Православный пост петровский.

Православный пост петровский.

Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский, понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что, называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как не призывом к миссионерству, должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. — М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2019 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, — один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно — по средам и пятницам — воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Очень часто можно услышать, как Петров Пост называют Апостольским или постом Пятидесятницы. Эти все названия относятся к одному периоду и предполагают воздержание от разнообразной пищи на некоторое время. Петров пост идет сразу после великого церковного праздника Троицы, а точнее ровно через семь дней.

Постящийся человек за все время поста подготавливает и очищает свой организм к одному из великих праздников, которые чтит церковь – дню Петра и Павла. Длительность этого поста всегда разная, ровно также как и его начало. Все зависит от того, в каких числах .

Происхождения Петрова поста

Известно всего две версии установления данного поста, каждую из которых можно считать правильной, ведь человечество не может окончательно доказать настоящую причину его появления.

Итак, согласно первой версии, Петров пост церковь ввела для того, чтобы люди могли подражать двум апостолам Петру и Павлу, которые после Пятидесятницы также некоторое время воздерживались от пищи, дабы подготовить себя к выходу на всемирную проповедь Евангелия. Вторая версия утверждает, что этот пост никак нельзя связывать с апостолами, потому что еще в третьем веке прослеживаются упоминании о нем.

Тогда пост считался компенсаторсным, т.е. люди, которые по каким-либо причинам не смогли поститься перед Пасхой, получали возможность очиститься в Петров пост. А так как христиане всегда считались соборным народом, то они продолжали поститься даже в тех случаях, когда не нарушали каноны Великого поста. Поэтому они постились также как и опоздавшие – во благо себе и Господу.

Длительность Петрова поста

В тех случаях, когда Пасха начинается рано, период поста растягивается на несколько недель. В истории был случай, когда Апостольский пост был продолжительностью в шесть недель. В те времена, когда Пасха наступает поздно, Петров пост длится несколько дней (был зафиксирован самый короткий период – 8 дней).

Начинается Петров пост всегда в понедельник всех Святых, а вот заканчивается всегда одинаково – 12 июля. В 2017 году Апостольский пост будет длиться 4 недели, ведь начнется он 12 июня, а закончится 11 июля , соответственно.

Нюансы питания

Петров пост считается не строгим постом , в отличие от Великого. Рыба в нем разрешена практически каждый день. Постящемуся человеку можно даже употреблять алкоголь, потому что он растительного происхождения, хотя Церковь все-таки советует воздержаться от горячительных напитков.

Несмотря на свой мягкий характер, Петров пост издавна считали скудным. Ведь после зимы, запасы продуктов были изрядно истощены. Соления и варения также подходили к концу, а свежие овощи еще не появлялись на грядках. Что касается грибов и орехов, то о них можно было только мечтать.

Поэтому крестьяне были вынуждены ходить практически голодными, питаясь зеленью, крупами и ягодами. Ну и рыбой в те дни, когда она была разрешена.

В наши дни вряд ли у кого-то появятся проблемы с приготовлением постных блюд, ведь прилавки магазинов переполнены продуктами. Главное, в этом деле проявить немного терпения и фантазии.

Согласно типикону (церковный устав) на протяжении всего поста в понедельники, среды и пятницы полагается сухоядение. Этот термин обозначает употребление пищи в сыром виде. Можно кушать хлеб, сухие или свежие фрукты, в частности, изюм, инжир, финики, курагу, чернослив, овощи (морковь, огурец, помидор), всевозможные виды орехов и мед. Воду разрешено пить в неограниченных количествах.

Во вторник и в четверг не разрешено употреблять рыбные блюда, зато в субботу, воскресение и дни памяти святых (если они, конечно, припадают на время Петрова поста) рыба должна быть на столе. Традиционным блюдом из рыбы на Руси считались рыбники – оригинальные открытые пироги, в которых начинкой была целая тушка рыбы.

Но все же постящиеся не увлекались чрезмерным разнообразием, по привычке готовили яства из овощей и зелени. Перенеслась эта традиция и в наши дни. Можно баловать себя постной окрошкой, холодными зелеными щами, рассольники и другие блюда. Все это следует тщательно приправлять зеленью. Также разрешены ягоды в неограниченном количестве, крупы, бобовые, грибы, постные блины, кулебяки, расстегаи.

Рецепты постных блюд

Многие древнерусские рецепты, как оказались, довольно вкусы, поэтому современные хозяйки не перестают их готовить во время Петрова поста. Правда все эти рецепты более усовершенствованы и адаптированы под нынешние условия.

