Проективная методика рисунок школы анализ. Методика оценки мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению я в школе

Проективная методика рисунок школы анализ. Методика оценки мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению я в школе

Методика предназначена для изучения социально-психологического статуса ребенка в коллективе. Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса

Задание для детей:

«Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию»

Учителю важно знать:
С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Алгоритм группового проведения:

1)Раздать каждому ребёнку в классе один экземпляр методики, попросить подписать.
2)Дать задание: «Отметьте, пожалуйста, себя на этой картинке – обведите кружком свою фигурку. Теперь отметьте, где Ваш друг и обведите кружком фигурку».
3) Собрать рисунки.
Обработка результатов:
1)Посчитать, сколько детей отметили себя
в паре с кем либо
стоящими рядом с учителем
стоящими в одиночестве.

2) Наиболее неблагоприятными являются позиции – один у окна, один в центре класса и выходящий из комнаты человек. Если ученик изображает себя рядом с учителем, то это говорит о том, что учитель для него очень значимое лицо, но возможно в классе нет друга. Тех детей, которые изобразили себя в одиночестве необходимо включить во внеклассные игры, командного характера, чтобы дети, которые раньше не общались познакомились ближе.

3)Посчитать, у скольких детей наблюдается учебная мотивация (фигуры с книгой), у скольких – игровая – фигуры с игрушкой. С детьми, которые обладают игровой мотивацией возможно проведение мотивирующих бесед, формирующих позицию ученика.

4)Сделать вывод о преобладающей мотивации детей и микроклимате класса – сплоченности или разобщенности. Провести соответствующие коррекционные мероприятия: игры, беседы, показы мультфильмов на тему учения, чтения рассказов (например А.Барто).

Проективная методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:


  1. цветовая гамма

  2. линия и характер рисунка

  3. сюжет рисунка
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:


  • 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

  • 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

  • 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2. Линия и характер рисунка:

  • 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

  • 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

  • 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3. Сюжет рисунка:

  • 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

  • 1 балл – обе характеристики присутствуют.

  • 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
Анализ результатов

  • 6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

  • 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

  • 1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Приложение 5
Памятка «Несколько правил для родителей»

Правило 1 : Не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило 2 : Рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.

Правило 3 : Следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

Правило 4 : Необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

Правило5 : Каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но, ни в коем случае, не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6 : Все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7 : Родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

Советы родителям первоклассников

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.

- Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

- Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.

- Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.

- Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.

- Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.

- Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Литература для педагогов

1. Агафонова И.Н.. Программа социально-психологического обучения детей 6-10 лет «Я и Мы».- СПб, 2001.

2. Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья. Психология развития. - М., 2000.

3. Гарднер Р.А.Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении - СПб, «Калиста»,2004.

4 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2000.

5. Макарова Е. Преодолеть страх или Искусство Терапия. - М., «Школа-Пресс»,1996.

6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2005.

7. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Автор-составитель М.А.Павлова. - Волгоград, 2009.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 части. - М., «Генезис», 1998.

9. Фопель К.Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М., «Генезис», 2010.

10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.,2005.
Литература для родителей

1. Гарднер Р.А.Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. - СПб, «Калиста»,2004.

2. Макарова Е. Преодолеть страх или Искусство Терапия. - М., «Школа-Пресс»,1996.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 части. - М., «Генезис», 1998.

4. Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М., «Генезис», 2010.
Литература для детей
1. Гарднер Р.А. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. - СПб, «Калиста»,2004

^ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. «Давайте познакомимся!»

Цель: Познакомить детей с особенностей проведения психологических занятий.

Задачи:

1. создание положительного эмоционального настроя в группе;

2. учить называть свое имя и имена других участников группы;

3. развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Материалы: кукла Незнайка, игрушки по количеству детей, мягкий мячик. Бумага, карандаши, мелки, фломастеры.

^ Ход занятия:

Приветствие.

Раздается стук в дверь. Психолог спрашивает у детей: «Что за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим».

Открывает дверь и вносит куклу Незнайку с воздушными шарами и корзинкой с игрушками в руках.

