Программа «Десятилетие детства» в Курской области. Проект мероприятий

Программа «Десятилетие детства» в Курской области. Проект мероприятий "десятилетие детства" Президентская программа десятилетие детства

Ирина Ручьёва
План мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на 2018–2020 годы

План мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства в Мбдоо №9 «Дюймовочка» п. Нового на 2018–2020 гг.

Цель - создать каждому ребенку дошкольной организации возможность для развития его способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации.

Задачи:

Развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру;

Развитие ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить воспитательно - образовательного процесса.

Данный план мероприятий ориентирован на:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в

период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального

общего образования;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждою ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на

основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, (формирование предпосылок учебной деятельности;

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования

Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Работа с трудовым коллективом

1. Инструктаж:

2. - по антитеррористической защищенности воспитанников;

По правилам противопожарной безопасности;

– по профилактике соблюдений правил дорожного движения и Детского травматизма (по дороге в детский сад, во время походов, экскурсий).

По профилактике укрепления и сохранения здоровья;

3. Педсоветы, направленные на профориетационную работу

4. Тренинги

5. Курсы повышения квалификации

Ответственные - заведующая,

стр. воспитатель,

завхоз, медсестра

Работа с социумом

Сотрудничество с

Сельской библиотекой

Экскурсии: «Дом, где живут книги»; «Подарок для библиотеки»;

Выставки детских книг советских и зарубежных авторов;

Конкурс рисунков для детей старшего дошкольного возраста, проводимый сельской библиотекой;

Беседы с детьми: «Где живут книги»; «Может ли книга говорить?»; «Берегите книгу!»

МБОУ СОШ №7 (по плану преемственности)

ДК п. Нового

Участие старших дошкольников в творческих коллективах ДК: хореографических «Фортуна», «Эдельвейс»; вокальных;

Участие в митинге, посвящённому Великой Победе;

Выступление участников танцевальных коллективов СДК в мероприятиях, проходимых на базе ДОО;

Участие в празднике «День защиты детей»;

Посещение детьми концертов, тематических вечеров, проходимых в СДК

- ОГИБДД ОМВД по Гиагинскому району

Акция «Внимание – дети!» (август-сентябрь, май-июнь); «Учись быть пешеходом», включая конкурсы рисунков детско – родительских проектов занятия, игры, развлечения для детей;

Родительские собрания с участием инспекторов

Консультации для родителей по ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Детский спортивно-игровой компл екс

Спортивные игры, эстафеты на стадионе;

Просмотры футбольной игры школьных команд;

Совместные игры с учениками начальной школы

Ответственные - заведующая,

стр. воспитатель,

воспитатели всех групп

Работа с родител ями

Работа консультативного пункта по проблемам воспитания, обучения и поведения воспитанников

Оформление информационных

Обще садовские родительские собрания

Групповые родительские собрания

День открытых дверей

Ответственные - заведующая,

стр. воспитатель,

учитель-логопед,

медсестра,

воспитатели всех групп

Работа с детьми 2018-2019 уч. год

Тематические беседы «Уроки доброты», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Моя Родина» и др.

Праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей (выставка детских рисунков «Веселое детство», развлечение «Детство-это мы и ты, и я!», рисунки на асфальте «Разноцветное детство»)

День России

Проектная деятельность

«Кукольный театр в подарок малышам»

Мероприятия, посвященные семьи (Праздничное мероприятие «Вечер с семьей», нравственные беседы, продуктивная деятельность)

Неделя игрушки (развлечение «В мире игрушек»

Музыкально-литературное мероприятие «Мы – дети России»

Тематические мероприятия, посвященные Дню знаний (развлечение «В стране знаний», показ кукольного театра «Сказка о маленьком Мышонке»)

День солидарности в борьбе с терроризмом «Минута памяти – память на все времена»

Развлечение «День добра и

уважения» (ко дню пожилого человека)

Осенние утренники «Осень золотая в гости к нам пришла»

Проведение тематических мероприятий «Мама – самое дорогое для каждого ребенка», в рамках Всероссийского дня Матери (выставки детских рисунков, фотографий)

- «Фестиваль дружбы народов»- праздничные мероприятия, посвященные Дню народного Единства

День Конституции

Новогодние утренники «Волшебство Нового года»

Развлечение «Широкая масленица»

Конкурс рисунков «Мой безопасный мир»

Весенние утренники, посвященные международному женскому дню

Неделя детской книги «Книжное детство»

Экологический досуг «День Земли»

Проведение тематических мероприятий ко Дню космонавтики

Просмотр мультфильмов

«Мультики нашего Детства»

Конкурс чтецов «Кладовая талантов» среди

воспитанников всех возрастных групп

Тематическая неделя День воинской славы России. День Победы в Великой Отечественной войне

Выпускной бал «До свидания, детский сад»

Ответственные - заведующая,

стр. воспитатель,

учитель-логопед,

медсестра, муз. руководитель,

воспитатели всех групп

Работа с детьми 2019-2020 уч. год

Проведение мероприятий в рамках проекта

«Дружба начинается с улыбки» (беседы,

игровые мероприятия, развлечения,

изготовление «Альбома вежливости»,

Тематические беседы «Уроки доброты»,

«Что такое дружба?», «Моя семья», «Моя

Родина» и др

Развлечение с показом мини-концерта «Счастливы вместе»

Спортивное развлечение «Радость детства»

Праздничное мероприятие «Детство – это ты и я!»