  1. Возьмем, к примеру, рыбник . Чтобы его приготовить потребуется слоеное тесто, которое можно приобрести в магазине. Нужно разделить его на две равные части, в одну из которых положить начинку (тертый сырой картофель, рыбное филе и лук, нарезанный кольцами). Начинку посолить и поперчить, затем накрыть вторым слоем. Края закрепить и смазать желтком. В раскаленной духовке печь до готовности. По желанию, картофель и лук можно заменить капустой.
  2. По такому же принципу готовятся шаньги из гречневой крупы, только рыбу заменяют кашей с жареным луком.
  3. Для тех, кто решит приготовить луковник , то слоеное тесто придется выкладывать шесть раз, чередуя его с обжаренным до золотистой корочки луком.
  4. Вкусное и простое блюдо, которое можно приготовить во время Петрова поста — картофельный салат с грибами . Следует взять отварной картофель, нарезать его мелкими кубиками, добавить к нему маринованные грибы и соленые огурцы. Заправить растительным маслом, специями и сверху посыпать зеленым луком.
  5. Изумительная постная грибная икра , для приготовления которой понадобятся отварные и маринованные грибы. Их придется обжарить на растительном масле вместе с мелко нарезанным луком. Икру посолить и поперчить. Можно добавить зелень.
  6. Свекольный салат тоже распространенное блюдо во время поста. Его можно сделать «с перчинкой». Для этого придется добавить к измельченной отварной свекле натертый хрен, а после заправить все это растительным маслом, зеленью и специями.
  7. Классическая русская похлебка вкусна и быстра в приготовлении. Нужно взять отварную до полуготовности перловку и добавить к ней картофель, капусту и коренья. Все это варить до готовности, заправить томатной пастой, зеленью и специями.
  8. Простые, но питательные грибные щи станут украшением постного меню. Их приготовить очень быстро. Делается это так: в бульон с вареными грибами и кореньями добавляют картофель и квашеную капусту, предварительно обжаренную с луком, томатной пастой и мукой. Блюдо заправляют чесноком, специями и зеленью.

Из такого изобилия продуктов становится понятно, что пост никогда не являлся диетой. И ни в коем случае его нельзя расценивать, как средство для снижения веса. Пост – это время для раздумий и очищения, поэтому придерживаться его нужно в меру своих сил, учитывая все индивидуальные особенности организма.

На следующий день после православного праздника Собор всех святых начинается Петровский (апостольский) пост , который в 2017 году из-за особенностей календаря и ранней Пасхи продлится достаточно долго - целый месяц.

Когда начинается и когда заканчивается Петровский (апостольский) пост в 2017 году

В 2017 году Петров (Петровский) пост начинается 12 июня и длится до 11 июля включительно.

На следующий день после окончания Петровского поста - 12 июля - наступает праздник, который называется День Петра и Павла, или Петров день (в народной традиции Петры-Павлы). Этот праздник отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла .

Начало и продолжительность Петровского поста зависят от дня Пасхи, которая в 2017 году наступила 16 апреля. Петров пост всегда начинается в понедельник, на 57-й день после Пасхи и через неделю после праздника Троицы , который в этом году был 4 июня .

Самый продолжительный Петров пост может длиться полтора месяца, самый короткий - всего восемь дней. Так что, хотя предстоящий постный месяц, который иногда в народе называют Петровка-голодовка, - это немало, но и не предел.

История Петровского поста

Традицию поститься после Троицы (Пятидесятницы) установили апостолы, поэтому Петровский пост называется апостольским. Ученики Христа, которые стали свидетелями его воскресения и вознесения, а затем на них снизошел святой дух, призывали своих единоверцев праздновать одну неделю (седмицу) после Пятидесятницы, а затем поститься, чтобы подготовиться к несению слова божьего другим народам. Согласно евангельским источникам, после схождения святого духа апостолы начали говорить на языках, которых раньше не знали, и благодаря этому смогли нести свет Евангелия разным народам. С этого времени христианство стало всемирной религией.

Традиция поститься столь длительный срок в это время установлена в православии. Петровский пост посвящен памяти двух апостолов - Петра и Павла . Пост завершается Днем Петра и Павла (в народной традиции Петры-Павлы, Петров день), который для славян был очень важен, поскольку означал середину лета и был связан со многими приметами, обрядами и поверьями.

Что можно есть в Петровский пост

Петровский пост считается не таким строгим, как Великий. Во-первых, во время Петровского поста есть много дней, когда допускаются серьезные послабления, в частности, можно есть рыбу. В некоторые дни разрешено вино. Во-вторых, в это время уже много свежих ягод, фруктов и овощей, что позволяет делать постный стол разнообразным, полезным и вкусным. Поэтому сегодня выражение «Петровка-голодовка» уже имеет скорее исторический смысл.

