Значение «сословная монархия. Сословно-представительной монархии Смысл словосочетания сословно представительная монархия

Значение «сословная монархия. Сословно-представительной монархии Смысл словосочетания сословно представительная монархия

Монархия относится к числу древних форм правления. Ее особенность заключается в том, что власть над всеми сферами государства принадлежит одному лицу на праве престолонаследования. В древние времена считалось, что монарх - помазанник Божий. Однако во многих случаях власть добывалась не совсем мирными процедурами. Иногда это были выборы, иногда насилие, приглашение. До начала 19 века монархия была главенствующей формой правления во всех развитых государствах. Даже сегодня, несмотря на то, что республика как форма правления считается более прогрессивной, данный вид успешно существует во многих странах.

Сущность монархии

Одним словом, данный тип государственного правления можно охарактеризовать как власть одного человека. Право управлять страной передается по принципу престолонаследия. Существует 3 системы передачи династии: салическая (женщина не может наследовать престол), кастильская (женщина может наследовать престол в случае, когда в династии нет мужчин), австрийская (отдается преимущество всем мужским линиям).

Исследование невозможно без понимания формы государственного развития. Нельзя забывать о том, что каждый характеризуется определенными режимами.

В условиях феодальных отношений самой лучшей формой правления считалась сословно-представительная монархия . Эта форма представляет собой такой принцип организации власти, при котором в управлении государством участвуют социально-закрытые группы. Благодаря делению на сословья, правящий монарх мог регулировать конфликты, возникающие даже среди высочайшей знати. Это значительно облегчало решение многих междоусобных вопросов.

Сословно-представительная монархия подразумевала деление страны на социальные группы. Из каждого такого сословия выбирались депутаты, которые представляли ту или иную территорию государства. Именно данная форма правления считается первой системой правительства. Таким образом, можно утверждать, что сословно-представительная монархия представляет собой составную политическую организацию власти. Это значит, что власть одного лица в определенной степени ограничивалась правительственным органом.

Сословно-представительная монархия в России

Предпосылок для установления данной на Руси было множество. Это было связано с раздробленностью государства. Князья, бояре не хотели подчиняться друг другу, возникали разногласия. Кроме внутренних причин существовали внешние. Частые войны привели к тому, что Русь становилась уязвимой. Учитывая эти факты, государство нуждалось в сильной власти.

Еще при Дмитрии Донском было положено начало образованию сословно-представительной монархии. Однако лишь Иван IV смог официально завершить этот процесс.

Сословно-представительная монархия в России характеризовалась Этот орган управления собирался нерегулярно, но решал весьма значительные вопросы в государственном управлении.

Сословно-представительная монархия в Англии

Установление данного режима правления происходило с 13 по 15 вв. Оно характеризовалось победой парламента над королем.

Долгое время, пользуясь своим положением, требовал большие налоги не только с горожан и рыцарей, но и с аристократии. Это вызывало большое негодование, после чего последовали восстания. В итоге в Англии установилась сословно-представительная монархия.

По существу, в условиях данного режима власть все равно принадлежала королю, однако, парламент также принимал важные решения в руководстве страной.

Сегодня монархия не является лидирующей но отрицать ее большое значение в истории нельзя.

Большую часть своей задокументированной истории развитые государства управлялись той или иной формой монархии. В начале древние племена принимали все важные решения на племенных советах, в которых на равных условиях участвовала большая часть жителей. Но с развитием поселений чаще всего получалось так, что власть принимали (а зачастую и брали силой) лидеры, которые и становились первыми монархами.

Небольшие и простые по своему устройству протогосударства вполне могли управляться одним человеком. Однако рост их территорий, населения, а также структуры, создавали необходимость в разделении обязанностей. Так появляются классы, из которых позже сформируются сословия. Одним жителям государства предстояло возделывать землю, другим - охранять государство, третьим - вести судебные дела, четвертым - заниматься , пятым - торговать. Высшая власть при этом по-прежнему принадлежала верховному правителю, то есть монарху.