Международный день отца (концерт для пап

«Папа может все!», нравственные беседы,

изготовление подарков)

Мероприятия в рамках Международного дня семьи Музыкальная гостиная «Счастье быть рядом»

Фотоконкурс «Моя семья – лучшая на свете»; Конкурс рисунков «Семья глазами детей»

Мероприятия в рамках Международного дня друзей Музыкальная гостиная «Дружат дети всей земли!»

Мероприятия в рамках Дня России Праздничное мероприятие «Россия! Мы- гордимся тобой»- Проведение мероприятий в рамках

группового проекта «Мы – защитики природы»

(беседы, проведение экологических акций,

викторин, выпуск газеты, продуктивная деятельность)

Виртуальные экскурсии «Удивительный мир природы»; Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Проведение утренников: осень, зима, весна

Музыкальный концерт, посвященный Дню матери «Мама – главное слово»

Мероприятия в рамках Дня победы

Выпускной бал со старшими дошкольниками

Ответственные - заведующая,

стр. воспитатель,

учитель-логопед,

медсестра, муз. руководитель,

воспитатели всех групп

Федеральная служба исполнения наказаний разработала план мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках "Десятилетия детства".

В России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства. Данная государственная программа направлена на поддержку материнства и детства, улучшение демографической ситуации в стране.

Согласно Указу, органы законодательной и исполнительной власти должны разработать планы мероприятий до 2020 года по реализации этого социально значимого проекта.

Данная программа будет активно реализовываться и в Федеральной службе исполнения наказаний, поскольку российское пенитенциарное ведомство работает, в том числе, с такими категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных как несовершеннолетние, беременные женщины и женщины с малолетними детьми.

В структуре российской системы исполнения наказаний функционируют 23 воспитательные колонии, в которых содержатся 1393 осужденных подростка. Кроме того, в 132 следственных изоляторах и помещениях, работающих в режиме следственных изоляторов, содержится 1029 несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах состоит 5900 несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что в России за последние пять лет численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, снизилась в 1,6 раза. Эта тенденция во многом связана с либерализацией уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних. Вместе с тем, сегодня в учреждениях УИС оказываются только наиболее криминализированные и педагогические запущенные подростки, чаще всего выросшие в социально неблагополучных семьях. Сотрудники воспитательных колоний проводят значительную педагогическую и социально-психологическую работу, чтобы отвратить подростков от криминальной среды, дать ребятам образование, востребованные на рынке труда профессии, снизить риск повторного совершения преступлений.

Кроме того, отдельное направление деятельности ФСИН России посвящено работе с беременными женщинами, находящимися в учреждениях УИС, и женщинами, имеющими малолетних детей до трех лет.

В российской системе исполнения наказаний действуют 69 исправительных колоний для осужденных женщин, в которых содержатся порядка 38, 5 тысяч человек. При колониях функционируют 13 домов ребенка, где проживают 535 детей. В 11 домах ребенка созданы условия для совместного проживания осужденных женщин с детьми. Для этого оборудованы комнаты, рассчитанные на проживание матери с ребенком. Отдельно оборудованы детские игровые комнаты, ванные комнаты, прачечные, кухни, столовые. Рядом расположены детские игровые площадки, оснащенные песочницами, горками. Имеются музыкальные залы для проведения музыкальных занятий и детских утренников. В целом условия проживания в домах ребенка похожи на хороший детский сад, только с круглосуточным пребыванием и мама всегда рядом.

В качестве пилотного проект по совместному проживанию матерей с детьми впервые организован в доме ребенка при женской исправительной колонии УФСИН России по Республике Мордовия. Он получил исключительно положительную оценку, поскольку оказал позитивное влияние как на физическое и психо-эмоциональное развитие малыша, так и на женщину, которой предоставлялась возможность социально адаптироваться, почувствовать ответственность, проявить заботу о своем ребенке.

В 2015 году Федеральной службой исполнения наказаний утверждена «дорожная карта» по планомерному переходу на совместное проживание осужденных матерей с детьми, которая носит комплексный характер, учитывает специфику функционирования учреждений УИС и рассчитана на период 2016-2021 годы. В настоящее время более 200 детей в домах ребенка проживают совместно со своими матерями. В перспективе у всех женщин, имеющих малолетних детей, будет возможность проживать совместно со своим малышами.

В силу специфики работы с такими категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных как несовершеннолетние, беременные женщины и женщины с малолетними детьми российским пенитенциарным ведомством разработан План мероприятий до 2020 года в рамках Десятилетия детства (далее - План), который направлен на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, улучшение материально-технической базы учреждений УИС, коммунально-бытового, социально-психологического, медицинского обеспечения.

План включает в себя следующие разделы:

1. Организационные мероприятия.

2. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности исправительных учреждений в части реализации прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, беременных женщин и женщин с детьми.

3. Мероприятия, направленные на создание и совершенствование инфраструктуры учреждений УИС для несовершеннолетних и женщин с детьми.

4. Организация работы с сотрудниками УИС.

5. Профилактика деструктивного поведения и криминальной субкультуры.

6. Мероприятия, направленные на совершенствование культурно-массовой и творческой работы с несовершеннолетними, развитие их культурного уровня.

7. Мероприятия, направленные на развитие спортивно-массовой работы, здорового образа жизни.