Что нельзя есть в Петровский пост

Запреты в этот период такие же, как и в Великий пост. Под полным запретом мясо и мясные продукты, яйца и все блюда из них, а также все молочные продукты. Также действуют все ограничения, в принципе соответствующие посту. Верующие помнят, что пост - это не диета, а способ очистить свою душу и тело, испытание, помогающее проникнуться идеями христианского смирения. Поэтому нежелательны даже растительные заменители тех продуктов, которые находятся под запретом: «соевое мясо» и тому подобные современные изыски. Также рекомендуется отказаться от фастфуда, а детей стоит ограничить в магазинных сладостях, заменив конфеты и пирожные ягодами и фруктами.

Петровский пост и праздники

На Петровский пост всегда приходится праздник Рождество Иоанна Предтечи , который отмечается 7 июля . В этот день можно есть рыбу и морепродукты, вне зависимости от того, на какой день недели выпадает праздник.

День апостолов Петра и Павла, который наступает после окончания поста 12 июля, также является постным, если приходится на среду или пятницу. В этом случае верующим разрешены рыба и морепродукты, горячая пища с растительным маслом и вино, а вот мясное и молочное все еще под запретом. В 2017 году Петров день приходится на среду, поэтому все эти ограничения действуют.

Петров пост - 2017: календарь питания по дням

Строгие дни: понедельник, среда и пятница (12, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28 и 30 июня, 3, 5 и 10 июля).

В эти дни для тех, кто постится, рекомендовано придерживаться сухоядения - то есть не употреблять вареную и вообще горячую пищу, в том числе с растительным маслом. Для тех, кто строго соблюдает пост, есть можно только один раз в день после 15.00 (время московское).

В эти дни разрешено есть хлеб, свежие фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед. Нужно пить побольше воды, можно употреблять компоты, морсы и свежевыжатые соки, а вот магазинные соки и тем более газированные сладкие напитки крайне нежелательны, ни с точки зрения смысла поста, ни для здоровья. При более мягком варианте поста по понедельникам можно один раз в день есть горячую вареную пищу без масла - каши, супы, тушеные овощи, отварные грибы, и т.д.

Пятница, 7 июля - это праздник - Рождество Иоанна Предтечи, в этот день можно есть отварную и рыбу и морепродукты, а также горячую постную пищу без масла.

Во вторник и четверг разрешается дважды в день есть горячую вареную пищу без масла. В эти дни разрешена рыба и морепродукты, которые можно сварить или запечь в духовке или на углях.

В эти дни можно дважды в день есть горячую вареную пищу с растительным маслом, также разрешены рыба и морепродукты, которые также можно приготовить с добавлением масла. Взрослым разрешено выпить немного вина.

Во все дни поста разрешены свежие овощи и фрукты, а детей рекомендуется баловать свежей клубникой, черешней и другими ягодами.

Чтобы достойно, с чистой душой отметить церковный православный праздник, нужно к нему как следует подготовиться, ибо ничего не дается так просто, без труда. По своей сути пост представляет собой некоторые телесные и духовные ограничения, которым верующий человек должен подвергнуть сам себя. То есть, это такая форма аскетизма, во время которой постящийся упражняет дух, душу и тело.

Русские православные христиане, согласно церковным канонам, держат ежегодно четыре многодневных поста, три однодневных поста и пост в среду и пятницу. Придерживаясь поста, очень важно понимать, что ограничение в еде без ограничения своего духа (от мирских удовольствий, «разлагающих» человека изнутри) не способствует великому спасению души.

Давайте детальнее рассмотрим все православные посты в 2017 году.

Многодневные православные посты

  • – 27 февраля – 15 апреля 2017 года;
  • – 12 июня – 11 июля 2017 года;
  • 14 августа – 27 августа 2017 года;
  • (Филиппов пост) – 28 ноября 2017 года – 6 января 2018 года.

Великий пост

Великий пост считается самым строгим постом, он длится сорок восемь дней. Великий пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Пост установлен в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, который сорок дней искушался в пустыне дьяволом и не принимал никакой пищи.

Эти сорок дней – начало спасения человеческих душ. Последняя неделя поста – страстная седмица – напоминает христианам о завершающих днях на земле, страданиях и смерти Сына Божьего.

Во время поста нельзя есть мясо, молоко, сыр, яйца. Особой строгостью Великий пост отличается в первую неделю поста и в страстную седмицу. В чистый понедельник принято полностью воздерживаться от пищи. В остальное время:

  • среда, пятница – сухоядение (хлеб, вода, овощи, фрукты, компоты);
  • вторник, четверг – горячая еда без добавления растительного масла;
  • суббота, воскресенье – горячая еда с растительным маслом.

Сухоядение – скудная, не жидкая еда, состоящая из хлеба или другой сухой пищи; одна из самых строгих степеней православного поста.

