Экстатические обряды (изменённые формы сознания) в практиках некоторых российских сект. Экстаз: что такое и пути его достижения Экстаз в религиозных практиках мира

Экстатические обряды (изменённые формы сознания) в практиках некоторых российских сект. Экстаз: что такое и пути его достижения Экстаз в религиозных практиках мира

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • simple and easy to use. - Nick Collins, 10/25/2019
  • I like hugedomains - Bo Pham, 10/23/2019
  • I just bought my domain from Hugedomains.com after contacting them about something I was wondering about. They got back to me right away, and answered my question precisely. I chose a paymen tplan for my domain, and it went so smooth! I got everything in a very short time, and explanations about what to do. Thank you, I am very pleased! Best regards Herdis - Herdis Jenssen, 10/23/2019
  • More

Религиозный экстаз сопровождается повышенной активностью мозговых центров удовольствия.

Что бы мы ни думали насчёт бога - есть он, нет ли его, добрый ли он, злой ли – религиозная вера представляет собой любопытный психоневрологический феномен, который, очевидно, сопровождается какими-то процессами в мозге. А это значит, что её можно изучать нейробиологическими методами – например, с помощью магнитно-резонансной томографии. Именно так и поступили исследователи из Университета Юты , экспериментировавшие с девятнадцатилетними мормонами, приверженцами наиболее многочисленной ветви движения святых последних дней.

Молодым людям (семи девушкам и двенадцати юношам, в недавнем прошлом занимавшимся миссионерской деятельностью) обеспечивали такую окружающую обстановку, в которой они могли бы испытать прилив религиозного чувства и почувствовать что-то вроде схождения Святого Духа. Обстановку обеспечивали с помощью речей духовных лидеров, цитат из Книги Мормона, религиозных видео с семейными ценностями и библейскими сюжетами и т. д. – все эти стимулы сложным образом чередовались друг с другом, и периодически у участников эксперимента спрашивали, «чувствуют ли они Дух, и если да, то насколько сильно».

По словам молодых мормонов, они чувствовали умиротворение и тепло, дыхание становилось глубже, сердце билось чаще, многие под конец были в слезах. В одном из вариантов опыта у них под рукой была кнопка, которую нужно было нажать на пике религиозного чувства – и многие её нажимали. Мысли о Спасителе, о том, что самого человека и его близких ждёт жизнь вечная, о небесном благе и пр. вызывали у людей вполне чёткие реакции, как телесные, так и душевные. Но авторов работы интересовало, что при этом происходит в мозге – и оказалось, что при «схождении Духа» активировался центр удовольствия, который входит в систему подкрепления.

Напомним что система подкрепления, в которую входит целый ряд участков мозга, в прямом смысле даёт нам чувство удовольствия от чего угодно – от еды, от секса, от работы, от наркотиков, от исполнения долга, причём удовольствие ощущается как награда, как реализация некоего желания, как достижение какой-то цели. (Понятно, какую большую роль система подкрепления играет в мотивации и целеполагании.) В статье в Social Neuroscience говорится, что пик активности центра удовольствия случался за 1–3 секунды перед тем, как участники эксперимента нажимали на вышеупомянутую кнопку – то есть за 1–3 секунды до ощущения ими религиозного экстаза.

То есть по крайней мере один плюс в религиозном чувстве есть – верить в бога, как оказалось, приятно, если, конечно, вера крепка. Впрочем, сами верующие, скорее всего, и раньше знали про собственные приятные ощущения от Святого Духа, только теперь эти ощущения получили нейробиологическое обоснование. Сам собой тут напрашивается МРТ-способ точного измерения крепости веры: слёзы и частое дыхание-то изобразить несложно, а вот поди-ка простимулируй усилием воли собственную систему подкрепления где-то в мозге. Заметим также, что для полноты картины не хватает таких же данных по другим конфессиям – было бы интересно сравнить работу центров удовольствия у приверженцев разных ветвей христианства, ислама, буддизма, не говоря уже про индуизм. (Впрочем, в последнее время весьма активно исследуются восточные поведенческие практики, относящиеся религии и включающие в себя разнообразные формы медитации.)

Однако вряд ли «нейросопровождение» религиозного чувства ограничивается одной лишь системой подкрепления – всё-таки это весьма сложный феномен. В той же статье авторы говорят, что, кроме центра удовольствия, в мозге активировались участки коры, которые обычно срабатывают во время моральные рассуждений, необходимости оценить чью-либо правоту, а также те, которые отвечают за концентрацию внимания. Возможно, что дальнейшие исследования усложнят нейробиологический портрет «веры в бога».

Любовь может быть разной. Чувственной или, наоборот, бесполой, эгоистичной или бескорыстной, жертвенной, романтической и даже сугубо приземленной.