8. Мероприятия, направленные на получение специальностей, дополнительных навыков, профессионального и общего образования.

9. Медицинское обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

10. Организация взаимодействия с общественными объединениями, религиозными конфессиями и социально ориентированными организациями.

Так, планом предусмотрено:

Провести мониторинг уголовного и уголовно-исполнительного законодательства на предмет имеющихся пробелов и необходимости его совершенствования в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей.

Подготовить предложения об изменении критериев, препятствующих применению отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также о целесообразности снижения в отношении осужденных женщин сроков возможной замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Организовать проведение в ряде территориальных органов УИС «пилотных проектов» по социальной адаптации и ресоциализации осужденных колоний-поселений, как в период отбывания наказания, так и после их освобождения из мест лишения свободы в рамках государственно-частного партнерства путем трудоустройства на крупных предприятиях, которые являются градообразующими и испытывающими острый дефицит рабочей силы. В рамках проекта планируется предусмотреть возможность предоставления осужденным женщинам с детьми, проживать на арендованной площади, предоставляемой предприятием или органами местной власти на территории населенных пунктов.

Предусмотреть строительство или реконструкцию имеющихся зданий и сооружений за пределами воспитательных колоний для проживания осужденных, переведенных на льготные условия отбывания наказания, в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)».

Проработать вопрос по созданию, оборудованию отдельных палат (отделений) для несовершеннолетних осужденных и женщин с детьми в лечебно-профилактических учреждениях на базе имеющихся зданий и помещений в рамках текущего финансирования.

Обеспечить дооснащение мест пребывания несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных камерами видеонаблюдения.

Провести соревнования, спартакиады, конкурсы как непосредственно в каждой ВК, так и между ВК, обеспечить участие групп несовершеннолетних осужденных ВК в различных состязаниях, акциях и мероприятиях.

Проработать вопрос размещения игровых конструкций и детских площадок на территориях, прилегающих к учреждению, вблизи от комнат ожидания для родственников, приезжающих на свидания.

В качестве возрождения подшефной работы закрепить исправительные колонии, имеющие развитое производство, за воспитательными колониями и домами ребенка для оказания помощи по их перспективному развитию.

Для совершенствования навыков работы с несовершеннолетними осужденными и женщинами с детьми организовать проведение тренингов и сборов с сотрудниками воспитательных, психологических, социальных служб учреждений УИС.

Обеспечить возможность обучения сотрудников, непосредственно работающих с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, по программам медиации и восстановительного правосудия.

Провести с сотрудниками воспитательных служб мастер-классов по организации индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.

Провести конкурсы на лучшую психологическую программу по работе с несовершеннолетними осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, а также женщинами, имеющими детей.

Подготовить и направить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по включению в целевые региональные программы мероприятий, направленных на профилактику деструктивного поведения и борьбу с криминальной субкультурой, оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве, социальную адаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, СИЗО, освобождающихся от отбывания наказания, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Проработать вопрос по организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием технологии «единого окна» и совершенствования информационно-консультативной и психологической помощи детям и их родителям.

Для осуществления комплексного воздействия, направленного на профилактику криминальной субкультуры, снижение авторитета лидеров отрицательной направленности, профилактику преступлений и чрезвычайных происшествий организовать кураторскую работу психологических служб, воспитательных, оперативных и режимных отделов за каждым вновь прибывшим в воспитательную колонию несовершеннолетним.

Провести ежеквартальные рейды по проверке по месту жительства, учебы, работы, а также в общественных местах несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, с привлечением сотрудников иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Организовать проведение виртуальных туров по музеям, выставкам и пр.

Организовать проведение в воспитательных колониях «Дней открытых дверей».

Совместно со спортивными клубами организовать проведение на базе воспитательных колоний открытых турниров по различным видам спорта между несовершеннолетними осужденными и воспитанниками спортивных клубов (юношеских команд).

Организовать показ матчей Чемпионата мира по футболу 2018 в записи посредством кабельного телевидения, которые транслировались в ночное время в прямом эфире.

Провести турниры по мини-футболу и футбольному фристайлу среди осужденных.

В школах воспитательных колоний провести занятия на темы: «История чемпионатов мира по футболу», «История возникновения футбола», «Лучшие бомбардиры чемпионатов мира по футболу».

Изучить мнение и интересы несовершеннолетних осужденных о наиболее привлекательных, по их мнению, специальностях и профессиях. Проработать вопрос об организации возможного обучения по наиболее востребованным для несовершеннолетних осужденных профессиям.

Провести среди осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, ежегодные конкурсы «молодых специалистов» по различным профессиям.

Провести в общеобразовательных организациях воспитательных колоний выпускные экзамены.

Организовать встречи несовершеннолетних осужденных, планирующих получение высшего образования, со студентами и преподавателями региональных ВУЗов.

При выявлении у несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, определенных заболеваний и зависимостей организовать выдачу направлений в соответствующие медицинские учреждения в рамках имеющихся соглашений.

Во взаимодействии с органами социальной защиты населения, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, некоммерческими организациями организовать и обеспечить патронирование несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных сирот для их социальной адаптации и обеспечения полноценного воспитания и развития.

Для популяризации здорового образа жизни организовать проведение встреч несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях с представителями молодежных организаций.

Проведение выездных художественных выставок в воспитательных колониях.