Вместе с усилением страны росло и влияние классов/сословий, однако они по-прежнему не имели прямых управления государством. Причем отдельные представители сословий сосредотачивали в своих руках огромную власть. История знает немало примеров, когда армии отдельных дворян во времена превосходили по силе королевские армии, а обычные торговцы с легкостью ссужали деньги на жизнь беднеющего королевского двора. При этом, никто по-прежнему не был застрахован от принятия монархом непопулярных решений, которые могли нанести ущерб благосостоянию и даже жизни жителей страны. В этот момент возникают предпосылки для появления сословно-представительской монархии.

Как работает сословно-представительская монархия?

Сословно-представительная - самый органичный способ передачи части власти лишенным ее. Способы достижения этой цели могут быть разными: как мирными, так и военными. Таким образом, в результате реформ, дворцовых переворотов или вооруженных восстаний, возникают сословно-представительские монархии.

При сословно-представительской монархии верховный правитель уже не обладает всей полнотой власти. Управление государством разделяется с представителями сословий. Формы и степень их влияния на принятие решений могут быть разными.

В одних случаях монарх устраняется от решения важных государственных вопросов совсем и эта обязанность ложится на постоянно функционирующий орган власти (парламент, Генеральные штаты, сейм и т. д.), в который входят выборные представители всех или только наиболее влиятельных сословий.

В других случаях собрание представителей сословий имеет временный характер: они могут собираться периодически, только для принятия важнейших решений. Первым примером возникновения такой формы правления в России стало царствование Ивана Грозного, который собрал Земский собор, участниками которого стали представители всех слоев общества, исключая крепостных крестьян.

