Кто написал невский проспект. История создания повести невский проспект гоголя

Кто написал невский проспект. История создания повести невский проспект гоголя

Много писателей XIX века в своих произведениях описывали Петербург. Дело в том, что этот город не совсем обычный, он был создан по прихоти одного человека, но наперекор всем законам природы. На его строительство ушло совсем немного времени, он вырос, словно по мановению Петербург для многих стал воплощением противоречивых символом борьбы прекрасного с уродством, богатства с нищетой. Чтобы показать город во всех его проявлениях, написал Гоголь «Невский проспект». Анализ произведения показывает перевоплощения Петербурга.

Описание сердца города

Нельзя однозначно оценить Петербург, любовь и ненависть к нему сплетаются воедино. Многие талантливые личности в молодости стремятся попасть в этот город. Именно здесь они, полные надежд, становятся знаменитыми публицистами, художниками, музыкантами, критиками, писателями или же, разочаровавшись в жизни, опускаются на самое дно. Людям здесь приходится терпеть голод и унижения, город потихоньку засасывает всех в болото показной роскоши, глупости и пошлости, а центром Петербурга, его сердцем, является Невский проспект.

Гоголь (тема человеческих пороков затронута в произведении) столицу превратил в ожившего великана со своим характером, внешним видом, капризами и привычками. В течение дня по проспекту проходят тысячи людей, но, кроме места встречи, их ничего не объединяет. Писатель показывает, как на протяжении одного и того же дня выглядит одно и то же место. Конкретные лица отсутствуют, присущи лишь детали общего внешнего облика.

История двух людей с противоположными характерами

Используя принцип контраста, написал Гоголь «Невский проспект». показывает, что повесть рассказывает о судьбе двух совершенно разных людей: поручика Пирогова и художника Пискарева. Первый является воплощением земных благ: денег, карьеры, личного преуспевания. Второй видит свое предназначение в служении прекрасному, это человек искусства, далекий от всего реального.

Повесть Гоголя «Невский проспект» рассказывает о двух характерах. Поручик готов на риск, он превосходно ориентируется в действительности, поэтому готов потерять все, чтобы покорить беспощадный Петербург. Художник очень скромный, тонко чувствует мир, он не может просто так забыть о разбитых проспектом надеждах, вмиг стать грубым и черствым.

Влияние города на людей

Чтобы показать влияние Петербурга на двух совершенно противоположных людей, написал Гоголь «Невский проспект». Анализ произведения показывает, что Пирогов идет на риск и проигрывает, но для него такой исход дела практически ничего не меняет. Поручика охватывают гнев и негодование, но под влиянием проспекта все это проходит, прохладный вечер его успокаивает, и уже к 9 часам Пирогов приходит в себя. А вот для робкого Пискарева проигрыш не проходит просто так, для него он становится роковым. Чтобы показать разное мировоззрение людей, написал Гоголь «Невский проспект». Анализ произведения дает понять, что встреча Пискарева с проспектом не проходит даром, именно он становится причиной краха всех надежд художника.








Замысел и первые наброски «Невского проспекта» Николай Васильевич Гоголь сделал в 1831 году. В 1833-1834 годах он работал над произведением, а уже в 1835 году повесть вышла в тираж.

Петербург сыграл большую роль в творчестве писателя, ведь он прожил довольно долго в столице.

Петербург в «Невском проспекте» особенный - он иллюзорный и лживый. Всё роскошество, утопающее в блеске огней, кажущееся прекрасным и ликующим, по сути, оказывается равнодушным, пустым, и даже глупым.

Бездушие города и неприглядность показана на жизненных примерах двух товарищей, Пирогова и Пискарева, которые очень разные, и по складу характеров, и по роду деятельности, но по иронии судьбы приятельствуют.

Сам же Невский проспект, словно весёлая маскарадная маска, надетая для того, чтобы скрыть всю неприглядность существующих порядков, где всё завуалировано и сокрыто, а холодный блеск роскоши не позволяет найти ни правды, ни защиты.

Данное произведение не выглядит комедийным, хотя без юмора здесь не обошлось. За внешней обыденностью описанных ситуаций, Николай Васильевич показал социальные отклонения от общепринятых норм, окрасив их в сатирические цвета. Гротеск всегда был сильной стороной писателя, и «Невский» не стал исключением.

Главные герои

Тысячи обывателей в течение дня проходят по проспекту. Из этой толпы автор выхватил случайных прохожих. О них и пойдёт речь в повести.