Незнайка: «Ох! Еле приземлился! Здравствуйте, ребята! Это школа?».

Да! А тебя как зовут?

Незнайка!

А ребята тоже хотят с тобой познакомиться!

Незнайка подходит к каждому ребенку, протягивает руку и называет свое имя, дети жмут его ладошку и называют свое имя.

Незнайка хочет с вами поиграть!

^ Игра «Назови по имени».

Ход игры. Я вместе с Незнайкой буду кидать мячик одному из вас, и называть по имени того, кому кидаю. Потом этот мальчик или девочка кидают мячик тому, кому хотят и называют его по имени.

Стараться, чтобы мячик побывал у каждого из детей.

^ Игра «Паровоз».

Ход игры. Психолог вместе с Незнайкой встает и начинает двигаться по кругу перед детьми. Поравнявшись с одним ребенком, называет его по имени, тот встает и прицепляется к паровозику. Игра продолжается, пока не будут названы все дети.

Незнайка, а что ты принес в корзинке?

Ой, я и забыл, у меня ведь там игрушки, чтобы с вами поиграть. Я буду доставать игрушку, а вы назовите, что это такое. Психолог вместе с Незнайкой достает игрушку, ребята называют. Игрушки выкладываются на стол.

^ Проводится игровое упражнение «Узнай, что изменилось?»

Арттерапевтическое упражнение «Рисуем своё имя».

Если ребёнок ещё не умеет писать, педагог помогает написать, ребёнок украшает буквы и условными знаками изображает то, чем любит заниматься. Показываем рисунок Незнайке, громко называет каждый ребёнок своё имя.

Незнайке у нас очень понравилось. Давайте попрощаемся и пригласим его к нам на следующее занятие.

Дети прощаются. Те, кто захочет, обнимают Незнайку и прощаются с ним.
^ Занятие 2. «Давайте жить дружно!!!» (введение в психологию)

Цель: Познакомить детей с особенностями науки психологии.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: психика, душа, чувства, эмоции.

  2. Учить слушать и слышать друг друга во время занятия.


Материалы к занятию:

  1. Презентация «Давайте жить дружно».


  2. Картинки с изображением животных для раскрашивания.

  3. Мячик.
Ход занятия:

  1. «Песня о доброте» группа Барбарики. Демонстрация слайдов.


  2. Вступительная беседа. Что такое психология, психика, чувства, эмоции. Помощь психолога детям и взрослым в сложных ситуациях.

  3. Упражнение «Зоопарк». Выбрать на слайде понравившееся животное, с помощью выразительных движений изобразить его, не называя вслух. Дети догадываются, кого изображал ведущий.

  4. Беседа: «Что значит, научиться управлять собой, своими чувствами и эмоциями?» Рассматривание слайдов. Управляем своими эмоциями, как дрессировщик в цирке животными. Упражнение «Кто умеет управлять своими эмоциями?» На слайде фотографии детей, которые учатся в школе. Они испытывают определенные чувства. Если ребенок справляется со своими эмоциями, хлопаем в ладоши, а если не справляется, топаем ногами. На следующем слайде проверка работы.

  5. Упражнение «Передаем эмоции голосом». Необходимо передать различные эмоциональные состояния, произнося слова «Алле – Оп!!! Ап!»

  6. Игра «Узнай по голосу». Водящий берет в руки мячик, отворачивается. Педагог, молча, указывает на любого участника группы, он должен вежливо попросит мяч у водящего, называя его по имени. Задача водящего, узнать, кто его позвал. Игра продолжается, пока водящими не побывали все члены группы.

  7. Упражнение «Догадайся, кто? Разукрась!».
На слайде линиями изображены животные, дети их узнают, выбирают себе лист с раскраской и раскрашивают. Можно предложить закончить дома (в зависимости от скорости выполнения задания). Звучит песня о дружбе группы Барбарики.

  1. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?
Занятие 3. «Мимика!!!» (Страна эмоций)

Цель:

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: мимика, чувства, эмоции.