сословно-представительная монархия, феод. монархия с сословным представительством, - форма феод. гос-ва, при к-рой относительно сильная королев. власть сочеталась с наличием сословно-представительных собраний (центр. и местных), обладавших совещательными, финанс. (разрешение налогов), иногда законодат. функциями. С. м. была обычной формой феод. гос-ва в Европе в период развитого феодализма, когда сложились общегос. сословия в масштабе целых стран (в Англии и гос-вах Пиренейского п-ова в 13-15 вв., во Франции в 14-15 вв., в Германии в 13-17 вв., в Чехии и Венгрии в 14-17 вв., в скандинавских странах и в Польше в 15-17 вв., в Рус. гос-ве в 16-17 вв. и др.). Складывание С. м., более централизованной формы феод. гос-ва по сравнению с гос-вом периода феод. раздробленности, было прогрессивным явлением. Необходимость гос. централизации диктовалась потребностями развития внутр. рынка (в масштабах целых стран или отдельных областей) вследствие роста городов, товарного произ-ва и обмена, изменением форм эксплуатации (гос. налогообложение), а также значительным обострением на этой почве клас. борьбы в деревне, борьбы за ренту и власть внутри класса феодалов, противоречий последних со складывавшимся гор. сословием. Складыванию сословных собраний предшествовали изменения в структуре местного управления: усиление влияния королев. администрации за счет ограничения власти отдельных феодалов и появление или укрепление органов местного самоуправления, строившегося по сословному признаку (гор. самоуправление, самоуправление свободных сельских коммун - во Франции, Испании, сословно-территориальных собраний сотен и графств - в Англии и др.). Главной опорой С. м. в период ее формирования и расцвета были обычно низшие и средние слои класса феодалов, нуждавшиеся в сильном гос. аппарате для наиболее эффективной эксплуатации крестьян в новых экономич. условиях. Активно поддерживали С. м. и горожане, стремившиеся к ликвидации феод. раздробленности, обеспечению безопасности торг. путей и обузданию крупных феодалов-сепаратистов, а также верхушка свободного крестьянства - там, где оно сохранилось (Англия, Швеция, Кастилия). Опираясь на эти слои населения, королев. власть обычно в ходе политич. борьбы с крупными феодалами и в ущерб их самостоятельности постепенно концентрировала в своих руках суд., воен. и финанс. власть, создавала относительно сильный суд. и адм. аппарат в центре и на местах, пополнявшийся выходцами из незнатных феодалов, клириков, а также горожан, способствовала возникновению общегос. законодательства и налогообложения. В условиях феод.-сословного строя центр. власть еще не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания армии и гос. аппарата, а также на важнейшие внутри- и внешнеполитич. мероприятия. Поэтому централизация гос. аппарата в ходе создания С. м. сопровождалась созданием сословно-представительных собраний, являвшихся наиболее характерным признаком этой гос. формы (парламента в Англии с 1265, Генеральных штатов во Франции с 1302, кортесов в Испании с конца 12 - нач. 14 вв., риксдага в Швеции с 1435, ригсдага в Дании с 1468, сеймов в Польше, Венгрии, Чехии - с 14-15 вв., земских соборов в Русском гос-ве с сер. 16 в. и др.). Сословно-представительные учреждения существовали не только в общегос., но и в областном масштабе (напр., Провинциальные штаты во Франции). В Германии С. м. отличалась значительными особенностями. Ввиду того, что централизация власти там происходила в 13-17 вв. не в масштабе всей страны, но в границах отдельных территориальных княжеств, общеимперское сословное собрание - рейхстаг не имело реального политич. значения при отсутствии общеимперского суда, права, администрации, финансов. Сословные же собрания отдельных княжеств - ландтаги, напротив, играли значит. роль не как местные собрания, но как высшие сословные органы в масштабах этих княжеств. Общим для сословно-представительных учреждений было: отсутствие в них представителей широких нар. масс; подчиненная (особенно вначале) роль гор. сословия, представленного членами муниципалитетов; решающее влияние феод. элементов. В каждой стране сословные собрания имели свою специфику, к-рая отражала особенности ее экономич. и социально-политич. развития и вместе с тем определяла тип сложившейся там С. м. Дворянство выступало в этих собраниях или как единое сословие с одной палатой (Франция), или как две группы крупных и мелких феодалов, заседавших отдельно (пиренейские гос-ва, Польша, Чехия, Венгрия,.а также Англия, где низшее дворянство заседало вместе с городами). Духовенство могло быть представлено как сословие в целом (Франция, пиренейские гос-ва) или участвовало в собраниях в качестве крупнейших феодалов - вассалов короля (Англия, Чехия). В виде исключения в сословных собраниях участвовали депутаты свободного крестьянства (в Англии, Кастилии, Швеции). Гор. представительство зависело от общего развития и значения гор. сословия в стране. Там, где оно было достаточно сильным, его представители, составлявшие, как правило, особую палату в сословных собраниях, оказывали влияние на общую политику С. м. (во Франции, Кастилии, а также в Англии, где оно выступало в союзе с рыцарством). Там, где города были слабы, они не участвовали в сословных собраниях (Польша), или были в них представлены очень слабо (Венгрия, Швеция). Там, где представители разных сословий (особенно мелкие феодалы и горожане) действовали сплоченно, сословные собрания добились известной политической самостоятельности и налагали нек-рые ограничения на королев. власть в вопросах налогообложения, реже - законодательства. Однако эти ограничения не выходили за рамки защиты интересов феод. сословий (против отдельных злоупотреблений королев. власти). В других отношениях сословные собрания, напротив, поддерживали своим авторитетом королев. политику, особенно антикрестьянские мероприятия пр-ва. Чаще сословные собрания обладали лишь совещат. функциями. В целом они не ослабляли, но укрепляли гос. централизацию и королев. власть. Формой феод. гос-ва, сменившей С. м., была абсолютная монархия (см. Абсолютизм). Термин "С. м." был