Попытаемся разобраться в этом разнообразии.

Средневековая христианская аскеза наложила свой отпечаток на чувственный мир людей. Между XI и XIV вв. в Западной Европе возникло принципиально новое понимание любви, которое выразилось в возникновении так называемой любви куртуазной, или амор. Мужчина испытывал к женщине нежнейшие чувства, боготворил свою избранницу, готов был рыдать возле ее ног. Но при этом вовсе не стремился продвинуться в собственных чувствованиях. В такой любви исключалось иногда даже обыкновенное знакомство.

Мировая история не знает больше подобного феномена. Нигде никогда не культивировалась ни раньше, ни позже такая любовь, которая могла дышать только на расстоянии. Предполагалось только беспредельное обожание, трепетное переживание окрыляющего, но невозможного чувства.

Любовь даже не к женщине, а к ее образу, без которого нет настоящего счастья в жизни. Любовь Дон Кихота к Дульсинее Тобосской.

В этих романах прославлялись разного рода страдания на почве земной любви. Наивысшим счастьем считалось испытывать неутоленную страсть. Вокруг любви возник своеобразный культ. Можно сказать, что слова в христианском изречении "Бог есть Любовь" поменялись местами. В центре этого культа оказалась конкретная женщина. Куртуазная любовь была личным и избирательным чувством.

Предмет любви всегда тщательно выбирался любящим и не мог быть заменен никем иным. Чтобы стать достойной поклонения, женщине, в свою очередь, полагалось иметь мужа и быть недосягаемой. Куртуазную любовь часто осуждали за прославление супружеской измены и неуважение к браку. Однако это вовсе не так. Супружеская измена вовсе не являлась целью куртуазной любви, а ее "безнравственность" обусловлена самой природой средневекового брака.

Сущность куртуазности составляла свободно избранная и свободно дарованная любовь. В Средние века считалось, что такая любовь недоступна супругам. Ведь они ориентировались на другое - на продолжение рода и увеличение собственности. Тайна семьи была сопряжена с политическими амбициями. Глубокое и неподдельное чувство могло возникнуть только за пределами семьи.

Правила амор строятся на том, что рыцарь поступает на службу к своей возлюбленной. Эта служба возвышает и облагораживает его: служа даме, рыцарь должен доказать свою доблесть. Здесь можно вспомнить слова средневекового автора: "Какая чудесная вещь любовь. Она заставляет мужчину обрести многие добродетели и развивает в любом человеке многие положительные качества".

Отношения рыцаря с дамой походили на взаимоотношения вассала и феодала и предлагали взаимные права и обязанности. Рыцарь должен был вынести любые испытания, изобретенные его дамой. При европейских дворах были учреждены так называемые любовные суды, которые решали споры между возлюбленными. Обычно рыцарь доказывал свою доблесть на турнирах и поединках. Мучения, которым подвергал себя рыцарь, добивающийся расположения дамы, зачастую напоминали самоистязания кающегося грешника. Однако считалось, что каждое успешно пройденное испытание ведет к сближению влюбленных.

Характер и правила куртуазной любви в огромной степени определялись стремлением военной аристократии отмежеваться от крестьянства и духовенства. Наряду с рыцарским кодексом чести аристократия изобрела сложный ритуал совершенствования рыцаря как воина.

Многие историки, культурологи, размышляя над странным и уникальным феноменом любви, пришли к выводу, что со времен Древнего Рима куртуазность и куртуазный гуманизм оказались наиболее мощным фактором развития культуры. Ни в одну другую эпоху идеал цивилизации не сливался в такой степени с идеалом любви.

Куртуазная любовь в Средние века - это своего рода подвиг. Исследовать романтическое чувство в средневековом религиозном обществе означало совершать нечто святотатственное и еретическое. Романтические переживания на окраинах Римской империи и за ее пределами, т.е. среди народов, сравнительно поздно обращенных в христианство, с этой точки зрения выглядели протестом против претензий христианской церкви на обладание абсолютной истиной.

Отстаивая принципы куртуазной любви, рыцарство утверждало собственную систему ценностей. Оно содействовало раскрепощению личности, достигшему расцвета в эпоху Реформации ХРУ в. Несомненно, церковь видела в куртуазной любви угрозу собственному авторитету и потому XIII в. организовала на юге Франции так называемый Крестовый поход, во время которого приверженцы куртуазной любви попали в число тех, кого надо уничтожить.

Между идеалами куртуазной любви и реальной жизнью существовало глубокое расхождение. Кретье де Тур сказал так: "Цивилизация всегда стремится обрядить любовь в фантастические одежды, возвеличить ее и дать ей определение, забыв тем самым о суровой реальности".