Дата последнего обновления: 19.02.2018 15:36

    ФСИН России Положение о ФСИН России Положения о территориальных органах ФСИН России Руководство Директор ФСИН России Заместители директора ФСИН России
Структура Официальные реквизиты Символика Коллегия ФСИН России Контакты Адреса и режим работы ЦА ФСИН России и территориальных органов
  • Структурные подразделения
  • Главное оперативное управление Управление собственной безопасности Информация о способах связи с УСБ Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения Отдел контроля и организационно-плановой работы Информационно-аналитический отдел Дежурная служба Главная инспекция уголовно-исполнительной системы Отдел организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управление инженерно-технического и информационного обеспечения, связи и вооружения Отдел инженерно-технических средств охраны и надзора Отдел информатизации и связи Отдел вооружения и специальных средств Управление делами Приемная ФСИН России Порядок приема и рассмотрения обращений граждан в ФСИН России Отдел обработки, редактирования и контроля документов Главная контрольно-ревизионная инспекция Правовое управление Отдел правовой экспертизы и нормативной работы Отдел уголовно-исполнительного законодательства, планирования и проведения служебных проверок Отдел по обеспечению соблюдения прав человека в УИС Отдел судебно-исковой и претензионной работы
  • Управление воспитательной, социальной и психологической работы
  • Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы Социальная работа с осужденными Деятельность воспитательных колоний Психологическая работа Медиация и восстановительное правосудие Архив новостей
  • План мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках "Десятилетия детства"
  • 2018 Год добровльца и волонтера Управление следственных изоляторов центрального подчинения Управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества Справочник адресов и телефонов уголовно-исполнительных инспекций Исправительные центры Управление исполнения приговоров и специального учета Отдел специального учета и перспективного развития исправительных учреждений Отдел экстрадиции Отдел по работе с обращениями граждан по линии деятельности специального учета Отдел по вопросам передачи осужденных в государства их гражданства Отдел по вопросам нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан Управление режима и надзора Отдел организации режима Отдел организации надзора Отдел по руководству отделами специального назначения Ведомственная противопожарная служба Отдел зонального контроля Организационно-аналитический отдел Управление охраны и конвоирования Отдел организации службы охраны Отдел планирования и подготовки к действиям при ЧО Отдел кинологической службы Отдел территориального конвоирования Отдел железнодорожного конвоирования и специальных перевозок Управление кадров Информация о деятельности управления Инспекция по личному составу и профилактике коррупционных и иных правонарушений Организационно-штатный отдел Отдел профессионального образования Отдел организации служебно-боевой подготовки Отдел воспитательной и социальной работы с личным составом Медали и нагрудные знаки Методические рекомендации Ответы на обращения учреждений и органов УИС Финансово-экономическое управление Информация Поздравления Управление тылового обеспечения Отдел планирования и анализа тылового обеспечения Ветеринарная служба ФСИН России Отдел обеспечения вещевым имуществом Отдел продовольственного обеспечения Отдел транспортного обеспечения и ГСМ Управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Жилищное обеспечение сотрудников и пенсионеров УИС Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных Новости управления Нормативные документы Каталог продукции Наши награды Производственные площади учреждений УИС Заключения Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний Управление организации медико-санитарного обеспечения Нормативная база Подведомственные организации и учреждения Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Структура ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России Удостоверяющий центр ФСИН России Карточка партнера СМЭВ Свидетельства и Лицензии Объединенная редакция ФСИН России Образовательные организации Научно-исследовательские учреждения Центральная база материально-технического и военного снабжения ФСИН России Центр обеспечения учебно-воспитательной работы Фотогалерея Методические материалы Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Устав ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России Структура ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России Жилищный отдел Отдел коммунально-бытового обеспечения Отдел ритуальных услуг Отдел материально-технического обеспечения Отдел экслуатации зданий и сооружений Отдел по управлению имуществом УИС Центральная нормативно-техническая лаборатория Управление автотранспорта Санаторий "Аксаково" Общие сведения Информация для посетителей

    Своим указом объявил, что с 2018 года в стране стартует Десятилетие детства. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном портале правовой информации.

    Вице-премьер уточнила, что основными вопросами при реализации новой стратегии станут ясельное обеспечение детей, поддержка материнства, детства и демографии.

    По ее словам, очень важно «мобилизовать силы и ресурсы государства для того, чтобы качественно обеспечить здоровье, образование и успешное развитие каждого ребенка, живущего в нашей стране», заявила вице-премьер в ходе заседания Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

    Объявить в стране Десятилетие детства предложила спикер Совета Федерации Валентина в ноябре 2016 года. Тогда Матвиенко заявила, что новый план станет продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Спикер также отметила, что стратегия призвана «выстроить на 10 лет главные направления работы по поддержке детства, ежегодно принимать конкретные планы с обозначением приоритетных задач на конкретный год».

    С 2015 по 2017 год проходит второй этап нацстратегии в интересах детей.

    Важными пунктами государственного плана стали меры по сокращению бедности среди семей с детьми, обеспечению доступности и качества образования, поиску и поддержке талантливых детей и молодежи, профилактике изъятия ребенка из семьи, предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитации детей, ставших жертвами насилия.

    Напомним, что в ноябре 2016 года Владимир Путин обновил состав совета по реализации нацстратегии в интересах детей. В число 35 членов совета вошли министр образования и науки , уполномоченный по правам ребенка , а также член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства . Главной задачей совета было определение приоритетных направлений государственной политики в интересах детей и подготовка предложений по решению этих проблем.