введен в употребление бурж. историками кон. 19 - нач. 20 вв. Не признавая клас. природы гос-ва, все они видели в С. м. одну из форм "правового" гос-ва. По мнению одних, в ней якобы осуществлялся "союз между королем и народом" в форме сотрудничества сильной королев. власти с "народным представительством" (как они трактовали сословные собрания). По мнению других, С. м. представляла собой "союз самостоятельных трех сословий под главенством короля", между к-рыми на условиях равноправия якобы делилась политич. власть. И те и другие видели в С. м. прямую предшественницу бурж. конституц. монархии 19-20 вв. и интересовались преемственностью между ними. Продолжением этих споров в совр. бурж. историографии служат концепции т. н. "корпоратистов" и "парламентистов". Согласно первой (более традиционной), С. м. возникла в процессе складывания общегос. сословий, их борьбы между собой и с королем. Сторонники этой концепции придают известное значение экономич. и социальным предпосылкам в формировании С. м. и подчеркивают важную самостоятельную роль сословных собраний (Э. Люс, И. де ла Гар, X. Кэм, Б. Уилкинсон, Р. Фавтье и др.). Представители "парламентистской" точки зрения (Ч. Макилвейн, М. Поуик, Г. А. Ханкинс, Г. Ричардсон, Г. Сейлс, О. Бруннер и др.) отрицают активную роль сословий и социальной борьбы в процессе складывания С. м. и главным ее создателем считают королев. власть, к-рая якобы сама организовала сословные собрания с целью дальнейшего укрепления своих политич. позиций. Эти собрания поэтому расцениваются как послушные орудия королев. власти, лишенные к.-л. самостоят. значения. "Парламентисты" рассматривают возникновение С. м. преим. в плане развития правовых и политич. институтов. И те и другие видят в С. м. надклассовый орган мира и порядка. Марксистская историография (исходящая при изучении С. м. из осн. положений учения Маркса, Энгельса, Ленина о гос-ве) исследует С. м. преим. в социальном аспекте, изучая конкретные проявления феод. природы С. м., воздействие клас. противоречий, клас. и сословной борьбы на возникновение и эволюцию С. м. Вместо традиционного термина "С. м." предложен термин "феод. монархия с сословным представительством", как более точно выражающий сущность этой формы гос-ва (подробнее см. в кн.: Е. В. Гутнова, Возникновение англ. парламента, М., 1960). Проблемы С. м. занимают большое место в работе Междунар. комиссии по истории представительных и парл. учреждений (при Междунар. комитете ист. наук). В России С. м. сложилась к сер. 16 в. с образованием Русского централизованного государства. Высшим сословно- представительным органом был Земский собор (первый бесспорный в 1549), имевший законосовещат. характер. Он состоял из Освященного собора и Боярской думы, представителей московского и уездного дворянства, купечества и посадских людей. В соборах 1611-13 участвовали представители служилых людей по прибору и гос. крестьян. Процедура его конституирования была неопределенной: или выборы участников на местах (нормы представительства не были зафиксированы), или приглашение из находившихся в Москве представителей различных сословий (при срочном созыве). Созывались соборы по инициативе пр-ва. На рассмотрение соборов выносились кардинальные вопросы внеш. и внутр. политики (вопросы войны и мира, выборов нового царя - при отсутствии прямых наследников, обсуждение законодат. кодексов, принятие мер против крупных клас. выступлений, введение экстраординарных налогов и т. д.). Расцвет деятельности соборов приходится на 10-е, 30-40-е гг. 17 в., время обострения клас. и внутриклас. борьбы и относит. слабости центр. гос. власти. В 1611-12 соборы были правительств. органом, противостоявшим польск. и швед. интервентам. Для периода формирования соборов и ранней их истории, а также постепенного свертывания их деятельности во 2-й пол. 17 в. (последний полный собор в 1653) типичны совещания представителей от отд. сословий, а также совместные заседания Боярской думы и Освященного собора. Органы местного управления, формировавшиеся по сословному принципу, появились ранее Земских соборов: в кон. 15 в. введено участие "лучших мужей" посадского и черносошного сел. населения в суде у наместников, в кон. 30-х гг. 16 в. началась губная реформа (завершилась в сер. 50-х гг.), передавшая сыск и суд по важнейшим уголовным делам в руки представителей местного дворянства (или посадских людей и гос. крестьян в р-нах, где отсутствовало светское феод. землевладение), в сер. 16 в. была проведена земская реформа Ивана IV (органы земского самоуправления закрепились впоследствии в нек-рых областях, в частности на Севере и в поволжских городах). В 1610-12 в нек-рых р-нах действовали областные сословно-представительные учреждения. Специфич. чертой С. м. в России (в сравнении с Зап. Европой) было преобладание центр. гос. власти самодержавия, опиравшегося на быстро развивавшийся центральный (система приказов - с сер. 16 в.) и местный бюрократич. аппарат. В бюрократич. аппарате со 2-й пол. 16 в. на смену наместникам приходят воеводы, сконцентрировавшие в 1-й пол. 17 в. всю суд., адм. и исполнительную власть на местах и полностью подчиненные приказам. В связи с этим резко падает значение органов гор. самоуправления (нек-рое их оживление произошло в 50-х - нач. 70-х гг. 17 в.), постепенно исчезает и губное самоуправление. Со 2-й пол. 17 в. начинается процесс формирования гос. строя рус. абсолютизма. Лит.: Кареев Н. И., Поместье - государство и сословная монархия ср. веков, СПБ, 1913; Ковалевский M. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1-3, М., 1906; McIlwain Ch. N., Constitutionalism ancient and modern, Ithaca (N. Y.), 1940; Cam Н. M., Marondiu A., St?kl G., Recent work and present views on the origins and development of representative assemblies, в кн.: Relazioni del X Congresso Internazionale di Scienze Storiche, v. 1, Firenzc, 1955 (библ.). См. также лит. при статьях об отдельных странах и в статьях о сословно-представительных учреждениях отд. стран (Парламент английский, Генеральные штаты, Земские соборы и др.). Е. В. Гутуова, В. Д. Назаров (С. м. в России). Москва.

    - (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение о … Энциклопедия права

    Сословно-представительная монархия - (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение объема полномочий монарха и… … Большой юридический словарь

    СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ - – форма феодального государства, представлявшая собой промежуточную ступень между монархией периода феодальной раздроблённости и абсолютизмом (см.). С. п. м. сложилась в ряде европейских стран на той стадии развития феодализма, когда объективные… … Советский юридический словарь

    Сословно-представительная монархия - форма правления в государствах периода развитого феодализма; была переходной от раннефеодальной (сеньориальной) монархии к абсолютной. В осуществлении государственно властных функций монархи при этой форме правления опирались на органы,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI сер. XVII вв … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Монархия - (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

    Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия

    Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

    монархия - (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Большой юридический словарь

    - (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Средние века. Выпуск 75(3-4) , . Выпуск открывается статьями, демонстрирующими новые подходы к изучению средневековой представительной системы: рассматриваются политические притязания Парижского парламента как отражение…

При описании политической системы и институтов европейских держав в Средние века мы нередко сталкиваемся с понятием «сословная монархия». Такая форма государственного устройства была характерна для Франции, России, Германии и т. д. В данной статье обсудим, что такое «сословная монархия», рассмотрим ее особенности и воплощение на примерах средневековых стран.

Определение понятия

Монархия - это форма управления государством, при которой верховная власть находится в руках одного человека и передается по наследству. Традиционно она делится на несколько видов: абсолютная, раннефеодальная, вотчинная, сословно-представительная, теократическая. Итак, что такое сословная форма управления государством, которая была распространена в западноевропейских державах в Средние века. Она характеризуется участием представителей разных (или одного) сословий в управлении страной. Эти органы могли выполнять законодательные и совещательные функции.

Характеристика

1. Ограниченность власти монарха.
2. Деление населения государства на сословия.
3. Централизация управления.
4. Наличие политически активных выходцев из различных сословий.
5. Разграничение функций по управлению государством между монархом и представительным органом.

Для того чтобы лучше понять, что такое сословная монархия, следует рассмотреть ее характеристики на примерах средневековых стран.

Сословная монархия в Англии

Данная форма управления сложилась в Англии к XIII в. До этого времени в стране уже оформились феодальные сословия. Верхушка общества состояла из баронов. Значительную роль в экономической жизни Англии начало играть дворянство. Кроме того, свои позиции усилили джентри и городская верхушка. При Иоанне Безземельном феодальные сословия начали борьбу против верховной власти. Уже в 60-е гг. XIII в. она переросла в гражданскую войну. Итогом этой борьбы было создание в 1295 году «Образцового» парламента. В его состав входили крупные духовные и светские феодалы. В период сословно-представительной монархии функции английского парламента заключались в определение размера податей и в контроле за высшими должностными особами. Позднее этот орган участвовать в принятии законов. В XIV в. при Эдуарде III парламент был разделен на две палаты: общин и лордов. Первая состояла из рыцарей и мещан, вторая - из баронов или наследственных пэров (в более поздний период).

Первый сословно-представительный орган страны был создан во времена Филиппа IV. С 1484 года он стал называться Генеральными штатами. Следует отметить, что этот орган находился в тесном союзе с королевской властью и фактически выражал ее интересы. В составе Генеральных штатов были представлены все три французских сословия (духовенство, дворянство и «третье»). Король, как правило, использовал Генеральные штаты для поддержки в разных ситуациях. Он даже спрашивал мнение сословий о законах, хотя для их принятия не требовалось согласие или утверждение данного органа. также могли обращаться к представителю высшей власти с просьбами или протестами. Выходцы из разных сословий собирались и обсуждали вопросы раздельно. Это не исключало конфликты между социальными группами. С конца XIII в. во Франции начинают собираться провинциальные (местные) штаты. Большую роль среди них в XV в. играл Парижский парламент.

В России такая форма управления возникает в 1569 году, когда Иван Грозный созвал первый Собор. Следует отметить, что формирование в этом государстве представительных органов имело свои особенности. В отличие от европейских держав, в России земские соборы не ограничивали власть царя. Этот орган власти включал в себя Боярскую думу, Освященный собор и выборных лиц из числа мещан и дворян. Органы сословной монархии в России созывались особым приказом царя. были призваны обсуждать важнейшие общегосударственные вопросы. Они принимали решения в области внешней и налоговой политики, а также избирали главу государства. Так, Б. Годунов, В. Шуйский и М. Романов вступили на престол по приглашению Земского собора.

С 30-х годов XVI в. в России существовала Активнее всего она формировалась в период Приказы были и судебными, и административными органами власти и создавались во всех территориальных единицах.

Сословная монархия в Германии

Главным сословно-представительным органом власти в Германии был Рейхстаг. В отличие от подобных учреждений в Англии и Франции, он состоял исключительно из «имперских чинов», которые не могли стать выразителем интересов всего народа. Рейхстаг оформился к XIV в. и включал в себя три курии: имперских князей, курфюрстов, имперских городов. Главную роль в жизни государства играла первая. Курия не имела решающего голоса в каких-либо вопросах. Ее деятельность была подчинена политике князей.

Рейхстаг созывался императором два раза за год. Представители разных курий собирались и принимали решения отдельно. Строго определенных функций у Рейхстага не было. Этот орган совместно с императором обсуждал внешнеполитические, военные, финансовые или территориальные проблемы. Однако влияние его на государственные дела было минимальным.

Выводы

Таким образом, чтобы понять, что такое сословная монархия, необходимо проанализировать ее функционирование на примерах разных стран. В рассмотренных государствах власти сложились к XIII - XV вв. В их состав, как правило, входили представители всех сословий. Однако во время принятия каких-либо решений главное слово было за дворянством и духовенством.