Поручик Пирогов - самодовольный и самонадеянный нахал, принадлежавший к какому-то среднему классу общества, считавший себя учёным и воспитанным человеком. Природа наградила его своеобразными талантами. Он читает стихи, пускает дым кольцами, умеет рассказывать анекдоты.

Несмотря на офицерский мундир, все замашки у поручика мещанские. Та страсть к изящному, и покровительство художнику Пискареву, обусловлены желанием получить от него свой портрет. На отчаянный поступок он не готов. Это пошлый, вульгарный и трусливый тип.

Офицер думает, что его чин даёт ему полное право на внимание со стороны женщин, искренне считая, что ему и отказать-то ни в чём нельзя.

Художник Пискарев - застенчивый, робкий, тонкий романтик. Несмотря на боязливость, душа молодого человека готова к чувствам открытым и глубоким, тем чувствам, которые могут превратиться в пламя из маленькой искорки. Из такой же маленькой искорки, может разгореться и его талант, не оцененный пока в полной мере.

Как человек приближённый к искусству, в женщине он ищет Музу, восторгается ею и боготворит. Его влюблённость в проститутку Гоголь сравнивает с жемчужиной, сначала найденной, а затем безвозвратно утерянной.

Молодой мужчина настолько не испорчен, что даже зная, кем является предмет его интересов, ищет ей оправдания. В своих снах, он ищет и находит подтверждение о чистоплотной нравственности девушки. Но это только сон, а реальность намного жёстче.

Гоголь не сжалился над своим персонажем даже перед смертью, оставив его в полном одиночестве, показывая читателю всю бесполезность прожитой жизни. Художник не смог проявить себя ни как представитель искусства, ни как нравственный спасатель. Его труды не были оценены, он умер всеми оставленный и всеми забытый.

Женщины в поэме

Писатель рассказал две разные судьбы молоденьких и хорошеньких женщин, не наделив умом ни одну из них, будто подчёркивая, что на Невском женской глупости больше чем разумности и целомудрия.

Брюнетка

Милейшее создание, предмет очарования романтичного художника. Это девушка семнадцати лет, с ангельским белым личиком тронутым румянцем, обрамлённым агатовыми волосами, спадающими интересными локонами из-под шляпки, с голосом как струны арфы. И в этой милой девушке, в которой ещё так много осталось от детства, оказалась падшая женщина.

Но Гоголю мало показать, что прелестная внешность и внутреннее содержание девочки - полный диссонанс. Он капнул глубже, в самую суть проблемы. Писатель будто даёт шанс героине к «правильной» жизни и посылает к ней влюблённого художника, который непросто готов помочь - он желает жениться.

Тут и вскрывается социальный порок в полном безнравственном свете. Девчонка не желает ничего менять в своей жизни. Её устраивает тот разврат, в котором она, несомненно, погрязнет.

Блондинка

Лёгкое создание, порхавшее перед поручиком, изначально казалось недоступным, а её глупость составляла особенную прелесть. Писатель замечает, что все её душевные недостатки были как-то по-особенному привлекательны.

Эта женщина не лишена нравственности, но её ограниченность носит патологический характер и высмеивается автором при каждом случае.

Герои второго плана

Каждый персонаж в произведении выполняет определённую миссию, раскрывая обитателей Невского проспекта с разных сторон.

Шиллер - это совершенный немец, так называет его автор. Он ещё в двадцать лет чётко определил собственные приоритеты и не делал себе никаких поблажек. Жестяных дел мастер поставил себе цель - собрать за десять лет капитал в пятьдесят тысяч, и шёл к своей цели. В точное время подъём, обед, а пьянка только в воскресенье, и то закрывшись с товарищами в отдельном помещении. Он был верен своему слову.

Он и в личной жизни имел чёткий порядок. Например, целовал жену не более двух раз в сутки, кроме воскресенья. Да, в воскресенье позволял себе.

Но флегматичный характер не делает его размазнёй. Проявляется и наглость - он смеет называть цену за свою работу, увеличивая её в несколько раз. Обнаруживается и решительность - застав Пирогова со своей женой, немец не дал ему спуску, несмотря на то, что перед ним был офицер.

Гофман и Кунц - это друзья жестянщика Шиллера. Несмотря на воскресные попойки, немцы не бездельники. Гофман сапожник, Кунц столяр. Эти ремесленники живут своей диаспорой, держатся вместе, приходят друг другу на помощь.