С одной стороны, возвышенное отношение к женщине в куртуазной любви во многом обусловлено потребностью мужчин проявить в любви такой же героизм и такой же героизм, как и в сражении.

Здесь уместно привести противоположное суждение - Кристиан де Пизан, которая жила в XIV в. и считалась одной из первых писательниц-феминисток: "Все правила любви изобретены мужчинами. Даже когда речь идет об идеальной любви, эротическая культура все равно остается пронизанной мужским эгоизмом. Именно стремление замаскировать этот эгоизм и ведет к бесконечным выпадам против брака и женщины с ее слабостями".

Средневековая поэзия разнообразна, утонченна. Но в ней есть один органический изъян: она не улавливает тончайшие переливы чувства. Конечно, выраженная в ней любовь не абстрактна. Ощутимы тоска, энергия, даже боль. Но в лирических описаниях ощущается трафаретность. Поэт ищет яркой, но стереотипной формулы, с помощью которой выражает свое восхищение дамой сердца.

Разумеется, у этой дамы есть имя, она проживает в старинном замке, мы кое-что знаем о ее судьбе. Однако поэта интересует не она сама в своей подлинности, а скорее, ее поэтический образ, некий идеальный архетип. Иногда между прототипом и его образом возникает огромная дистанция. Дон Кихот страстно увлечен Дульсиней Тобосской. Но читатель предуведомлен: она заколдована. Для всех прочих она - простая крестьянская девушка. Роман Сервантеса, разумеется, не поэзия трубадуров. Это, скорее, попытка создать иронический подтекст, высмеять отвлеченную, придуманная страсть.

Рыцарская этика располагала особыми ритуалами, которые предписывали влюбленному, как надлежит ухаживать, строить амурные отношения, добиваться изысканности чувств. Соблюдение этих правил оказывалось столь же неукоснительным, сколь совершение рыцарских подвигов. Воин не мог считаться доблестным, если у него нет дамы сердца. В то же время влюбленный был просто обязан совершать ратные подвиги, без чего его чувство лишалось всякой ценности. Конечно, неподдельное влечение прорывалось сквозь череду формальных установлений. Но оно в известной мере все-таки было условным.

Религиозный экстаз и мирское чувство

Средневековье пестовало два типа любви - религиозный экстаз и мирское чувство. Средневековый мистик Мейстер Экхарт цитирует Библию: "Сильнее, чем смерть - любовь". Но здесь речь идет о любви к Богу. Это чувство возникает из потребности человека преодолеть отчужденность и достичь соединения с другим существом. Любовь к Богу не менее многогранна, чем обычная земная страсть.

Во всех религиозных системах, даже в мистических, обходящихся без учения о Боге, предполагается реальное существование духовной сферы, которая выходит за пределы человека, придает значение и ценность его земному существованию, вызывает страстное стремление к спасению и внутреннему возрождению.

Любовь к Богу - сугубо духовное чувство. При чем здесь эрос?

Возможна ли здесь игра страсти? Или, напротив, говорить можно только о воздержании, об искуплении греховных чувств? И теологам и психологам известно: чем возвышеннее переживание, тем глубже в нем неистовое буйство темных желаний. Вот почему религиозные влечения несут в себе множество психологических оттенков. В них прихотливо сплетаются различные побуждения.

Экхарт утверждает: в любви к Богу человек достигает предельного самоотречения. Он преодолевает свою индивидуальность. Как и в смерти, он отказывается от всего бренного. Соединяясь с божественным "ничто", человеческая душа, по мнению средневекового мистика, становится орудием вечного порождения Богом Самого Себя. Куртуазная поэзия носит другой характер. Она создает идеальный образ женщины в рамках светской культуры.

Обычному человеку всегда мнится: любовь как чувство, как влечение всегда одинаково проявляет себя. Во многом такое представление правильно. Действительно, любовь архетипна в своих обнаружениях. Однако в разных культурах по-разному переживается не только эротическая привязанность. Даже на секс оказывает свое воздействие культура. Любовь может представать в сексуально-животных вариантах или, напротив, в образах романтического чувства.

Сегодня на книжном рынке представлена масса изданий по вопросам эротики и секса. Люди, пришедшие на психоаналитическую консультацию, задают совсем иные вопросы, нежели прежде. Они, в частности, интересуются особенностями сексуального поведения тех или иных людей, носителей конкретного характера. Они осознают, что формы проявления чувств могут в значительной степени зависеть от императивов культуры. В одной культуре правит бал целомудрие, платоническое чувство, в другой -девочка, не сумевшая за один день расстаться со своей девственностью, уходит из жизни...