    В феврале 2017 года уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова сделала заявление в « » в связи с резонансным делом об изъятия из многодетной приемной семьи Дель сразу восьми детей.

    «Сама процедура отобрания детей бесчеловечна, — заявила Кузнецова. — Мы должны внимательно разобраться во всех проблемных случаях, составить «дорожную карту» — как мы, защитники детей и семьи, будем действовать.

    Надо вести речь о выработке четкого алгоритма действий для тех, кто приходит проверять родные и приемные семьи и принимает решения о разлучении детей с мамой. Мы должны также выработать четкие критерии, исключающие возможность применения такой меры, как отобрание детей, по надуманным поводам (не так разложено белье, не тем одеялом укрыт). Надо задуматься и об алгоритме возвращения детей в семьи, попавшие под излишнюю придирчивость контролирующих органов».

    Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала, что главной проблемой школьного образования являются слишком слабые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

    «Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию.

    То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед и которая сейчас осуществляется, — наполнить стандарты», - заявила Васильева зимой 2017 года.

    По мнению министра, мешает также излишнее количество учебников, которые могут не соответствовать друг другу по содержанию: «В федеральном перечне их (учебников) сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года».

    Главными приоритетами государства в области социальной политики несомненно должна быть забота о будущем поколении. Изменения принятые президентом страны в плане социальной политики называют историческим событием. Одним из направлений в этом является Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» 64 . Следует отметить, что неоднократно поднимались вопросы о заботе детей со стороны государства. Начало этому положил Б.Н. Ельциным еще в 1995 году, который первым подписал Указ о создании программа под одноименным названием, которая стартовала в 2018 году. После Указа Б.Н. Ельцина об этой программе надолго забыли и лишь в 2012 году была запущена новая программа под названием «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» 65 .

    Следует отметить, что положительные результаты утвержденной стратегии все таки имеются, это в частности продление выдачи материнских сертификатов, создание реабилитационных центров, увеличение детских садов и новых школ, предоставление жилья молодым учителям в сельской местности, создание школ для одаренных детей, выдача грантов молодым ученым и т.д.

    Запущенная программа, по сути, должна быть продолжением предыдущей. В своем Указе Президент дал задание Правительству РФ, совместно с Министерствами образования и науки, а также Министерством Социальной защиты, Министерством труда и занятости и Министерством внутренних дел, Министерством культуры, разработать план мероприятий к этой программе, но дал слишком маленькие сроки, не более трех месяцев. Почему именно десятилетие, и почему такие небольшие сроки, и можно ли написать программу касающуюся будущего государства попробуем разобраться.

    На сегодняшний момент утвержден только План мероприятий до 2020 года 66 , по которому ряд министерств и ведомств должны внести предложения проводимых в рамках Десятилетия. То есть, пока как таковой программы нет, никаких конкретных решений нет, а после плана необходимо вносить предложения в Государственную думу по принятию новых законов или указов Президента, поэтому никаких революционных событий пока не произошло, финансирование заложено, а план может остаться нереализованным.

    Сам План Десятилетия разделен на одиннадцать разделов:

    1. Мероприятия, направленные на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей

    2. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры детства

    3. Мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни

    4 Мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей

    5. Мероприятия, направленные на культурное и физическое развитие детей

    6. Развитие системы детского отдыха и детского туризм

    7. Мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей

    8. Мероприятия, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства

    9. Мероприятия, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей

    10. Публичные мероприятия

    11. Организационные мероприятия

    Проанализировав первый раздел Десятилетия, в мероприятиях, направленных на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей мы видим, что в первых пунктах нет ничего кардинально нового, а подтверждаются принятые законы о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума, вторым пунктом идет уже принятое и известное на законодательном уровне продление действия выдачи материнского сертификата. В плане это звучит как подготовка предложений по продлению и развитию предложений материнского капитала, данные предложения должны быть представлены в третьем квартале 2018 года, которые должны представить четыре министерства: минтруд, минфин, минэконом развития, минстрой 67 .

    Третий пункт плана при его реализации был бы значительной помощью семьям, ожидающим ребенка. Направлен он на принятие списка товаров для новорожденного, который должен быть подарен каждой новоиспеченной матери. Такой вид социальной помощи начал действовать в столице с текущего года, и надо отдать должное мэру города Москвы, что это короб с приданым, из 46 предметов, который предназначен каждому новорожденному, не зависимо от того, в какой семье он родился, с достатком или в малообеспеченной. Согласно Плану Десятилетия, этот список, или как там обозначено, акция, должна быть разработана руководителями субъектов Российской Федерации совместно с ведущими производителями товаров для новорожденных. Скорее всего, мы снова столкнемся с тем, что данное благо уже отписано на финансирование субъектов, и подарки в регионах будут значительно отличаться, в зависимости от благосостояния региона. Да и в ближайшем будущем их мало кто получит, так как в плане это обозначено ни как обязательное социальное обеспечение, а как акция. А ведь акция может быть разовой, или для определенных лиц и т. д. Таким образом, от третьего пункта плана больших изменений ждать не стоит.

    Так же не обещает ничего нового, по крайне мере для нашей республик и четвертый пункт первого раздела. Он направлен на расширение масштабов оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта и его приоритизация в системе мер государственной поддержки. Ответственным исполнителем, как и предыдущем случае является органы исполнительной власти субъектов. То есть здесь так же зависит от финансового благосостояния субъекта.