  2. Учить, с помощью мимики, отражать свое чувство радости, понимать по выражению лица чувства другого.

  3. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  4. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
Материалы к занятию:

  1. Презентация «Мимика».

  2. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

  3. Картинки с изображением сказочных героев для раскрашивания.

  4. Мячик.

Ход занятия:


  1. «Песенка крошки енота» из мультфильма. Демонстрация слайдов. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

  2. Упражнение «Остров радости». – Предложить детям назвать, кого они видят на слайде, что они испытывают (игра с мячом).

  3. Вступительная беседа. Что такое мимика, чувства, эмоции. Почему люди, изображенные на картинке, улыбаются? Что они чувствуют?

  4. Упражнение «Чему могут радоваться люди?». Игра с мячом. Передаем мяч, называем причину радости, передаем соседу, тот повторяет слова предыдущего и добавляет свое. Демонстрация слайда с изображением радующихся людей.

  5. Упражнение. «Зоопарк». Выбрать на слайде понравившееся животное, изобразить его чувство с помощью мимики и выразительных движений, не называя вслух. Дети догадываются, кого изображал ведущий.

  6. Упражнение «Передаем радость голосом». Необходимо передать радостное эмоциональные состояния, произнося слова «^ УРА!!! ВОТ ЗДОРОВО!!! КАК КРАСИВО!!! ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО!!! »

  7. Упражнение «Кабы не было зимы, были б все в печали!» Детям предлагается назвать дела, которые могут принести радость зимой, весной, летом, осенью.

  8. Упражнение «Спасибо за счастье!» Открывается слайд, дети называют того, кому они могут сказать спасибо за счастье.

  9. Упражнение «Разукрась!».
Дети узнают героев сказок, изображенных на картинках, выбирают себе лист с раскраской, рассказывают, чему радуется герой, и раскрашивают. Можно предложить закончить дома (в зависимости от скорости выполнения задания). Звучит песня «Облака – белогривые лошадки».

  1. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?
Занятие 4. «Радость»

Цель: Познакомить детей с особенностями эмоций и чувств человека.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: чувства, эмоции, радость, жесты, движения.


  2. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  3. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
Материалы к занятию:

  1. Презентация «Радость».



  2. Мячик.

Ход занятия:


  1. «Чунга Чанго» из мультфильма. Демонстрация слайдов. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

  2. Упражнение «Жесты и движения». – Предложить детям назвать, кого они видят на слайде, что они испытывают (игра с мячом). Какое чувство испытывают герои? Как вы догадались?

  3. Вступительная беседа. Что такое жесты, чувства, эмоции. Почему люди, изображенные на картинке, так двигаются? Что они чувствуют?

  4. Упражнение «Догадайся, что произошло?». Игра с мячом. Демонстрация слайда с изображением радующихся людей.

  5. Упражнение «Скульптор». Необходимо передать радостное эмоциональные состояния с помощью скульптуры. Детям предлагается разделиться на пары, вытащить карточку с изображением героя, изображают скульптуру своего героя.

  6. Задание на карточках.

  7. Рисунок «Что меня радует?»

  8. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?

Занятие 5. «Радость, как ее доставить другому человеку?»

Цель: Познакомить детей с особенностями эмоций и чувств человека.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: сочувствие, поддержка.

  2. Учить с помощью мимики, жестов отражать свое чувство радости, понимать по выражению лица и движениям чувства другого.

  3. Учить работать в паре, договариваться друг с другом.

  4. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  5. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
Материалы к занятию:

  1. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги.

  2. Карточки с изображением радостных героев.

  3. Мячик, игрушка Незнайка.

Ход занятия:


  1. «Песня о дружбе» группы Барбарики. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

  2. Вступительная беседа «Что вас порадовало на этой неделе? Что хорошего, радостного произошло на этой неделе?»

  3. Изобразите с помощью мимики и жестов радостное событие, произошедшее с вами. Работа в парах. Дети выбирают любое событие и вдвоём изображают событие. Участники группы стараются угадать, что показывали водящие.