Немцы показали себя достаточно слаженным коллективом, во время расправы над любителем чужих жён, Пироговым. Это не делает им чести, но говорит о коллективной сплочённости.

Запах гулянья разливается по Невскому проспекту. Это место встреч, развлечений, знакомств. Все дела свои можно позабыть, оказавшись на проспекте.

Утром отовсюду разливается аромат только что выпеченного хлеба. А нищие рассчитывают у кондитерской получить вчерашнюю выпечку. Мужики спешат на работу и можно услышать бранную речь. Бегут мальчишки, спешат служащие. Только просыпаются держатели магазинов.

В двенадцать часов Невский проспект превращается в педагогическую зону. Он заполонён гувернёрами-иностранцами со своими воспитанниками. К двум часам появляются родители этих воспитанников, и чиновники по особым поручениям. Всем есть о чём поговорить, что обсудить. В это время здесь всё исполнено приличием, ведь все готовились к выходу на Невский: наряжались, причёсывались, обливались духами.

Но уже в три часа новая перемена - это время чиновников в мундирах, в головах которых вечный ералаш. А в четыре всё пустеет. До самого вечера здесь каждого видно как на ладони.

Приходит вечер и снова всё «начинает шевелиться». Теперь на Невском заманчиво. Выходят на прогулку секретари и секретарши, по большей части холостые.

Здесь же прогуливаются два приятеля. Рассматривают хорошеньких женщин, и начинают друг другу выражать восторг. В итоге приятели разошлись. Пирогов почти заставил художника проследовать за брюнеткой, а сам отправился за блондинкой.

Приключение Пискарева с летальным исходом

С трепетом отправился молодой человек за милой девушкой в пёстром плаще. Он так спешил, что сбивал прогуливающихся людей, а это было совсем несвойственно его робкой натуре.

Когда девушка взглянула на него, художник чуть не ослеп от такой красоты. И хотя взгляд был гневным, Пискарёв посчитал его обворожительным. Когда девочка улыбнулась, земля просто ушла у него из-под ног. Теперь он не шёл, он летел за ней.

Вот и четырёхэтажный дом, где незнакомка, приложив палец к губам, приказывая вести себя тихо, увлекла его за собой. Неопределённая потребность любви влекла художника, и он взбежал за красавицей на четвёртый этаж.

Молодой человек не раздумывая принял приглашение. А в комнате куда он попал, оказались и другие девушки. Но его незнакомка была вне конкуренции. Молодость и свежесть выделяли её от других женщин.

Вокруг было не прибрано, а из соседней комнаты долетал смех. И только тут Пискарев понял, что он находится в отвратительном приюте, а попросту в публичном доме. Да и красавица его стала говорить. Из её уст летели глупости, и художнику показалось, что вместе с порочностью ум покинул эту милую головку. Несчастный Пискарёв бросился вон.

Происшествие настолько поразило молодого человека, что он никак не мог сопоставить девичью красоту с тем развратом, в котором её нашёл. Долго он сидел неподвижно, уже и сон стал его одолевать, когда вдруг стук в дверь заставил встрепенуться.

Это был лакей, принёсший приглашение от барыни. И хотя у художника были сомнения, он отправился на приём, организованный в самых лучших традициях. Всё здесь было роскошно. Пискарёв растерялся.

Но вот он увидел её: лучшую, очаровательную, блистательную. И тут заметил, что он-то сам не переоделся. Приехал в рабочем сюртуке, перепачканном красками, какой конфуз.

Желание прикоснуться к прекрасной незнакомке заставляет забыть обо всём на свете. Произошло объяснение, и незнакомка подтвердила свою непричастность к публичному дому. А после художник потерял её из виду, и, бегая из комнаты в комнату, искал повсюду. Тут Пискарев проснулся - это всё ему приснилось.

Романтик согласен хоть во сне видеть свою возлюбленную, но она больше не снится ему. Каждый день художник засыпает с мыслью увидеть свою незнакомку, но нет, не снится. Мужчина потерял покой. Чтобы восстановить своё состояние и побороться с бессонницей он раздобыл опиум.

Опиум помог. Незнакомка стала приходить во сны влюблённого. Однажды ему приснилось, что красавица стала его женой. Проснувшись, парень задумался. Может быть, девочка вынужденно стала проституткой, может быть, она хочет вырваться из этого лона разврата. Так я ей помогу! Я совершу подвиг - женюсь.

Герой отправляется в дом терпимости. Дверь открыла Она. Юная проститутка не стесняясь рассказывает, что только утром, совершенно пьяной попала домой, и спрашивает, зачем он пропал в прошлый раз.

Обескураженный художник провёл свою агитационную работу, о том как плохо быть ночной бабочкой, и попытался разрисовать прелестную жизнь с таким обычным работягой, как он.

Странно и удивительно девчонка отреагировала на проповедь. Ей это ничего не нужно! Влюблённый понял, её жизнь - это разврат, пустота и праздность. Он бросился вон.

Обезумевший художник, вернувшись домой, заперся и никого не впускал. Через неделю выломали дверь и нашли несчастного с перерезанным горлом. Бритва лежала рядом.

Над покойником всплакнул только пьяный сторож. Даже покровитель его, Пирогов, не пришёл, занятый своими делами.

Приключение Пирогова

Между тем поручику некогда было скучать. Расставшись с Пискарёвым, он отправился за блондинкою и провожал её пока не узнал адрес - это была квартира-мастерская. Заправлял здесь известный в округе жестянщик Шиллер.

Комната, куда впорхнула женщина, пройдя через мастерскую, была опрятна. Там и наткнулся Пирогов на хозяина со своим другом-сапожником Гофманом. Немцы были пьяны и раздумывали, как бы отрезать нос Шиллера. Ведь из-за большого носа уходит много табака, а это дорого.

Приём был оказан поручику самый нелицеприятный, его послали вон. И хотя Пирогов оскорбился и ушёл, уже утром он явился и стал заигрывать с блондинкой. Он нашёл повод, и стал заказывать себе шпоры у Шиллера. Даже завышенная цена и сроки выполнения заказа его не отпугнули.

Хотя немка оказала явный отпор, Пирогов решил не отступать от ухаживаний. Ему она стала ещё интересней. Повод ходить сюда у него был - узнавать как изготовляются шпоры, он и приходил каждый день. Получив свой заказ, поручик так расхвалил шпоры, что Шиллер возгордился собой и сменил свой гнев на милость. Теперь немец согласился изготовить оправу к кинжалу.

Уходя из мастерской, поручик позволил себе поцеловать блондинку прямо в губы, и прямо при её муже. Такой поступок вызвал в немце что-то похожее на ревность. А Пирогов уже хвастал перед офицерами, что у него интрижка с замужней хорошенькой немкой.

В один из дней глупенькая блондинка рассказала поручику, что по воскресеньям мужа не бывает дома, он встречается с друзьями. И в ближайшее воскресенье офицер решил этим воспользоваться. Он явился в дом Шиллера.

Пирогов был очень почтителен и любезен. Не стал пугать девушку, приятно шутил и предложил потанцевать. Большая охотница к танцам, блондинка с удовольствием приняла такое предложение. В танце поручик не удержался и бросился целовать женщину. Немка стала кричать, но мужчина не мог остановиться.

Остановиться, однако, пришлось. На пороге явился муж блондиночки, вместе со своими друзьями. И хотя все ремесленники были абсолютно пьяны, гнев и негодование их были самыми настоящими. Отбиться от трёх пьяных работяг Пирогов не смог, задали ему немцы. Его раздели и высекли.

Изначально оскорблённый офицер решил жаловаться генералу, в главный штаб, и даже в государственный совет, чтобы немецких ремесленников наказали. Но он быстро успокоился, зайдя по дороге в кондитерскую. Съел два пирожка, почитал газету, и гнев отпустил его.

А прогулявшись по Невскому проспекту, попав в гости к правителю контрольной коллегии, потанцевав и отличившись в мазурке, вовсе успокоился.

Анализ произведения

События не переносят читателя в другое время, а описывают текущий период, то есть двадцатые-тридцатые годы XIX века. Тогда не было социальных сетей, и в определённом смысле, проспект является той сетью, где можно кого угодно встретить, что угодно узнать, посплетничать.

Гениальность сочинения Николая Васильевича, заключается в том, что он показал Невский проспект, как выставку людей. И на этой живой, движущейся и дышащей выставке есть место абсолютно разным экспонатам. Литератор не выбирал лучшие экспонаты. Напротив, он словно брёл по Невскому, замечая каждого. А после случайно остановился на двух товарищах - Пискарёве и Пирогове.

К тому аромату интеллигентности, который раскрывается с первых строк рассказа, постепенно примешивается душок уродливой реальности. Действительность не так иллюзорна, как рисует её в своих романтических мечтах художник. Судьба не благосклонна к нему, посылая влюблённость к проститутке. А все его попытки найти решения тщетны.

Гоголь не зря подобрал своему герою говорящую фамилию - Пискарёв. Все призывы художника похожи на писк. Он не может донести своей возлюбленной чувства и благие намерения, а получая от красавицы отказ, вовсе не может справиться с жизненной ситуацией. Перед сложившейся проблемой парень оказался беззащитен, а смерть, как выход из ситуации, выглядит театром абсурда.

О полном сосредоточении на физиологической стороне жизни говорит и фамилия поручика - Пирогов. Кругозор, ограниченный желаниями бездуховными и безнравственными, основная проблема офицера.

К теме безответной любви, Гоголь искусно привязал тему одиночества больших городов. Ведь будь кто-то рядом возле несчастного художника, возможно, он остался бы жив. Но в огромном городе не нашлось человека, который протянул бы руку помощи, в момент духовного кризиса влюблённого. Даже в последний путь проводить несчастного никто не пришёл.

В конце повести Николай Васильевич уже не так оптимистичен. И если с первой строки автор заявлял: «Нет ничего лучше Невского проспекта», в конце произведения он печально делает вывод: «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект».

Над повестью «Невский проспект» Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике «Арабески» четыре года спустя. Это произведение относится к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также «Шинель» , «Портрет» , «Записки сумасшедшего» , «Нос» , «Коляска» и «Рим». Автор с различных сторон запечатлел особенности и нравы российской столицы. Кроме сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть «маленький человек» , который отчаянно борется за право на достойную жизнь.

«Невский проспект» состоит из трех частей. Первая часть – это реальный город, хорошо знакомый каждому жителю столицы. Во второй части перед нами предстает причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются две истории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения. Третья часть повести – своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.

Начинается повесть с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский «всеобщей коммуникацией Петербурга» . Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом наблюдает писатель и вовлекает в свои размышления читателей. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.

Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.

Пирогов – наглый и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – выслужиться, достичь обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, переступить через многие моральные препоны. Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по чину, и слепо подражает всему, что в моде у избранной публики. Поручик не задумывается над проблемами, от жизни он стремится получать только удовольствия. Наивного Пискарева Пирогов опекает по-барски, приучая того к жизни, наполненной пустотой и праздностью.

Совсем другой художник Пискарев . Он наивный романтик, тонкий и ранимый. «Застенчивый, робкий, но в душе носивший искры чувства, готового превратиться в пламя» , – так характеризует Гоголь своего героя. В каждой женщине Пискарев видит Музу, потому восхищается ими и боготворит.

Как-то раз, прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюрное приключение: художник последовал за брюнеткой, сразу же влюбившись в нее, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолетную интрижку.

Избранница художника оказалась девушкой из публичного дома, за «небесным обликом» которой скрывалась пошлая и глупая натура. Но придуманный образ не дает молодому таланту покоя. Чтобы увидеть девушку хотя бы во сне, Пискарев начинает принимать опиум. Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но та только смеется в ответ. Пискарев потрясен и раздавлен. Он запирается у себя в комнате, где спустя неделю его и находят с перерезанным горлом. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко» , – сокрушается Гоголь.

Приятель Пирогов не пришел даже на похороны, поскольку в это время переживал свои приключения. Его дама сердца оказалась женой немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы. Когда же вожделенная цель была близка, Шиллер с друзьями застукал парочку на горячем. Горе-ловеласа жестоко наказали и вышвырнули на улицу. Пирогов в бешенстве осыпал жестянщика и его приятелей проклятиями и пригрозил Сибирью. Но затем зашел в кондитерскую, съев пирожков и почитав газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.

Вот так по-разному закончилось эти истории: талантливый и многообещающий Пискарев стал жертвой безумной страсти, а циник и карьерист Пирогов отделался легким испугом. Два разных приключения объединяет проигранный финал: герои так и не получили того, «к чему, казалось, были приготовлены все их силы» .

Невскому проспекту верить нельзя, поскольку там царит сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и ее скрытом коварстве. Грустные размышления писателя о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную повесть.

В «Невском проспекте» Гоголь впервые попытался объединить смешное и трагическое, высокое и низменное, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный прием станет основным в его творчестве.

  • «Невский проспект», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) - кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

Какой момент является завязкой действия?

Как складывается судьба Пискарёва?

Как складывается судьба Пирогова?

Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

Как меняется внешний вид девушки?

Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

Что высмеивается в образе Шиллера?

Чем кончается история Пирогова?

Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

Название этого произведения говорит о том, что основной образ и своего рода главный участник событий, которого создал Гоголь, ‒ Невский проспект. Краткое содержание, безусловно, не сможет так ярко рассказать об этой улице, что так и «пахнет гулянием». Итак, постараемся вспомнить, о чем эта книга.

Описание Невского проспекта

Обратимся к тому, как начинает Н.В. Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этого произведения стоит начать именно с описания этой улицы. Богатый язык писателя очень живо передает нам атмосферу Петербурга того времени. Мы так и видим людей, проходящих по главной улице этого города. С утра на Невском можно встретить нищих, рабочих людей, чиновников. В полдень там появляются гувернантки с детьми, и этот проспект смело можно назвать «педагогическим». С двух до трех часов на проспекте можно увидеть настоящий «парад чинов». Это настоящая выставка дамских шляпок, туфелек, башмачков, платьев, мужских бакенбард и усов. После четырех часов проспект пустеет и вновь оживает с наступлением сумерек, так пишет Гоголь. Повесть «Невский проспект», краткое содержание которой мы рассматриваем, знакомит нас далее с двумя действующими лицами.

Встреча Пирогова и Пискарева

Вечером на проспекте встречаются два товарища. Так продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание книги невозможно без описания этих двух персонажей. Пирогов - самовлюбленный поручик, уверенный в своем успехе у женщин. Пискарев напротив, застенчивый и робкий художник, не смеющий надеяться на взаимное внимание со стороны юных особ. На Невском поручик обратил внимание на очаровательную блондинку, а художнику приглянулась брюнетка. Далее молодые люди разминулись.

Прекрасная незнакомка

Следует заметить, что центральное произведение в цикле "Петербургские повести" Гоголя ‒ "Невский проспект". Краткое содержание этого произведения заставляет нас проследовать вместе с Пискаревым за прекрасной молодой девушкой. Ему только хотелось узнать, где она живет ‒ ни о чем другом он и не мечтал. Однако улыбка, с которой незнакомка обернулась на молодого человека, окрылила его. А что с ним стало, когда, подойдя к дому, барышня жестом велела ему идти за ней!

Разочарование

Пискарев шел за незнакомкой, питая самые нежные и возвышенные чувства. Дверь им открыла женщина. Квартира, в которую они вошли, поразила Пискарева: он понял, что попал в приют разврата. Потрясенный молодой человек сбежал.

Сны и мечты

Оказавшись дома, Пискарев заснул. Ему приснился сон. Именно этим эпизодом продолжает Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести далее расскажет нам, что приснилось молодому человеку.

Итак, Пискарев увидел, что за ним пришел лакей, и, сказав, будто его прислала та самая барыня, велел следовать за ним. Он оказался на бале в великолепном особняке. Все дамы были прекрасны, но блистательнее всех, конечно, была Она. Девушка пыталась что-то сказать Пискареву, но им постоянно мешали. Он проснулся. Жизнь потеряла смысл для молодого человека. Чтобы лучше спать, он купил опиум. Его существование обретало смысл только в сновидениях.

Пискарев представлял, что женится на этой девушке, и она сойдет с того ужасного пути, по которому шла. Однажды он решился сделать ей предложение. Отправившись в тот дом, он вновь увидел ее и рассказал о своем плане. Ответом на его слова было презрение. Пискарев вновь бежал и несколько дней не выходил из своей комнаты. Когда дверь взломали, то нашли молодого человека с перерезанным горлом.

О Пирогове

Рассказом о друге несчастного Пискарева продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести отправляет нас по следам блондинки и Пирогова в дом жестянщика Шиллера, чьей женой и была светловолосая девушка. Кроме Шиллера в комнате был еще сапожник Гофман. Вместе они выставили Пирогова, но тот решил не сдаваться и, придя на следующий день, стал заигрывать с молодой женщиной. Она пригрозила тем, что пожалуется мужу. Пирогов заказал у Шиллера шпоры, чтобы иметь повод для того, чтобы появляться в этом доме снова. Наглое поведение Пирогова вывело жестянщика из себя. Он, сговорившись с женой и друзьями, решил проучить его. Блондинка пригласила его к себе в комнату, куда через некоторое время ворвался Шиллер с друзьями и, побив молодого человека, выставил его.

Однако Пирогов недолго досадовал. Подкрепившись пирожками, поручик снова начал радоваться жизни.