    Остальные пункты раздела направлены на подготовку предложений о совершенствовании механизмов помощи многодетным малообеспеченным или молодым семьям, так же малообеспеченным в приобретении или строительстве жилья, или земельного участка. А так же последний пункт данного раздела, посвящен предложениям по усилению контроля за расходованием бюджетных средств.

    Второй раздел программы направлен на планирование мероприятий, по развитию инфраструктуры детства. Сюда включены направления, касающиеся и дошкольного, и общего среднего образования в плане доступной, современной образовательной среды. А так же направления касающиеся отдыха. Но пока только на стадии докладов, и которые должны быть выслушаны только в 4 квартале 2018 года. Ответственные за доклады Правительство РФ и министерство образования и науки.

    Другие направления инфраструктуры детства касаются развития сети дополнительного образования, одаренных детей и психологических центров, профессионального образования инвалидов.

    Третий раздел касается медицинской помощи детям и формирования основ здорового образа жизни. Самый конкретный пункт, запланированный в этом разделе на первый квартал текущего года, в виде ведомственного акта касается в приведение нормативно-правовой базы медицинской реабилитации детей в единое соответствие с современными процессами.

    И действительно это необходимо сделать, так как, не смотря на обязательное медицинское страхование и бесплатную медицинскую помощь, детям которым необходимо срочное медицинское вмешательство, а затем и постмедицинская реабилитация, не могут получить бесплатную помощь в нашем государстве, а вынуждены как говориться собирать деньги всем миром, через СМИ и т.д., и обращаться в платные клиники за рубежом.

    И еще один пункт, касается принятия Федерального закона о расширении календаря профилактических прививок, намечен на первый квартал 2019 года.

    Все остальные пункты плана выглядят в виде докладов, предложений, разарбтке пилотных проектов. Например, такие предложения как реконструкция детских поликлиник, строительстве перинатальных центров, мониторинг рождаемости и т.д

    Четвертый раздел программы предполагает большой объем работы именно в сфере процесса обучения, это мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей. Здесь предполагается разработать новые государственные образовательные стандарты. Создание не менее тридцати сетевых школ по направлению инновационного развития. Планируется разработать комплекс мероприятий по вовлечению детей в программы проектирования будущего и предпринимательства. Проведение различных конкурсов по типу «Worldscilss». Внедрение дополнительных уроков информатики, применение в преподавании информационных систем.

    На мой взгляд, недопустимо применять широко в системе образования методы проектирования, если посмотреть все учебники самой распространенной программы «Школа России», то начиная со второго класса детям необходимо создавать различные проекты. И задания выглядят так, используйте информацию интернет составьте проект «Мой город», «Моя семья», «Десятичные дроби» и т. д. Но ведь это попросту доклады, скаченные из интернет.

    Конкурс профессионального мастерства «Worldscilss», это очень хорошая идея. Но если взять Республику Мордовия, и профессиональные учебные заведения, которые готовят специалистов рабочих профессий, которые и должны участвовать в этом конкурсе, то это невозможно по причине того, что все эти заведения переведены на местный бюджет, и последние лет десять на материальную базу Республика не закладывала ни копейки. Так как можно обучать профессионалов технического уровня на устаревшем оборудовании. Роме того, государственных предприятий в Республике нет, так где студентам можно осваивать практические навыки. Да и подготовка и участие в «Worldscilss», удовольствие не из дешевых.

    Так же в этом разделе предлагается в школах ввести такой предмет, как «Семьеведение» или «Основы семейной жизни», только вот интересно, специалист в какой области должен преподавать такой предмет, и будет ли учитываться семейное положение этого специалиста.

    Пятый и шестой раздел схожи в своем направлении, они посвящены культурному и физическому развитию детей, и развитию системы детского отдыха и детского туризм

    К сожалению, все, что было утрачено в постсоветский период, в плане отдыха, теперь пытаются возродить. Так в программе предусмотрены направления поддержания проектов от частных инфраструктур по созданию оздоровительных центров, развития детско-юношеского туризма. Здесь так же ожидаются доклады, но ответственными в данном направлении являются субъекты Российской Федерации, поэтому предложений будет не много. Так как возродить детские оздоровительные базы отдыха или, тем более, построить их снова регионы просто не способны. Возьмем, например нашу Республику, только в Ичалковском районе существовало 4 детских лагеря, сейчас остался один «Орленок», который принадлежал и принадлежит ПАО «Электровыпрямитель». С момента существования лагеря до сегодняшнего дня там не построили ни одного нового здания, не сделали ремонт. По понятным причинам, завод не может вкладывать туда деньги, а Республике, по всей видимости этот балласт, в виде здоровья детей не нужен. Остальные три огромных лагеря просто исчезли, даже не осталось фундамента.

    К сожалению, в этом вопросе, все, что касается разработке программ по развитию туризма и отдыха, ответственными являются Минобрнауки России Минкультуры РоссииРостуризм Минпромторг России, а что касается финансирования, то органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Понятно, что с такой политикой все останется на прежнем уровне. Необходимо разделить с учетом благосостояния субъекта Российской Федерации. Если регион ничего не производит и не добывает полезные ископаемы, откуда найдутся средства на базы отдыха, а привлечение частных лиц приведет к огромной стоимости отдыха, в результате большинство семей не смогут отправить ребенка на базу отдыха.