  4. Упражнение «Чем я могу порадовать родных?». Игра с мячом. Передавая мяч, ребёнок повторяет слова предыдущего и добавляет своё.

  5. Упражнение «Маленький серенький котёночек». Выбирается водящий – маленький котёночек. Он грустит. Задача играющих предложить котёночку что-либо, чтобы он обрадовался. Игра продолжается столько раз, сколько детей на занятии, чтобы каждый ребёнок получил эмоциональное «поглаживание».

  6. Рисунок «Чем я могу порадовать родных?»

  7. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?
Занятие 6. «Страх»

Цель: Познакомить детей с особенностями чувства страха.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: чувства, эмоции, страх. Понимать, что страх могут испытывать разные люди.

  2. Учить выражать с помощью мимики и жестов различные чувства.

  3. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  4. Формировать доверительное отношение к сверстникам.
Материалы к занятию:

  1. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

  2. Страшные игрушки.

  3. Карточки с заданиями.

  4. Мячик.
Ход занятия:

  1. Упражнение «Ласковое имя». – Предложить детям назвать, как их ласково называют дома (игра с мячом).

  2. Вступительная беседа. Какие чувства вы знаете? Игра: «Зайка обрадовался, зайка испугался».

  3. Работа с карточками Эмоций. Испуг и страх.

  4. Игра «Чего боятся люди».
Игра проводится по правилам игры «Снежный ком». Первый ребенок называет, чего могут бояться люди, второй повторяет и добавляет что-то своё (игра по кругу).

  1. Упражнение «Выбери страшную игрушку». Необходимо выбрать игрушку, сказать, чем она пугает. «Испугались – рассмеялись».

  2. Игра «Скульптор». Работа в парах. Один играющий – скульптор, другой – его произведение. Вытащить карточку с изображённым человеком или животным, «вылепить» мимику и позу героя. Остальные ребята узнают, кто получился и какое чувство он испытывает.

  3. Рисунок «Чего боятся люди».

  4. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?

Занятие 7. «Как справиться со страхом»

Цель: Познакомить детей со способами преодоления тревоги и страхов.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: тревожность, страхи, психологическая помощь.

  2. Учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях, использовать для решения проблемных ситуаций социально приемлемые способы поведения: говорю с мамой, советуюсь с другом, рисую, думаю о чем-то хорошем.

  3. Учить, с помощью мимики, отражать свое чувство страха, понимать по выражению лица чувства другого.

  4. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.
Материалы к занятию:

  1. Листы бумаги.

  2. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

  3. Мячик.

  4. Плакаты «Как я справляюсь со своей тревогой».
Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Упражнение «Чего я боюсь». – Предложить детям назвать, кого или чего они боятся, вспомнить ситуации, когда это происходило.

  3. Работа с карточками «Кто чего испугался?» Предложить детям рассмотреть карточки с испуганными людьми или животными. Предложить ответить на вопросы: Что произошло? Какое чувство испытывает герой? Как ему помочь? Убрать эти страхи в «Мешок страхов».

  4. Упражнение «Что поможет прогнать страх?». Игра с мячом. Передаем мяч, называем способы помощи в ситуации тревоги и страха, передаем соседу, тот повторяет слова предыдущего и добавляет свое.

  5. Упражнение. Работа с плакатом «Как я справляюсь со своей тревогой». Рассмотреть различные способы поведения в состоянии тревоги и страха.

  6. Рисование «Ромашка помощи в ситуации тревоги и страха». Предложить детям нарисовать ромашку, на лепестках цветка предложить нарисовать или написать способы помощи в ситуации страха и тревоги. Ромашку дети забирают домой.

  7. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что посоветуете своему другу, если он чего-то боится?

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

1) цветовая гамма;

2) линия и характер рисунка;

3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1) Цветовая гамма:

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

2) Линия и характер рисунка:

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

3) Сюжет рисунка:

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе);

наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.);

изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»;

время года – весна, лето (солнце, нет туч);

изображение светлого времени суток.