7 апреля 2017 года, в , позволяется отведать рыбу. Также разрешается рыба в Вербное воскресенье 9 апреля 2017 года. Рыбную икру можно кушать 8 апреля 2017 года, в Лазареву субботу. 14 апреля 2017 года, в страстную пятницу, нельзя принимать пищу до выноса плащаницы.

В дни Великого поста нужно примириться со всеми, а также осознать все свои грехи, искренне покаяться.

Начнется Великий пост в 2017 году в понедельник 27 февраля, а закончится в субботу 15 апреля 2017 года. Уже 16 апреля, в воскресенье, православная церковь будет праздновать Пасху – величайший светлый праздник Воскресения Христова.

Апостольский пост

Этот летний пост установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, которые молитвой и постом готовились к всемирной проповеди Святого Писания. Начнется Петров пост в понедельник Всех Святых, 12 июня 2017 года, а завершится 11 июля 2017 года. Каждый год продолжительность поста разнится, в зависимости . Самый продолжительный Апостольский пост длится шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Строгое соблюдение поста (сухоядение) – в среду и пятницу. В понедельник разрешена горячая пища без масла. В другие дни – грибы, рыба, крупы с маслом растительного происхождения.

Успенский пост

Через месяц после Петрова поста наступает Успенский многодневный пост, который длится две недели. Православная церковь призывает нас, прихожан, к подражанию Божьей матери, которая непрерывно пребывала в посте и молитве перед своим вознесением на небеса.

Сухоядение положено в понедельник, среду и пятницу. Во вторник и четверг разрешается горячая еда без добавления растительного масла. В субботу и воскресенье позволена пища с растительным маслом. 19 августа, в день Преображения Господня, можно кушать рыбу.

Рождественский пост

В конце осени, ровно за сорок дней до праздника Рождества Христова, начинается зимнее воздержание от пищи животного происхождения и «услаждений» души, духа и тела – Рождественский пост. Начинается пост сразу после дня памяти апостола Филиппа, поэтому Рождественский пост называют еще и Филиппов пост.

Рождественский пост установлен во имя благодарности Господу Богу за собранные плоды земные. Во время поста христиане готовятся к великому празднику – Рождеству Христову. Начинается зимний пост 28 ноября 2017 года, а завершается 6 января 2018 года.

Пищевой устав полностью совпадает с уставом о пище Петрова поста до 19 декабря 2017 года, дня святителя Николая. Если церковный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, можно кушать рыбу. После дня памяти Святителя Николая и до самого предпразднества Рождества рыба разрешается в субботу и воскресенье. В предпразднество запрещается рыба во все дни, а в субботу и воскресенье – еда с маслом. В сочельник, 6 января 2017 года, нельзя есть пищу до появления самой первой звезды, а после – можно вкушать сочиво (зерна пшеницы, вареные в меду, а также рис с изюмом).

Церковные православные однодневные посты в 2017 году

  • Среда и пятница на протяжении всего года, исключая сплошные седмицы и Святки;
  • Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 18 января 2017 года;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября 2017 года;
  • Воздвижение Креста Господня – 27 сентября 2017 года.

Пост в среду и пятницу

В среду еженедельный пост установлен как воспоминание о предательстве Христа Иудой, в пятницу – в честь памяти страданий и смерти Иисуса Христа. В эти дни запрещается мясная и молочная пища, а с недели Всех Святых и до Рождества Христова нужно воздерживаться также от рыбы и постного масла. Когда на среду или пятницу выпадают дни празднуемых святых, позволяется добавлять в пищу растительное масло. В самые большие праздники, например, Покров, — разрешается рыба.

При этом, следует помнить, что для тех, кто занят тяжелым трудом или болеет, допускаются некоторые послабления в постах в среду и пятницу. Это необходимо для того, чтобы христиане имели достаточно силы на молитвы и необходимую работу.

Крещенский сочельник

В этот однодневный пост истинно верующие готовятся к очищению души и тела и освящению святой водой в большой праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пост установлен в честь памяти смерти великого пророка Иоанна.

Воздвижение Креста Господня

В этот день христиане молятся, раскаиваются во грехах и постятся, в память о страданиях Иисуса Христа на кресте во имя спасения рода человеческого.

Сплошные седмицы в 2017 году

  • Святки – 7 – 17 января 2017 года;
  • Седмица мытаря и фарисея – 6 – 12 февраля 2017 года;
  • Сырная седмица (Масленица) – 20 – 26 февраля 2017 года;
  • Пасхальная (Светлая седмица) – 16 – 22 апреля 2017 года;
  • Троицкая седмица – 5 – 11 июня 2017 года.

Во время сплошных седмиц пост в среду и пятницу отсутствует.

Календарь трапез во время православных постов в 2017 году: