Рейнгольд морицевич глиэр биография. Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…” Работа в Киевской консерватории

Рейнгольд морицевич глиэр биография. Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…” Работа в Киевской консерватории

“Композитор должен очень много знать и очень много уметь. Я не мог видеть, чтобы кто-нибудь работал больше меня”, – говорил Рейнгольд Глиэр.

Глубочайшее постижение основ мастерства, изучение опыта предшественников, широкие познания в области культуры, истории, философии – вот, как считал Глиэр, необходимые предпосылки для того, чтобы из талантливого человека вырос мастер, художник. А это значит – нужно много и самозабвенно трудиться.

Отец, переселившийся в Киев из немецкого городка Клингенталь, владел мастерской медных духовых инструментов, громко именовавшейся «фабрикой духовых инструментов». Мать композитора – Юзефа (Жозефина Викентьевна) была образованной, начитанной женщиной.

В семье, кроме будущего композитора, росли еще трое детей – его любимая сестра Цеся (Цецилия) и два брата – Карл и Мориц.

Жозефина Викентьевна обучила своих детей не только русскому, но и своему родному польскому языку. И когда взрослые сыновья разъехались из родного дома, она переписывалась с ними только по-польски, особенно нежные письма отправляя своему «дорогому Гольдичку».

«Я передать вам даже не могу, сколько поэзии, сколько спокойного счастья и радости прилетало тогда в нашу комнату»,

– вспоминал Глиэр о детских годах.

В те годы его неудержимо влекла музыка, он радовался каждому посетителю мастерской, ибо знал, что услышит голоса каких-нибудь инструментов, а если будут долго играть, то погрузится в завораживающий мир звуков. Разговоры же о том, что он тоже хочет научиться играть, не вызывали радости у взрослых: в доме нужен был умелец, способный мастерить и настраивать инструменты, а не артист, исполнитель.

“Тяжело было учиться, когда родные были против того, чтобы я сделался „музыкантом”, и когда не было ни учителей хороших, ни средств брать уроки даже у посредственных музыкантов…»

Впервые мальчик взял в руки скрипку и смычок, когда ему шел одиннадцатый год.

«Я сам себе отыскивал учителей, которые со мной занимались по большей части даром».

К четырнадцатилетнему возрасту композитора относятся его первые творческие опыты. Это были пьески для фортепиано, затем для скрипки или виолончели с фортепиано. Тогда Гольдик был уже в четвертом классе гимназии, которую начал посещать в 1885 году.

Увлекаясь музыкой все больше и больше, в 1891 году он поступил еще и в Киевское музыкальное училище, где преподавателями его стали по классу скрипки Отакар Шевчик, по музыкально-теоретическим предметам – ученик Николая Римского-Корсакова Евгений Августович Рыб.

21 и 22 декабря 1891 года, для проведения авторских концертов, в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. Организовывало концерты Русское музыкальное общество (РМО), в ведении которого находилось и Киевское музыкальное училище. Среди счастливцев, получивших пропуск на сцену за кулисы, оказался и новичок училища Рейнгольд Глиэр.

«Когда Чайковский прошел мимо меня, и я увидел перед собой лицо, так хорошо знакомое мне по многочисленным портретам, я невольно поклонился, и Чайковский с улыбкой ответил на мой поклон. Эта безмолвная – единственная – встреча оставила глубокий след…»

Концерт был настоящим праздником для юноши.

«Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь»,

– так сам композитор определил роль этого концерта в его жизни.

В конце лета 1894 года молодой музыкант отправился в Москву, поступать в Московскую консерваторию.

Среди экзаменаторов Глиэр рассчитывал встретить Сергея Ивановича Танеева, у которого он больше всего хотел учиться, или Антона Степановича Аренского, но их не оказалось. Огорчившись, он решил не показывать свои сочинения, привезенные из Киева, хотя среди присутствовавших был Николай Дмитриевич Кашкин, о котором слышал много хорошего. Экзамен прошел благополучно, и Рейнгольд Глиэр был зачислен в класс молодого скрипача Николая Соколовского (от которого, правда, вскоре перешел к знаменитому Яну Гржимали).

В Московской консерватории ему надлежало посещать занятия по гармонии у Аренского, хотя сам Глиэр мечтал попасть к Танееву. Общение с Аренским принесло большую пользу Глиэру. Аренский, сам талантливый композитор, во время скучных разборов, когда приходилось оперировать сугубо профессиональными терминами, умел будоражить творческую мысль. Глиэр рассказывал:

«Помню, как однажды он, сыграв одну из моих классных прелюдий, серьезно посмотрел на меня и спросил: „Вы что, влюблены?” Он искал даже в наших школьных работах выражения живых чувств».

Глиэр делал заметные успехи. Так, уже в первые консерваторские годы, Глиэр вошел в среду московских музыкантов общепризнанным главой, наставником и «музыкальной совестью» которых был Сергей Иванович Танеев, а кумирами-Скрябин и Рахманинов. Особенно Рахманинов – простой, скромный, немного угрюмый и замкнутый внешне, но бесконечно обаятельный. Обладая чувством юмора, как отметил Глиэр, Сережа Рахманинов любил веселую шутку, любил, когда вокруг него звучал непринужденный смех.

«Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано»,

Вспоминал Глиэр.

Потом велись долгие, интереснейшие беседы о музыке – Глиэр показывал Сергею Васильевичу свои сочинения и выслушивали советы, замечания, порой, по словам Глиэра, очень критические.

Сдав экзамены по гармонии, Рейнгольд Глиэр поступил, наконец, в класс к Танееву, который в те годы преподавал только строгий стиль и фугу. Иногда Танеев сажал возле себя ученика и предлагал играть с ним в четыре руки (что в транскрипции иных потом звучало так: «Мы с Танеевым музицировали»). Будучи художественной натурой, во многом не сходной с Чайковским, Танеев, однако, в области форм придерживался такой же совершенной ясности, идущей от классиков (в частности, от Моцарта), как и Чайковский. Эту максимальную ясность формы, стройность произведения усвоил от Танеева и Глиэр.

Под влиянием своих наставников Глиэр обратился к сборникам русских народных песен М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Ю. Н. Мельгунова и начал делать обработки некоторых из них. Возраставший интерес к народному творчеству, естественно, отразился и на сочинениях Глиэра консерваторской поры. Список их открывает Первый струнный секстет (для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей), написанный в 1898 году и посвященный наставнику и учителю С. И. Танееву.

Уже тогда Глиэр, постоянно общаясь с музыкантами, слушая много новой музыки, достаточно хорошо знал о различных «звуковых экспериментах», о стремлении некоторых композиторов к нарочитой сложности, изысканности художественных образов. Однако он без колебания определил, что путь к этой сложности - не для него, хотя вовсе не казался ему трудным. Кроме того, Глиэр считал, что музыка непременно должна быть оптимистичной, должна радовать людей, вселять бодрость, надежды.

Консерваторские годы омрачили три смерти близких ему людей: вслед за кончиной деда, в 1896 году умер отец композитора, а в 1899, оставив трех маленьких детей, трагически погибла любимая сестра Цеся, с которой были связаны все светлые воспоминания детства. Первый струнный квартет (Ля мажор, ор. 2), последовавший за секстетом, писался в год гибели сестры, однако в нем нет и следа тех горьких переживаний, во власти которых был автор. Почти одновременно с квартетом сочинялся и Октет (Ре мажор, ор. 5) для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей.

В 1900 году Рейнгольд Глиэр окончил Московскую консерваторию с золотой медалью (в качестве экзаменационного сочинения Рейнгольд Морицевич представил одноактную ораторию «Земля и небо» по Дж. Байрону). Имя его было высечено на мраморной доске, висящей у входа в Малый зал консерватории, на которой уже блистали имена Танеева, Рахманинова, Скрябина…

В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат – Третья симфония “Илья Муромец” (1911), о которой Леопольд Стоковский писал автору:

“Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре – музыку, которая выражает силу русского народа”.


Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 года он вел класс гармонии и энциклопедии (расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Николаем Мясковским.

В стенах школы Гнесиных Глиэр встретил девушку, которую полюбил нежно и на всю жизнь. Звали ее Мария Робертовна Ренквист, она играла на фортепиано, изучала теорию и пробовала сочинять. 21 апреля 1904 года Мария Ренквист стала женой Глиэра.

В июне 1905 года у композитора появились на свет две дочери-близнецы Нина и Лия. Несмотря на это, а может быть, именно поэтому (Лия была очень слабенькой и все время болела) Глиэр с семьей в начале зимы уехал в Германию, договорившись с Александром Гречаниновым, что на время его отсутствия тот будет вести у Гнесиных уроки по гармонии.

За рубежом Глиэр не переставал сочинять фортепианные миниатюры по просьбе Евгении Фабиановны Гнесиной и сразу отсылал ей в Москву. По поводу «Двенадцати детских пьес» Евгения Фабиановна писала 8 октября 1907 года Глиэру в Берлин:

«Этому opus’y предстоит популярность, и в частности он получит громадное распространение в нашей школе».

Имея доказательства творческой активности Глиэра, получая вести о его успехах за рубежом, Евгения Фабиановна писала:

«Я хочу надеяться, что Вы не порвете связи со школой, не утратите интереса к ней и останетесь почетным членом нашего маленького товарищества и нашим любимым другом».

В Москву доходили сведения о множившихся исполнениях камерных сочинений Рейнгольда Морицевича. Так, 4 января 1906 года в Америке (в одном концерте с произведениями Гайдна и Дворжака) впервые был сыгран Первый квартет Глиэра. Звучала его музыка во многих городах Германии, в Англии. Берлинские концерты в феврале и марте 1907 года, проходившие в Бетховенском зале, особенно широко отмечались прессой. В одном исполнялся Первый квартет, в другом – Второй квартет и Третий секстет, а также романсы (их пела певица, специально приглашенная Кусевицким из Парижа) и фортепианные пьесы – прелюдии и мазурка, блестяще сыгранные Леопольдом Годовским. Певице Глиэр аккомпанировал сам.

В 1913 году Рейнгольд Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Узнав об этом событии, сын издателя Б. П. Юргенсон писал композитору:

“За самую консерваторию можно во всяком случае порадоваться – в лице Вашем ее судьба в верных руках!”

Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Лев Ревуцкий, Борис Лятошинский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов – Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова. Зная доброе сердце Танеева, Глиэр писал ему:

«Может быть, Вы не откажетесь выступить в этом полугодии… Я, да и все киевские музыканты были бы очень счастливы увидеть и услышать Вас в Киеве. Я лично очень желал бы с Вами повидаться, посоветоваться, поговорить о консерваторских делах»

В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 года вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин…

“Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым”,

– писал Сергей Прокофьев.

Помимо педагогической, развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или даже рассказывал сказки, импровизируя на рояле.


Балет “Красный мак”. В роли Тао Хоа – Галина Уланова

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет “Красный мак”, поставленный в Большом театре в 1927 году. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Спектакль Большого театра был удостоен Государственной премии. Он пользовался таким успехом, что его показывали даже в помещении Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, вмещавшего девять тысяч зрителей. В передовой статье газета «Советский артист» утверждала:

«Балет “Красный мак” можно смело назвать произведением советской классики».

В новой постановке Большого театра, осуществленной Леонидом Лавровским, роль Тао Хоа исполняли Галина Уланова и Ольга Лепешинская, в Ленинграде - Наталья Дудинская.

В 1930 году легендарный американский импресарио и продюсер Сол Юрок, который определял атмосферу культурной жизни США, несколько раз приглашал в Америку Рейнгольда Морицевича – как пианиста и дирижера, исполняющего свои сочинения и предлагал организовать восьминедельное турне по Северной Америке и Канаде:

«Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки»

В 1935 году, в год шестидесятилетия Глиэра, ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Война, вторгшаяся на нашу землю 22 июня 1941 года, нарушила мирную созидательную жизнь страны и подвергла ее народы тяжелейшим испытаниям.

«Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…»

В годы войны Глиэр возвращается к своему любимому камерно-инструментальному жанру и пополняет список сочинений Четвертым струнным квартетом (1943), отмеченным Государственной премией первой степени. Произведение это бесспорно можно отнести к числу выдающихся достижений композитора.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, написан в пору жесточайших боев, слез и страданий (1942 – 1943 год). Композитор, ютившийся в эвакуации с семьей в одной комнате и для работы располагавшим лишь инструментом, стоявшим в столовой Союза композиторов Свердловска, воспевает радость жизни и полноту человеческих чувств! Среди произведений композитора, большая часть которых отмечена поэзией и лиризмом, этот концерт, пожалуй, самое искреннее, проникновенное и задушевное.

В послевоенные годы в образе жизни Глиэра не было заметно перемен – он так же напряженно концертировал, встречался со слушателями. Была закончена музыка к пьесе Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», поставленной в студии имени К. С. Станиславского, Концерты для виолончели (1946), для валторны (1951), скрипки (1956), балеты “Медный всадник”, ” Тарас Бульба”.

Наступил 1956 год. Глиэр в четвертый раз принялся переделывать партитуру «Красного мака» с целью показать еще более выразительно активную, героическую роль народа в развитии сюжета. Дописаны были новые танцы, дополнительные номера. В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. Поглощенный этой работой Глиэр заново переживал все связанное с рождением балета и с благодарностью вспоминал всех ему помогавших. В первую очередь, Екатерину Гельцер. В начале 1955 года он писал:

“Искренне благодарю… за все то, что я получил от Вас как от великой артистки, работая с Вами над “Эсмеральдой” и “Красным маком”.

В мае 1956 года Глиэр дал несколько концертов в Кишиневе и в Одессе – в программу входили две сюиты из балетов «Тарас Бульба» и «Дочь Кастилии» и Концерт для арфы с оркестром, сольную партию которого великолепно играла Вера Дулова. 22 мая Рейнгольд Морицевич присутствовал на генеральной репетиции и первом спектакле «Медного всадника» и чувствовал себя очень усталым. Даже пожаловался своему старому приятелю одесскому врачу А. М. Сигалу на неприятные ощущения в области сердца.

30 мая Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и, превозмогая боль в пояснице, вышел на эстраду с дирижерской палочкой в руках. Концерт в городском Доме учителя, в программу которого входили увертюра на славянские темы, баллада из оперы «Шахсенем», сюита из балета «Красный мак», романсы («О, если б грусть моя», «Мы плыли с тобой») с оркестром и фрагменты из «Медного всадника», стал последним публичным выступлением Глиэра.

В ночь с 3 на 4 июня тяжелый сердечный приступ уложил его в постель. Он позволил вызвать врачей, покорно принимал предписанные лекарства. Но однажды ночью, когда Нина пошла посмотреть, как спит отец, она увидела его стоящим на коленях на кровати, а перед ним на подушке была разложена корректура сюиты последнего балета, которую он правил.

«Я обещал завтра к утру закончить корректуру, иначе я подведу издательство. Я не могу обманывать»,

Пояснил он кротко дочери.

На пюпитре рояля остался лист нотной бумаги, первая страница которого была почти до конца заполнена карандашным эскизом с надписью на верху «Квартет V». Когда еще перед болезнью друзья говорили Рейнгольду Морицевичу, что ему необходимо отдохнуть, он, указывая на этот набросок, отвечал: «Вот за этим и отдохну».

“…Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед…”,

– такие слова Глиэр написал в конце жизненного пути. Ими он руководствовался всю свою жизнь.

сайт, из разных источников


Композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич известен в мире музыки как основатель советского балета. Предки композитора по линии матери и отца посвятили свои жизни музыке, были непревзойденными мастерами музыкальных инструментов, известных во многих странах Европы. Однако Рейнгольд выбрал другую стезю. Он стал известным композитором, произведения которого звучат во многих театрах мира.

Краткая биография композитора

Глиэр родился 30 декабря 1874 г. по старому стилю, и был третьим ребенком из четверых в семье. Его отец Мориц-Эрнест Глиэр был подданным Саксонии. Следует отметить, что корни династии музыкальных мастеров уходили в Германию. Отец Рейнгольда купил в Киеве участок земли на улице Бассейной и выстроил небольшой дом с мастерской - музыкальной фабрикой Глиэров. Именно здесь прошли детские годы Рейнгольда, его сестры и двух братьев. Рейнгольд буквально пропадал в мастерской отца. Он любил слушать голоса инструментов, которые приносили в ремонт.

Первое музыкальное образование Глиэр получил в Киевском музыкальном училище, а первые произведения начал писать в 14 лет. Это были небольшие пьесы для фортепиано и скрипки. Огромное впечатление на юное дарование произвели гастроли Петра Чайковского, которые проходили в декабре 1891 года в Киеве.

Впервые в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа... Этот сложный комплекс впечатлений и явился последним толчком, что решил мою долю.

Дальнейшая учеба

Очередная веха в биографии композитора Глиэра - 1894 год. Он поступает в Московскую консерваторию вопреки воле родных, которые его видели никем иным, как музыкальным мастером. Работал неутомимо и настойчиво: кроме выполнения учебной программы, самостоятельно изучал произведения известных композиторов, музыкальный фольклор разных народов, французский язык. Немецкий и польский языки знал в совершенстве благодаря родителям. Национальность композитора Глиэра, если считать по матери - поляк, а по отцу - немец.

Глиэр стал известным в музыкальных кругах после исполнения Первой симфонии, а за Первый струнный секстет получил самую престижную тогда премию им. М. Глинки.

Учась в Москве, Глиэр каждое лето жил в Киеве, преимущественно на даче в Святошино.

Ежегодные летние выезды семьи в деревню под Киевом, где, казалось, сам воздух звенел песнями, сдружили меня с богатейшим фольклором Украины, обогатили глубокими, незабываемыми впечатлениями. Это была стихийная сила народного искусства, невольно овладевала моим сознанием, формировала мои музыкальные представления.

Окончание консерватории

Консерваторию Рейнгольд Глиэр закончил с золотой медалью. С 1901 года занимался преподавательской деятельностью. В Музыкальной школе сестер Гнесиных вел занятия по гармонии. В 1904 женился на своей ученице, шведке Марии Ренквист. В семье супругов родилось пятеро детей.

Собственно, по окончании консерватории в течение десяти лет длился творческий взлет Глиэра-композитора. Произведения его исполняют в США и многих странах Европы, на престижных «Рубинштейновских обедах» и «Беляевских пятницах». Шедевры Глиэра, как лучшие музыкальные произведения, получают премии им. М. Глинки. Премьера его симфонии «Илья Муромец», состоявшаяся в 1912 г. в Московской консерватории, стала настоящей сенсацией для музыкального мира.

Глиэр писал в то время:

Я страстно спешу, так как боюсь, что скоро начнется (кончится?) весна моей жизни, а я буду говорить в своей музыке вовсе не то, что делается в душе.

Работа в Киевской консерватории

Рейнгольда Глиэра в 1913 году приглашают в Киевскую консерваторию на должность профессора класса композиции, год спустя он становится ректором учреждения. В течение семи лет Глиэр превратил Киев в один из ведущих концертных городов тогдашней империи. Здесь гастролировали Рахманинов, С. Прокофьев, О. Гречанинов.

Оперная студия Консерватории под руководством Р. Глиэра с успехом ставила "Свадьбу Фигаро" Россини, "Бориса Годунова" других известных композиторов. Глиэр был любимым педагогом Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского.

Большое внимание уделяет Р. Глиер украинскому музыкальному фольклору. Для его произведений характерны теплота и искренность. Его музыка одновременно привлекает изяществом гармонии, ясностью и слаженностью форм.

Годы революции в жизни Глиэра

Не лучшие времена наступили, когда большевики, захватив Киев, начали отбирать жилье у преподавателей консерватории, принудительно мобилизовывать студентов в армию, а само помещение консерватории попытались реквизировать. Рискуя жизнью, ректор Глиэр отстоял и родное учебное заведение, и права своих коллег, и учеников - даже добился для них продовольственных пайков.

В конце 1920 г. Глиэр переехал в Москву. Здесь в течение 20 лет преподавал композицию в консерватории, подготовил целую плеяду талантливых музыкантов, среди них А. Хачатурян, Давыденко, Л. Книппер.

Последние годы жизни

Его творчество и в последние годы жизни вдохновляет Украина. Накануне 125-летия композитор завершает создание симфонической поэмы "Заповіт". В Концерте для арфы с оркестром, посвященном всемирно известной арфистке К. Ердели, и в Торжественной увертюре звучат украинские мотивы. В последние годы жизни композитор Глиэр работает над балетом «Тарас Бульба».

Композитор постоянно возвращается к родной земле не только мысленно. Довольно часто в довоенные годы проходят концерты в Киеве, Харькове и Одессе.

В 1941 году Глиэр удостоен звания доктор искусствоведения.

Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…

В 1943 году Глиэром написан его знаменитый Четвертый струнный квартет. В активе композитора Глиэра более 500 произведений, в том числе 5 опер, 7 балетов, более 20 симфонических произведений.

В послевоенные годы жизни композитор выступает, пишет музыку к "Медному всаднику" и "Тарасу Бульбе".

В первых числах июня 1956 года у Глиэра произошел сердечный приступ. Ему запретили, хотя бы на время, нагружать себя, но он не мог просто лежать, и когда родственники не видели, он продолжал работать. Но сердце не выдержало нагрузки, 23 июня 1956 ушел из жизни великий композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич.

В Киеве именем Рейнгольда Глиэра названо музыкальное училище, где начиналась его творческая биография, и к развитию которого он приложил большие усилия.

1875-1956

Рейнгольд Глиэр родился 30 декабря (11 или 12 января) 1875 года в семье мастера по духовым музыкальным инструментам Морица Глиэра. Его дед и отец имели свою мастерскую. В семье росли еще два брата и сестра - все были музыкально одаренными. Но скрипку Рейнгольд взял в руки только в одиннадцать лет.

Его мать Жозефина Викентиевна была душой трудно живущего дома. "Если бы не любовь матери, которая грела нас, как лучи весеннего солнца, эта жизнь могла бы совсем исковеркать мою душа, - писал Глиэр. - Я все оставлял в себе, и тяжесть все увеличивалась..."

В 1885 году Рейнгольд поступил в гимназию, где музыка, и особенно композиция, затмевали все предпочтения. В 14 лет он сочинял уже пьесы для фортепиано, скрипки или виолончели с фортепиано: сестра Цеся играла на фортепиано, брат Мориц - на виолончели. В 16 лет Рейнгольд поступил в Киевское музыкальное училище. Его преподавателем по классу скрипки был Отакар Шевчик, который воспитывал в своих учениках умение и желание сознательно слушать, изучать музыку, наслаждаться ею.

В 1891 году он поступил в музыкальное училище, хотя родственники не приветствовали его желание стать профессиональным музыкантом.Рейнгольд Глиэр самостоятельно принял решение о поступлении в Московскую консерваторию. Летом 1894 года он переехал в Москву. Учился у Аренского, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Ипполитова-Иванова и других.

Он много работал. 27 ноября 1905 года за "Первый секстет" Глиэр получил престижную Глинкинскую премию.

В 1901-м молодого композитора пригласили преподавать в свою школу сестры Гнесины. Там в 1901 году Рейнгольд встретил Марию Ренквист, любовь к которой пронес через всю свою долгую жизнь. В апреле они стали супругами.

С 1901-го по 1913-й год Глиэр попробовал себя почти во всех музыкальных жанрах. В 1913 году Глиэр вернулся из Москвы в Киеве в качестве профессора консерватории по классу композиции, а через год был единодушно избран ректором Киевской консерватории. В этой должности он проработал до 1920 года. Он сумел собрать вокруг себя блестящих музыкантов-преподавателей.

В 1915 году в Киеве он знакомится с азербайджанской оперной певицей Шовкат Мамедовой, которая познакомила его с азербайджанской народной музыке.

Осенью 1917 года под управлением Глиэра в Киеве впервые прозвучал Первый фортепианный концерт любимо ученика Рейнгольда Морицевича Сергея Прокофьева. За роялем был сам автор. Благодарные слушатели преподнесли Глиэру уникальный серебряный кубок с надписью "Илье Муромцу русского искусства".

В 1920 году Глиєр вновь переехал в Москву, занял место профессора уже Московской консерватории.

Сочинительство занимало все свободное от преподавания время. Композитора Рейгольда Морицевича Глиэра по праву можно назвать интернационалистом.

По приглашению правительства Азербайджана с августа 1923 и до 1924 года Рейгольд Морисович жил в Баку. Здесь На истинно народном материале, рождалась опера "Шахсэнэм", премьера которой на русском языке состоялась 17 марта 1927 года, а на азербайджанском 4 мая 1934 года в Баку. Партию Шахсэнэм во второй редакции исполняла Шовкет Мамедова. "Только живя среди народа, слушая изо дня в день народную музыку, можно проникнуться истинным духом национального искусства", - писал Рейнгольд Морицевич в статье "Народ - великий учитель".

Шевкет-ханум уже начинает рассказывать о своей дружбе с Глиэром. Эта дружба зародилась в годы ее учебы в Киеве. В эти годы Шевкет-ханум уже была замужем за Я. И. Любарским. Глиэр был их семейным другом, заходил к ним пить чай, музицировал, гармонизовал несколько азербайджанских песен, и однажды Шевкет-ханум сказала ему: "Вскоре у нас в Азербайджане будет советская власть, тогда Вы приезжайте к нам писать оперу." - Глиэр удивился: «Но я же не знаю вашу музыку...» - "Вы ее прекрасно чувствуете, - ответила я, сославшись на его гармонизации, - вы ее любите, и вы ее легко освоите."

Просто диву даешься, Шевкет-ханум! В Баку еще нет советской власти, Шевкет - еще никому не известная студентка в Киеве, но она уже договаривается с Глиэром о будущем музыкальном строительстве нового Азербайджана! Сейчас, когда все это уже давно стало явью, Шевкет-ханум не выглядит такой уж фантазеркой. Скорее она выглядит рационально и масштабно мыслящим деятелем культуры уже с самых молодых своих лет. И человеком, умеющим добиваться поставленной цели. Действительно, вскоре после установления советской власти, по ее инициативе Глиэр был приглашен в Азербайджан. ....

Я очень многим обязана Глиэру. Думаю, что и вся наша музыка ему обязана. Вы знаете, оперу «Шах Сенем» он посвятил мне. Обычно композиторы посвящают кому-то песни, романсы, а оперы - никогда. Но Глиэр сделал это. Я ему очень благодарна.

В 1925 году дирекция Большого театра объявила конкурс на создание современного советского балета. Музыку к балету "Красный мак" написал Рейнгольд Глиэр. Композитор с честью выполнил исключительно трудное задание, погрузившись в специфику китайских традиций. Всемирно известное "Яблочко", знаменитый матросский танец, принимаемый за народное творение, - произведение авторское. Впервые музыка прозвучала 14 июня 1927 года, на премьере балета "Красный мак".

В 1929 году Глиэр вернулся в Баку, где прожил до 1934 года. В 1934 году он получил звание Народного артиста Азербайджана.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры Ферганский праздник (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949).

Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в Торжественной увертюре (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов», которая прозвучала 5 декабря 1941 года в Свердловске, куда эвакуировалась семья Глиэров, под управлением автора.

В 1943 году композитор создает жемчужину душевной вокальный лирики - Концерт для женского голоса посвященный певице Пантофель-Нечецкой.

В 1949 году был написан балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в в Ленинграде. Гимн великому городу, завершающий этот балет, сразу стал очень популярным. 75-летний юбилей в 1950 году композитор ознаменовал длительными концертными поездками по республикам Прибалтики и Средней Азии, в 1951-м дал симфонические авторские концерты в Москве, Киеве, почти во всех городах Советского Союза.

30 мая 1956 года состоялся симфонический концерт в Центральном доме учителя в Москве Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и взял в руки палочку. Тяжелый сердечный приступ в ночь с 3 на 4 июня уложил его в постель, а 23 июня 1956 года его не стало.

При подготовке статьи использовались материалы Интернета и сайта

Дата рождения:

Место рождения:

Город Киев, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Город Москва, СССР


Род деятельности:

Композитор, кинокомпозитор, педагог

Учреждения имени Глиэра

Основные достижения

Прижизненные исполнения

Список произведений

Симфонические произведения

Концерты

Инструментальные произведения

Примечания

Библиография

(имя при рождении Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874/1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог.

Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.

Семья

Родители:

  • отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
  • мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).

Семья:

  • жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
  • дочери Нина и Лия (род. 1905), Валентина (род. 1913);
  • сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).

Учреждения имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

  • Киевский институт музыки (Киев/Украина),
  • детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия).

В 1924—1949 гг. в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Основные достижения

  • 1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
  • 1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
  • 1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
  • 1937 — награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • 1938 — награждён орденом «Знак Почёта»
  • 1945 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
  • 1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
  • 1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвертый струнный квартет
  • 1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)
  • 1950 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
  • 1955 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Звания

  • заслуженный артист РСФСР (1925).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1934) («За особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)
  • народный артист РСФСР (1935).
  • Народный артист Узбекской ССР (1937), награжден орденом Трудового Красного Знамени (за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).
  • народный артист СССР (1938).

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

  • Я. Гржимали, фон Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
  • квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
  • симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
  • Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
  • Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

  • «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
  • «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
  • «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
  • «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
  • «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).

Балеты

  • «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
  • «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку представил В.В.Васильев в Красноярске 23 ноября 2010
  • «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
  • «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
  • «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).

Симфонические произведения

  • Первая симфония (1899)
  • Вторая симфония (1907)
  • Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
  • «Сирены», поэма (1908)
  • «Запорожцы», картина (1921)
  • Торжественная увертюра (1937)
  • «Заповит», поэма (1939)
  • «Ферганский праздник», увертюра (1940)
  • «Дружба народов», увертюра (1941)
  • Увертюра на славянские темы (1941)
  • «Победа», увертюра

Концерты

  • Концерт для арфы с оркестром (1938)
  • Концерт для голоса с оркестром (1943)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1947)
  • Концерт для валторны с оркестром (1951)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

  • Первый квартет (1899)
  • Второй квартет (1905)
  • Третий квартет (1928)
  • Четвертый квартет (1946)
  • Первый секстет (1898)
  • Второй секстет (1904)
  • Третий секстет (1905)
  • Октет (1901)

Прочее

  • Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
  • Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
  • Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Редакции произведений других авторов

  • Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).

Примечания

  1. Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8
  2. Общественный совет ЦАО г. Москвы
  3. Киевский институт музыки
  4. Детская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  5. Ташкентская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  6. Teatro Dell"Opera Di Roma
  7. Балет "Эсмеральда". История создания

Библиография

  • Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
  • Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
  • Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
  • Соллертинский И. «Красный мак». — М.: 1930.
  • Богданов-Березовский В. «Красный мак». — Л.: 1933.
  • Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
  • Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
  • Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
  • Захаров Р. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
  • Бэлза И. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
  • Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
  • Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
  • Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
  • Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
  • Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
  • Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).

Советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.
Заслуженный артист РСФСР (1925).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Народный артист Азербайджанской ССР (1934).
Народный артист РСФСР (1935).
Народный артист Узбекской ССР (1937).
Народный артист СССР (17.04.1938).
Доктор искусствоведения (1941).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции М.М. Ипполитова-Иванова, гармонии - А.С. Аренского и Г.Э. Конюса, полифонии - С.И. Танеева). Преподавал теоретические дисциплины в Московской музыкальной школе Гнесиных, среди его учеников были Н.Я. Мясковский и С.С. Прокофьев.
10 января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.
С 1913 года - профессор (с 1914 года - директор) Киевской консерватории по классу композиции (среди его учеников - Б.Н. Лятошинский, Л.Н. Ревуцкий и другие).
В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции (среди учеников - Ан.Н. Александров, А.А. Давиденко, Л.К. Книппер и другие).
В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.
Ему принадлежит первый советский репертуарный балет на современную тему ("Красный мак", постановка 1927, Большой театр, Москва, 2-я редакция 1949, Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова; с 1957 идёт под названием "Красный цветок"). Среди других балетов Глиэра популярен "Медный всадник" (пост. 1949, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова) по поэме Пушкина.

Автор 5 опер, в их числе произведений, содействовавшие становлению национальной музыкальной культуры Азербайджана ("Шахсенем", постановка 1927, Баку) и Узбекистана ("Лейли и Меджнун", в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент; "Гюльсара" в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1949, там же). Написал ряд произведений для оркестра (3 симфонии - 1900, 1907, 1911, несколько программных симфонических сочинений - "Запорожцы" по картине И.Е. Репина, 1921, концертов с оркестром: для арфы - 1938, голоса - 1943, виолончели - 1947, валторны - 1951), а также множество камерно-инструментальных и вокальных циклов и отдельных пьес. Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
В 1938-1948 годах - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Имя Р.М. Глиэра носят: Киевское музыкальное училище (Киев/Украина), детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан).

призы и награды

1905 - премия имени М.И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым).
1912 - премия имени М.И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены».
1914 - премия имени М.И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»).
1937 - орден Трудового Красного Знамени - за музыкальную драму «Гюльсара».
1938 - орден «Знак Почёта».
1945 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия».
1946 - Сталинская премия первой степени - за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром.
1948 - Сталинская премия первой степени - за Четвёртый струнный квартет.
1950 - Сталинская премия первой степени - за балет «Медный всадник» (1949).
1950 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия».
1955 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия».
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

Похожие публикации

Декабрьское вооруженное восстание: причины и последствия
Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…” Работа в Киевской консерватории
Расписание богослужений в храме святого ильи пророка в обыденском переулке Церковь ильи обыденного расписание богослужений
Скороговорки для фонетической зарядки на английском языке
Модальные глаголы в английском языке
Ох уж этот английский. You = ты или вы? You - ты и вы? Есть ли вы в английском
Неопределенные местоимения и наречия, производные от some, any, no, every в английском языке с примерами Неопределенные местоимения each и every
Рассказ про Хэллоуин на английском – происхождение и традиции Ассоциации на тему хэллоуин
Английский для детей: как заинтересовать ребенка в изучении языка Фундамент транскрипции английского языка
Основное свойство дроби, формулировка, доказательство, примеры применения