0 баллов – ассиметричность рисунка;

отсутствие деталей и украшений;

отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы;

время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);

время суток – ночь или вечер.

1 балл – обе характеристики присутствуют.

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Источник материала: http://www.psihologu.info/index.php

Тест предназначен для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Для проведения теста ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям:
1.Цветовая гамма.
2.Линия и характер рисунка.
3.Сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА.

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.)
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеденый, черный);
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

ЛИНИЯ И ХАРАКТЕР РИСУНКА.

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;
1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

СЮЖЕТ РИСУНКА.

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;
0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года –осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер;
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;

1-0 баллов – у ребенка явно выпаженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Как показывает практика психологической работы с детьми 5-6 летнего возраста, учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов, родителей и психолога образовательного учреждения.

Готовим родителей. К школе. .
Практические советы для учителей и родителей.

Семинар-тренинг

1.Не рано ли нам учиться, или когда «отдавать» ребенка в школу.
2.Что такое «Психологическая готовность к школе»?
3.Внутренняя позиция школьника.
4.Что нужно знать Вашему малышу до школы?
5.Типы неблагополучного развития детей 6-7 лет. Негативистическая
демонстративность. Уход от реальности.
6.Как сейчас учат? Школы нашего времени.
7.Какой учитель нужен Вашему ребенку. Типы личностей учителей.
8.Практические упражнения, необходимые для подготовки к школе.
9.Тесты для приема в первый класс.

Для заключения об особенностях речевого развития ребенка в целом требуется соотнести его сумму баллов с максимально возможной (по группе обследованных детей).

Приложение 3

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
ГОТОВНОСТИ

МЕТОДИКА "РИСУНОК ШКОЛЫ" 26
(А.И. Баркан)

Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к школе детей 6 - 8 лет 27 .

Материал: 1) стандартный лист белой нелинованной бумаги; 2) набор карандашей из 6-ти стандартных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный.

Ход работы: психолог предлагает ребенку на одной стороне листа бумаги нарисовать школу, а на другой - детский сад или дом (в том случае, если выясняется, что ребенок не посещает детский сад). Время работы не ограничивается. После окончания рисования ребенка спрашивают, куда бы ему хотелось пойти: в школу или детский сад (домой). Затем с ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает его самые любимые и нелюбимые цвета.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, на одной стороне этого листа школу, а на другой - детский сад (дом)". Больше ничего ребенку не говорят. Если он спрашивает, как рисовать и т.п., психолог должен ограничиться фразой: "Как умеешь, как хочешь, так и рисуй".

Критерии анализа рисунка. Эмоциональное отношение испытуемого к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов на рисунке школы и другого коллектива.

Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых (первая половина спектра) или холодных

(вторая половина спектра) тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета может быть использован планиметр. Цвет передает все эмоциональные оценки ребенка по отношению к изображаемому. Известно, что дети свое положительное отношение к предмету выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение - при помощи темных тонов (черный, серый, темно-коричневый, темно-синий). То, что дети считают красивым, они изображают в теплых тонах, то, что считают некрасивым, - в холодных. Для большей эмоциональной убедительности дети используют "неподражательный цвет", несущий гамму положительных чувств к изображаемому. Причем чем замысловатее соотношение цветов, тем эмоциональнее относится ребенок к изображаемому предмету (имеется в виду положительное эмоциональное отношение).

Сюжет рисунка, отражающий социальный опыт ребенка, имеет большое значение в анализе. О положительном отношении к школе может свидетельствовать тема учения в рисунке и связанные с ней атрибуты, например, появление цифр: 2, 3, 4, 5. Причем 5, как правило, - это самое красивое число, а 2 - самое некрасивое, плохое. Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты:

  • 1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад);
  • 2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий);
  • 3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений;
  • 4) время года на рисунке;
  • 5) как изображено солнце (сияет или в тучах);
  • 6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.

Линия рисунка также является информативным признаком. Красивое, нравящееся дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричные изображения, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение

к объекту изображения. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.

Интерпретация некоторых аспектов рисунка. При отрицательном эмоциональном отношении к школе рисунок ребенка содержит гораздо больше черных, темно-синих, коричневых тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду (дому), на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. При негативном эмоциональном отношении к школе площадь холодных тонов, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении другого коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно. В этом случае на рисунке царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных одеждах. Сюжет, рассказывающий о школе, как правило, носит застывший, сглаженный характер. На рисунке отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета. Если изображено здание школы, то оно, обычно, некрасивое, около него нет людей и цветов. Почти не встречается изображение класса, других элементов учебной деятельности. Как правило, на таких рисунках преобладают зима и осень; если осень, то обязательно идет дождь.

Как крайний вариант отрицательного эмоционального отношения к школе следует отказ ребенка выполнить рисунок на тему школы.

При положительном эмоциональном отношении школа на рисунке обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. Сюжет варьируется. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков лета или весны. На небе сияет солнце. Изображение на рисунке учебной деятельности (в частности, класса, доски, на доске пятерки) отражает желание ребенка идти в школу. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись "Добро пожаловать!"

При не сформировавшемся у ребенка определенном эмоциональном отношении к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.

МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР" 28
(Г.А. Цукерман)

Цель: изучение характерных для ребенка эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях. 29

Материал: 1) бланк, на котором нарисован "эмоциональный термометр"; 2) чистый "эмоциональный термометр" (без каких бы то ни было значков). Можно использовать просто лист белой нелинованной бумаги; 3) набор фишек - значков всех пяти цветов, вырезанных из бумаги с клеящимся слоем.

Каждый значок термометра цветной:

  • # # # # "Мне крайне скверно" - черный,
  • ~ ~ ~ ~ "Мне плохо" - коричневый,
  • @ @ @ @ "Мне несколько не по себе" - зеленый,
  • * * * * "Мне хорошо" - желтый,
  • ! ! ! ! "Я блаженствую" - красный.

Цветовые обозначения выбраны совершенно произвольно, без учета культурной символики цветов.

Цветные обозначения на термометре особенно важны для тех детей, кто еще не умеет читать.

Инструкция: "Я предлагаю тебе сыграть в одну интересную игру. Давай измерим твое настроение. Я покажу тебе, как это можно сделать. Вот это термометр. Но он необычный. Он измеряет не температуру тела, а твое настроение. Вот такой же термометр, но пока он ничего не показывает. Возьми эти фишки, которые обозначают разные настроения. Я буду спрашивать тебя о разных случаях в твоей жизни, а ты будешь прикреплять на термометр те фишки, которые

будут обозначать, как ты чувствуешь себя обычно в тех или иных ситуациях".

Ход работы: эксперимент проводится индивидуально. Психолог рассказывает ребенку, какое настроение обозначено каждым из пяти значков, а затем показывает, как можно приклеивать фишки на термометр. Убедившись, что ребенок понял инструкцию, психолог задает ему ряд вопросов. Приведем несколько примеров подобных вопросов.

Для дошкольников:

  1. Как ты себя чувствуешь в детском саду?
  2. Когда ты играешь в школу, как ты себя чувствуешь?
  3. Как ты себя чувствуешь на подготовительных занятиях в школе?

Для первоклассников:

  1. С каким настроением ты идешь в школу?
  2. Как ты себя чувствуешь, когда общаешься с одноклассниками?
  3. Когда учительница спрашивает тебя на уроке, как ты себя чувствуешь?

Проводится качественный анализ ответов испытуемого.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ СОХРАНЯТЬ ЦЕЛЬ
В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ УСПЕХА 30

Цель: изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха у детей 6 - 8 лет.

Материал: 1) 7 разных открыток, разрезанных на 4 части по диагоналям; 2) 2 одинаковые открытки, одна из которых разрезана на 4 части по диагоналям.

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Включает 4 серии.

Серия 1. Психолог на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

Серия 2. Психолог дает ребенку перемешанные части других пяти открыток, показывает целую и предлагает собрать такую же. При этом образец не убирается, способ действия не показывается.

Инструкция: "Собери такую же открытку".

Серия 3. Психолог дает ребенку тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагает собрать из частей одну открытку. Образец не дается, способ действия не показывается.

Инструкция: "Собери одну открытку".

Серия 4. Ребенку дается тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагается собрать из этих частей как можно больше открыток.

Инструкция: "Собери из этих частей как можно больше открыток".

Во всех сериях в случае затруднения психолог подсказывает ребенку решение. Время выполнения задания не ограничивается.

Анализ результатов. Путь решения значения не имеет. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности, при неудачах, а также как это зависит от возраста испытуемого. Деятельность ребенка анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями. Отсюда делается вывод об уровне волевого развития ребенка.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ 31
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель: изучение достижения цели в условиях помех у детей 6 - 8 лет.

Материал: лист белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, яркая игрушка, детская книжка, секундомер.

Инструкция: "Заполни весь лист, рисуя в каждой клеточке черточку".

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.

Обработка данных: во время исследования психолог ведет протокол. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, то в протоколе отмечается отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, в протоколе фиксируется наличие отвлечения (±). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, в протоколе отмечается невыполнение (-). Фиксируется время отвлечений.

Анализ результатов. Анализируются особенности поведения ребенка в ходе выполнения задания, их зависимость от содержания раздражителя. Делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях помех, об уровне его волевого развития.

Приложение 4

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ

БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ 32
(Т.А. Нежнова)

Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Материал: бланк с программой беседы.

Ход работы: обследование проводится индивидуально с первоклассником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах соответственно изменяются). Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.

  1. Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
  2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).
  3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили) ? (какие собственные действия или действия родителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).
  4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).
  5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).
  6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока - о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (место школьно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора).
  1. Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).

Оценка беседы: за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, приписывают А; за формальный, внешний, "дошкольный" и прочие ответы - Б; за отказ от ответа - С.

Оцениваются вопросы 3 - 6. За каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов на 1 и 2 вопросы).

Критерии оценки полученных результатов.

Высший балл - 4А - говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

Низший балл - 4Б - говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
"БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ" 33
(Т.А. Нежнова)

Цель: выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного и младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:

  • а) ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • б) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: 1) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям "дошкольного" типа (рисование, пение, физкультура, труд), 2) имеет содержательное представление о подготовке к школе;
  • в) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: 1) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, 2) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), 3) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);
  • г) признает авторитет учителя.

Материал: набор коротких историй.

Ход работы: беседа проводится строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются также данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним.

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задается 1-й вопрос "Беседы":

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало или случалось, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?" (С воспитанниками детского сада речь идет об отсрочке поступления в школу). Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась и поступила по-своему) - договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже б лет, но он не ходит ни в нулевой класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу?" Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так: чтобы не ты ходил каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

7. Представь себе, что есть две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка, не чаще раза в неделю. А в школе "Б" все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

8. В школе "А" от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спросу. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница

сказала: "Сегодня Миша (называется имя ребенка) учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить его за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?

Оценка беседы: ответ на каждый вопрос оценивается как "школьный" или "дошкольный" (соответственно "А" или "Б"). Некоторые примеры.

1-й вопрос. "А": уроки грамоты и счета - это занятия, присущие именно школе, по содержанию и форме они не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка и олицетворяют для него новую, собственно школьную действительность. "Б": дошкольные виды деятельности - уроки художественно-физкультурно-трудового цикла - близки и знакомы ребенку по предыдущему периоду и продолжаются в школе. В эту же группу включаются и прочие не связанные с собственно учением занятия: игры и внеурочное времяпрепровождение, еда, гуляние, общение с товарищами и т.д.

3-й вопрос. "А": учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены те или иные действия по самообразованию: самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у товарищей и выполнение их и т.п. "Б": дошкольные и прочие - игры, гуляние, рисование, конструирование, помощь родителям по хозяйству и т.д. без упоминания о каких-либо учебных действиях.

4-й вопрос. "А": содержательные - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. "Б": формальные - приобретение формы, школьных принадлежностей.