    Седьмой раздел посвящен создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей в информационном пространстве. В этом разделе впервые на законодательном уровне, пусть пока и на уровне предложений затронули интернет пространство, которое с каждым днем занимает все большее место в жизни детей и подростков. Это и образовательный процесс, и творчество, и общение. Но все чаше интернет играет отрицательную роль в неокрепшей психики подростков.

    Поэтому Министерство Внутренних дел предлагает принять закон о возможности моментальной блокировки доступа к сайту, где первоначально усматривается пропаганда суицидального поведения, склонение к суицидам несовершеннолетних, допроцедуры проведения экспертизы, с возможностью возобновления доступа к сайту в случае непризнания размещенной на нем продукции. А также, беспрепятственно получать информацию от интернет-провайдеров о пользователях социальных сетей, не в рамках уголовного дела, когда уже предотвратить преступление зачастую поздно, а в рамках любой проверки, до возбуждения уголовного дела. Кроме того, по мнению МВД назрела необходимость срочно внести в Уголовный Кодекс дополнительные статьи об ответственности за распространении недостоверной информации в сети интернет.

    Восьмой раздел предусматривает мероприятия, касающиеся равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. То есть детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И действительно, следует кнкретно подойти к решению данного вопроса, так как все больше и больше случаев криминального характера происходит с детьми, которые попадают в приемные семьи. Остро назрел вопрос пересмотра некоторых законодательных актов, что и было отражено в данном разделе. Так предусмотрено внести изменения в Семейный кодекс в части конкретизации понятия «детское насилие», «жестокое обращение».

    В Административный кодекс, по части применения и ужесточения системы административных мер воздействия и наказания в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей приемными семьями.

    В Налоговый кодекс, в части предоставления налоговых льгот для приемных семей, многодетных приемных семей, семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.

    Широко развернут вопрос по созданию единой системы органов опеки и попечительства, а так же профессиональных служб поддержки для приемных семей и контроль над ними.

    Много мероприятий, по разработке положений в части жилищного вопроса для детей сирот. Это увеличение средств на предоставления жилья детям сиротам в возрасте до 23 лет. Проработка вопроса по предоставлению не только жилья, но и субсидий из числа детей – сирот.

    Девятый раздел посвящен мероприятиям, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей. Здесь широко уделен вопрос работы специальных служб с подростками. А в частности создание дополнительных психологических центров по работе с подростками и родителями, обязательные телефоны доверия. Разработка программы социальных служб по предотвращению суицида. Введение в образовательных заведениях дополнительных уроков психологии. Создание психологических служб в школах, а также в профессиональных учебных заведениях.

    Действительно это необходимо, но образовательные заведения финансируются из местного бюджета, и снова вопрос упирается в деньги. Большинство учебных заведений нашей Республики не имеет в штате психолога.

    Десятый и одиннадцатый разделы носит организационный характер реализации данной программы.

    Таким образом, план мероприятий говорит о многих направлениях, уже закрепленных на законодательном уровне. Направления затронуты в качестве дополнительного образования, дошкольного образования, создание центров, учебно-методических организаций пока запланировано на уровне предложений или докладов, которые должны быть представлены в период с 2019-2020 годы.

    Так же не изменилось процентное соотношение между субъектами и федеральным бюджетом в плане финансирования социальной сферы. Зачастую субъект не может финансировать образование, медицину. Ведь даже на Федеральном уровне при распределении бюджета, на последнем месте стоит образование и культура. И такие хорошие блага как подарки новорожденным предусмотрены в плане не как обязательная помощь в каждом регионе, а как акция.

    Таким образом, Программа «Десятилетия детства» имеет много положительных моментов, но назвать ее глобальной в изменении социальной политики нельзя.

    Во-первых, необходимо было учесть положительные моменты предыдущей программы.

    Во-вторых, Программа не содержит единой стратегической концепции улучшения социальной политики, а лишь отраслевые направления, зачастую не соотносимые между собой. Она стала неким отражением видения социальной политики различных, не связанных между собой ведомств, поэтому и получилось, что каждое министерство предложило самое лучшее, но оно с друг другом не состыковывается. Например, Министерство здравоохранения бьет тревогу, в отношении ухудшения здоровья детей, из-за непосильной нагрузки в образовательных учреждений и чрезмерного использования мобильных средств, что привело к снижению зрения почти у 70% школьников. А Министерство образования, в свою очередь делает акцент на использование в обучении только электронных учебников, мобильной связи и дополнительных уроков не физической культуры, а информатики.

    В-третьих, необходимо было провести дополнительное обсуждение Программы родителей, представителей школ, детских садов, профессиональных учебных заведений, медицинских работников, представителей из регионов и т.д.

    Публикации, 10:00 02.08.2017

    "Чтобы дети были счастливы". Анна Кузнецова о задачах Десятилетия детства

    Контекст

    Гармония всего мира не стоит слезинки одного ребенка, считал Иван Карамазов. Да, не стоит. Вот только огромная доля этих слез льётся не по вине каких-то немыслимых обстоятельств непреодолимой силы, а по вполне очевидным причинам. И мы эти слова должны адресовать прежде всего самим себе. Ведь по большому счёту нет счастья в мире, где несчастливы дети. А счастье детей - это и есть счастье всего мира, счастье целой страны или счастье одной семьи.

    Поэтому, когда меня спрашивают, а в чём состоит задача Десятилетия детства, объявленного Президентом, я не сомневаюсь в ответе. Задача Десятилетия - это счастье детей России, а значит - счастливая страна в целом.

    Конечно, эта задача кажется слишком огромной и невыполнимой. "А как сделать так, чтобы не бояться больших задач?" - спросила я участников форума "Территория смыслов" и тут же получила верный ответ: "Разбить на маленькие задачи". План Десятилетия детства, обсуждение предварительного варианта которого началось на этой неделе, и есть та самая разбивка большой задачи на маленькие достижимые цели.

    Немного о том, как составлялся этот план и какое участие в этой работе приняли уполномоченные по правам ребёнка.

    Итак, Президент Владимир Путин своим Указом объявил 2018-2027 годы Десятилетия детства в России. Указ был подписан 29 мая, и, пожалуй, лучшего президентского подарка к Международному дню защиты детей нельзя было и придумать. Мы встретились с главой государства буквально через два дня, 31 мая, и, конечно, я поблагодарила его за это решение. Но вместе с тем, не могла не обратиться с важнейшей, на мой взгляд, просьбой - посодействовать широкому общественному обсуждению будущей программы. Повторюсь - тема детства касается каждого, потому что каждого касается тема будущего своей страны. Десятилетие детства как раз и даёт нам возможность создать образ этого будущего, точнее, - сделать всё, чтобы этот образ был светлым, уверенным, надёжным. Важно, чтобы каждый мог внести свою лепту в его создание, чтобы были учтены самые разные мнения и приняты самые конструктивные предложения.

    Только при этом нельзя забывать о трёх правилах:

    Правило первое - преемственность. Любое государственное решение должно быть последовательным и преемственным. Оно не может перечёркивать то, что уже принято и реализуется. Составляя план проведения Десятилетия детства, мы должны взять всё лучшее, что было в Национальной стратегии действий в интересах детей. Но при этом, конечно, сделать выводы из её отрицательных моментов, в частности, - избежать заведомой невыполнимости отдельных пунктов.

    Отсюда правило второе - исполнимость. Документ не должен оставаться просто документом, любой его пункт должен быть реализуем.

    И, наконец, правило третье - ощутимость. Каждый должен почувствовать действие этой программы на себе, Десятилетие детства должно дать ощутимый эффект для каждой семьи и каждого ребёнка.

    "Начни с себя. Просто бери и делай", - вот ещё один совет, который я давала на "Территории смыслов". И обсуждение Десятилетия детства тоже начала, можно сказать, с себя - с института уполномоченных по правам ребёнка. Предложения генерировались Общественным и Экспертными советами при Уполномоченном, дискуссии велись в рабочих группах при Общественном совете. Но вот что ещё важно. Россия - страна "от югов до снегов", у нас 85 регионов, и каждый - со своими особенностями, со своей историей и традициями. Обсуждать программу, касающуюся всей страны, невозможно без учёта мнений регионов, поэтому о своих предложениях мы попросили высказаться уполномоченных в субъектах, обсудить их на окружных совещаниях, а здесь, в Москве, собрали президиум Координационного совета уполномоченных - координаторы со всех восьми федеральных округов представили свои уже обобщённые идеи. И в эти же дни на площадке Общественной палаты прошёл форум Ассоциации организаций в защиту семьи, где программу Десятилетия детства обсуждали общественники.

    И вот предварительные итоги. Более 30 предложений детских омбудсменов включено в предварительный план мероприятий в рамках Десятилетия детства, аккумулированный Министерством труда и социальной защиты РФ. И каждое предложение отвечает на один и тот же вопрос: что нужно сделать для того, чтобы дети были счастливы? С одним лишь уточнением: а какие именно дети?

    Если мы говорим о детях из многодетных семей, то им посвящены предложения по расширению комплекса мер социальной поддержки. Если мы говорим о детях-школьниках, то для них - инициативы о бесплатном питании, о расширении перечня бесплатных курсов и кружков, если о дошкольниках - развитие ясельных групп и внедрение института "сертифицированных" нянь. Если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья - то здесь предложен целый ряд мер по совершенствованию системы реабилитации, по развитию паллиативной помощи. Говорим о подростках? Значит, задумываемся об информационной безопасности, о профилактике антисоциального поведения. Думаем о сиротах? Значит, совершенствуем работу органов опеки и попечительства, развиваем систему постинтернатного сопровождения. Не дай бог, несовершеннолетний совершил преступление - заботимся о том, чтобы колония была местом не столько наказания, сколько воспитания и образования. И так далее - на сайте deti.gov.ru о своих инициативах мы рассказали подробнее.

    Конечно, есть и предложения, которые касаются детей в целом. Например, по летнему отдыху - здесь как раз и стоит задача, чтобы правом на его получение мог воспользоваться каждый ребёнок, вне зависимости от своего социального статуса или от статуса его родителей. А есть и такие инициативы, которые направлены вообще на будущие поколения, на детей детей, на предотвращение конфликтов и несчастий в будущих семьях, где появятся свои дети. Это, например, предложения по распространению курсов основ семейной жизни. Уроки семейного счастья - так я их называю.

    Будут ли ещё предложения? Конечно, будут. План и предварительный, и касается лишь первого периода Десятилетия - до 2020 года. Работа не останавливается.