно и добро».

И еще один пример хочу привести о связи между посещением церкви и общей семейной атмосферой. Одна молодая женщина, мать которой была верующей, а отец - нет, вспоминала: «Мать в церковь с нами часто опаздывала, торопилась, раздражалась на нас. А останешься с отцом - и мы с ним вдвоем так уютно и приятно кофе пьем и разговариваем…» И все эти обстоятельства накладывают свой отпечаток, и все это нам приходится принимать во внимание. Не просто воспитать в детях любовь к богослужению, к посещению храма, а помнить, что связано это со многими другими обстоятельствами и чертами семейной жизни. Все связано со всем.

Нужно сказать, что, даже если мы стараемся объяснять детям богослужение, пытаемся заинтересовать их в возможности какого-то участия в богослужении, все-таки остается несомненной действительностью, что посещение богослужений связано с известной дисциплиной, известным трудом, и не только для детей, но и для взрослых. И думается мне, что воспитание, совершенно лишенное всякого труда, усилия, тренировки воли, дисциплины, - неправильно. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он неподвижно выстаивал длинные и непонятные службы, но можно и нужно понемногу учить его, что есть обстоятельства, когда нельзя громко разговаривать, валяться на полу, балаганить, шуметь. Начинается это с того, что мать с кричащим младенцем на руках выходит из храма. Заставить его замолчать она не может, но кричать в церкви нельзя, и она выходит. Есть моменты богослужения, когда надо стоять, и даже детям нельзя сидеть. Я считаю, что можно, ведя ребенка в церковь, взять с собой тетрадочку и дать ему рисовать, особенно если предложить ему нарисовать что-нибудь, связанное с церковью, с богослужением. Но нельзя брать с собой такую игрушку, которая шумит или занимает много места. Очень полезно детям иметь с собой иллюстрированный молитвослов, который они будут разглядывать, даже когда еще не могут по нему следить за ходом богослужения. А когда они уже научатся свободно читать, они могут сами следить за богослужением.

И опять вспоминаю пример из моей долгой жизни. Пришлось мне быть с группой детей на чтении Двенадцати Евангелий. Среди них была маленькая шестилетняя девочка. В середине службы я предложила ей посидеть на стуле. Серьезно взглянули на меня большие детские голубые глаза, и она прошептала: «Не всегда надо делать, что хочется …»

Подводя итог всему сказанному, мне кажется, что очень важно сознавать, что мы должны научить детей молитве в церкви. Всегда надо помнить, что рост каждой души идет своим особым путем, что каждый ребенок духовно развивается по-своему. Мы, родители и воспитатели, не можем навязывать тот или иной темп развития, тот уровень, тот характер, который нам кажется самым желательным. Мы можем только поливать растение, удобрять почву, выпалывать сорные травы, но сам рост, таинство роста - не в нашей власти и зависит не от нас, а от Бога.

В период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте. Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту. Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.

Посещение церкви в первый раз

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом , куда заходят просить о самом сокровенном.

Правила для женщин

Требования к женщинам относятся только к деталям внешнего вида и месту, где следует стоять во время Богослужения. Кто-то из старшего поколения в семье знает, как правильно ходить в церковь женщине. Об этом можно узнать у своей бабушки или мамы. Главным требованием внешнего вида является подчеркнутая скромность. Красота женского тела является символом соблазна, а поэтому женщине не стоит надевать одежду, которая оголяет какой-либо участок тела. Нельзя носить короткую юбку, декольте и даже платье, оголяющее плечи.

Перед посещением девушке желательно смыть косметику, а также покрыть голову платком. В святом месте каждый прихожанин должен задумываться о вечном. Радеть о спасении своей души, молиться. На благом пути его не должна отвлекать красота и похоть. Поэтому яркие наряды считаются неподобающими. Церковь не является местом для привлечения к себе внимания.

Во время службы женщины должны встать по левую сторону. Во время причастия женщины становятся в конец очереди.

С чего начинать

Как только церковь появилась в поле зрения, ей нужно поклониться и осенить себя крестным знамением, даже если не планируется заходить внутрь.

Подходя к двери, нужно остановиться, задуматься о своей цели, вновь перекреститься. Посещая храм, нужно представлять, что из пространства земного греха заходишь в небольшой и чистый дом Божий.

Существует единый для всех прихожан простой ритуал, как правильно зайти в церковь. Следует начать с поклона как символа смирения своей гордыни. Дальше нужно перекреститься и читать строки, обращаясь к лику Христа Спасителя в следующем порядке:

  • Перед первым поклоном говорится: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».
  • Второй поклон сопровождается словами: «Боже, очисти грехи мои и помилуй меня».
  • Словами «без числа согрешил, Господи, прости меня» завершают ритуал.

Эту последовательность желательно запомнить и повторить во время выхода.

При посещении желательно не брать больших по размеру сумок, а если таковая есть, ее нужно оставить при входе. Во время ритуала причастия обе руки должны быть свободны.

Свою сокровенную цель можно указать в записке для священника. Обычно передается просьба помолиться за себя или за ближнего.

При входе можно пойти к служителю купить свечи, одновременно жертвуя на нужды храма в символической форме. Горящая свеча является важным символом в христианстве. Маленький свет Божьей искры горит в каждой вечной душе, поэтому свечку зажигают:

  • Желая здравия своим ближним.
  • За трудности в судьбе, которые удалось преодолеть. В этом случае свеча ставится с благодарностью своему Святому за посланные испытания и помощь.
  • Накануне ключевого события в жизни. Перед важным решением, обращаясь за поддержкой и вразумлением к Богу, ангелам и святым.
  • За упокой тем, кто уже перешел в жизнь вечную.

Для поминания усопших в каждой церкви установлен канун - специальный поминальный стол. На канун можно ставить хлеб, красное вино и печенье.

В каждом храме центральное место занимает «праздничная» икона. Посетитель первым делом прикладывается именно к ней. Эта икона может быть разной для каждого дня. Священник по известному ему календарю выбирает «праздничную» икону, выставляя ее в центр, на аналой.

Подходя к праздничной иконе, нужно осенить себя крестным знамением, совершить земной и поясной поклоны. Когда прихожане отходят от иконы, нужно поклониться ей в третий раз.

Помимо праздничной иконы, в храме выставляют особо ценную, древнюю икону. Как правило, есть несколько чудесных икон, которые путешествуют от одного храма к другому. О прибытии особо почитаемой иконы объявляется заранее.

Когда подходят к иконе почитаемого святого, своего заступника, то произносят его имя и просят: «помолись Богу о рабе Божьем», говоря имя родственника, за выздоровление которого пришли просить.

Главной богоугодной чертой поведения будет смирение. Не нужно оглядывать все вокруг, словно на экскурсии. Важно всегда помнить о главной цели своего прихода в храм.

Когда в храме появляется хорошо знакомый друг, внутри церкви не принято здороваться рукопожатием. В качестве приветствия друзья кланяются. Важно сохранять молчание, а дружеской беседе выделить другое время.

Особое внимание стоит уделить поведению детей. Ребенок может хотеть веселиться. Нужно заранее объяснить ему всю важность храма как особого места общения с Богом. Ребенка стоит научить вести себя как можно скромнее и тише.

Особое время богослужения

После начала службы желательно не мешать людям и самому священнику, а поэтому все молитвы, установку свечей и передачу записок следует завершить еще до начала церковной службы.

Запрещается беспокоить других людей своими вопросами. Слова священника следует внимать в молчании и сосредоточении, поскольку в этот момент передается Слово Божие.

Демонстрация некультурного поведения в храме обернется большими неприятностями , чем в обычной жизни. Если прихожане смотрят на человека с осуждением, он провоцирует их на грех.

Когда окружающие начинают делать поклоны и креститься, то нужно присоединиться к ним, выполняя ритуал вместе со всеми.

Для тех, кто желал бы присесть во время службы, стоит помнить, что Богослужение является актом духовного труда и поэтому выполняется стоя. Длительное стояние укрепляет дух человека, и каждый может проверить себя: если стоять тяжело, в этом есть причина. Тот, кто полон веры, трудностей не замечает. Тяжело тому, кто не может преисполниться благоговения. Внимание к словам священника приводит каждого слушателя к его моменту духовного просветления и самосовершенствования. Ради этих благих целей нужно забыть о мелких неудобствах.

Свечку держат в руках только во время панихиды или в особых случаях. В обычный день свечку ставят в подсвечник. Нужно следить, чтобы воск не капал на впереди стоящего человека.

Поскольку мирянин приходит в гости к Богу, то желательно не уходить раньше, чем завершится служба. По этой же причине на нее нельзя опаздывать. Период богослужения является личной жертвой, которую мы преподносим Богу. Посвящение своего времени духовности является обязательным для каждого верующего. Покидать службу разрешается только по очень уважительной причине. Если мать не может успокоить свое дитя, ей рекомендуется на время выходить из церкви и возвращаться, когда ребенок притихнет.

Сидеть разрешается только тому, в чьем теле есть болезнь, чья потребность в послаблении несомненна.

Во время литургии и чтения Евангелия нужно просить Бога вразумить на понимание всех Истин. Когда священник открывает Царские врата, принято отпускать поклон. Если звучат слова на неизвестном языке и проговорить не получается, тогда можно заменить эти слова известной молитвой.

Когда Священник заканчивает проповедь, он выходит к людям с крестом в руках. Прихожане по традиции целуют его руку и крест. Во время процессии существует традиционная очередность:

  • Первыми должны подходить родители с маленькими детьми.
  • Вторыми идут несовершеннолетние дети.
  • Затем приходит очередь мужчин.
  • Завершают процессию женщины.

Для каждой группы у священника приготовлена своя молитва. Если кто-то нарушил очередь, ему подскажут, где правильно встать.

Какой день выбрать

Для православного христианина является богоугодным посещение храма раз в неделю. Регулярное посещение требуется для того, чтобы мирянин отдохнул душой от грешного мира, вышел из будничной суеты и обратился к вечным вопросам.

Священник ожидает прихожан в субботу и воскресенье, а также во время церковных праздников. Точный день можно узнать из православного календаря. Если возникает потребность помолиться, сходить в церковь можно в любой день по своему желанию.

Малые церкви из-за нехватки священников могут не работать в будние дни. Понедельник считается временем отдыха после двух подряд дней богослужений. В понедельник церковь посвящает молитвы ангелам, поэтому не приветствует известное в народе суеверие по поводу тяжести этого дня. В понедельник празднуются малые именины, потому что в этот день почитают ангелов-хранителей.

Что желательно знать

Внутри церкви работает прислужник, который может подсказать, как правильно заходить в церковь и чего не следует делать. Мобильные телефоны можно не выключать, но обязательно переводить в режим «без звука». Во время службы отвечать на звонок нельзя, поскольку это не время для разговоров.

Вечером после службы можно вновь приобрести свечи уже для дома. Даже если не хватает денег, есть возможность попросить свечку бесплатно. Отказывать нуждающимся людям не принято в христианской среде.

Если дома кто-то болеет, зажженную в храме свечку относят домой и ставят в комнате, где лежит болящий. За некрещенного человека можно ставить свечку, но нельзя просить записку и заказывать молитву. Не принято просить за самоубийцу.

По завершении службы можно вернуться к индивидуальной молитве или же попросить священника о беседе, если на то есть уважительная причина. В это время есть возможность заказать молитву о другом человеке, кто болеет, но не может самостоятельно посещать Церковь.

Таким образом, верующему христианину следует посещать церковь хотя бы раз в неделю , соблюдая в храме простые ритуалы и правила поведения. Регулярно обращаясь к вечным вопросам, к Богу, человек становится чище и мудрее. Святость храма определяется не только вековой религией, но и чудотворными иконами святых, к которым можно обращаться. Внимать словам священника во время богослужения полезно каждому человеку для спасения его вечной души.