Интерпретация вопросов и ответов в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника.

  1. Общее отношение к школе и учению.
  • 1.1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предлагаемого отпуска или отсрочки) - 2-й вопрос.
  • 1.2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения) - 3-й вопрос.
  • Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.
    • 2.1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамотой и счетом заменены уроками художественно-физкультурного цикла) - 7-й вопрос.
    • 2.2. Предпочтение уроков грамоты и счета "дошкольным" видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.) - 1-й вопрос.
    • 2.3. Содержательное представление о подготовке к школе - 4-й вопрос.
  • Ориентация на новые собственно школьные формы организации деятельности и поведения.
    • 3.1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуально-домашней форме обучения - 5-й вопрос.
    • 3.2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно - 8-й вопрос.
    • 3.3. Предпочтение отметки как формы оценки учебной работы другим видам поощрения - сладости, игрушки - 9-й вопрос.
  • Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями) - 6-й вопрос.
  • МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
    У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    И ПЕРВОКЛАССНИКОВ 34
    (М.Р. Гинзбург)

    Экспериментальные материалы и система оценок предложены И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой (1993).

    Цель: изучение доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

    Материал: текст рассказа и шесть сопроводительных картинок.

    Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ" (зачитывается рассказ 35 и одновременно перед ребенком на столе выкладываются картинки, иллюстрирующие его).

    Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

    На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: передней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

    Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".

    Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

    Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

    Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

    Четвертый мальчик сказал "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

    Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (Позиционный мотив.)

    Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь".

    Выкладывается карточка с рисункам № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

    Шестой мальчик сказал:

    "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки". Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

    Ход работы: после прочтения рассказа ребенку задаются вопросы:

    • - А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? - Выбор I.
    • - С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? - Выбор II.
    • - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? - Выбор III.
    • Ребенок последовательно осуществляет три выбора картинок. Если содержание прочитанного рассказа недостаточно прослеживается в ответах ребенка, ему задают контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал? ", чтобы психолог мог быть уверен в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

    Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в протокол и затем оцениваются экспериментатором.

    Протокол

    Обработка данных: за выбор того или иного мотива начисляется определенный балл:

    • внешний мотив (№ 1) - 0 б.; - позиционный мотив (№ 4) - 3 б.;
    • учебный мотив (№ 2) - 5 б.; - социальный мотив (№ 5) - 4 б.;
    • игровой мотив (№ 3) - 1 б.; - мотив отметки (№ 6) - 2 б.

    По каждому мотиву, согласно протоколу, баллы суммируются.

    Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов, соответствующих определенному мотиву.

    Оценка и анализ результатов: доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему

    количеству баллов. Вместе с тем надо учитывать, что ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие у испытуемого предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

    МЕТОДИКА "НАРИСУЙ СЕБЯ" 36
    (A.M. Прихожан и З. Василяускайте)

    Цель: изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей 6 - 9 лет.

    Материал: 1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: "плохой мальчик (девочка)", "хороший мальчик (девочка)", "я"; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.

    Ход работы: обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30 - 40 минут.

    Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж - синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.

    Инструкция: "Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)". Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: "А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)". При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: "А теперь вот здесь нарисуй себя". Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша.

    Обработка и интерпретация данных 37 . Включает следующие моменты:

    1. Анализ "автопортрета":

    • а) наличие всех основных деталей;
    • б) полнота изображения;
    • в) количество дополнительных деталей;
    • г) тщательность их прорисовки;
    • д) статичность или представленность фигурки в движении;
    • е) включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т.п.

    Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, "разукрашивание") свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.

    2. Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунком "хорошего" и "плохого" персонажа по следующим параметрам:

    • а) размер "автопортрета" по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;
    • б) цвета, использованные в "автопортрете", количество каждого цвета, их соответствие цветам "хорошего" или "плохого" ребенка;
    • в) повторение в "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого" ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т.п.);
    • г) наличие в "автопортрете" новых деталей, их характер;
    • д) общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" или "плохого" персонажа.